Добрый вечер, Марина!
Несколько раз просматривала видео и поняла, Лизе нужны дополнительные атрибуты в игре. В общем-то, она даже сама подсказала (на втором видео) это, когда спрятала колобка за книгу. Сейчас объясню. Мы когда с детками играем, обязательно ставим домик из конструктора или из коробки, деревья рисуем или ставил готовые (деревянные фигурки). Каждая сказка начинается со слов "Жили-были дед и баба...." Вот на этих словах и начинаем строить мир деда, бабки, колобка, курочки и т.д. Лиза хочет действовать с предметами, она каждый раз прячет колобка за книгу, яйцо то вставит в корзинку, то вытащит. Вот как я вижу ситуацию. Действия с дополнительными атрибутами помогут ей сделать и речь четче и ритмизируют ее. Совершенно точно в игре с колобком или курочкой не хватает зеленой тряпочки на столе - "полянка"; "домика" из коробочки с дверкой; не хватает "пенька" из коробочки из-под крема, на который колобок мог бы запрыгивать каждый раз и петь песенку.
Там можно обыгрывать сказки с игрушками "Мышка и карандаш", "Цыпленок и утенок", "Мешок яблок", "Под грибом" - но нужны атрибуты, можно использовать предметы-заместители, но они точно должны быть. "Гриб" - это может быть обычный зонтик и т.д.Сказки Сутеева я просматривала. Там всего несколько простеньких, из которых можно взять картинки и строить связный рассказ устно.
Еще одну важную деталь заметила при просмотре видео. Видео 1 Когда Вы спросили Лизу о том, кого еще колобок встретил по сказке, хотя этих героев Лиза не показала. Она показала только зайку и лисичку - значит мы говорим только о них. Лиза нуждается в поддержке, а на дополнительные вопросы о других персонажах она просто повторяла Ваши слова. Что тут можно было проговорить: "Ну значит сегодня наш колобок встретил только зайку и лисичку". В игре устанавливает правила ребенок. Значит мы положительно интерпретируем и проговариваем его действия.
Тоже самое происходит во втором видео. Лиза спрятала колобка, значит мы в положительном значении говорим об этом: "Ой, колобок решил поиграть с зайцем в прятки/ или колобок устал и отправился спать" (например). Мы говорим не о реальном тексте сказки (надо непременно спеть песенку), а играем в колобка, который в ситуации здесь и сейчас спрятался за книгу. В каких случаях прячутся: когда испугались, когда играют в прятки. Вот значит начинаем придумывать и говорим про прятки: "Какой колобок шустрый, спрятался от зайца" - таким образом вы делитесь опытом своего воображения. Это уже не заученный текст сказки, Лизе придется быть в ситуации текущей. А получается так:
Лиза спрятала колобка за книгу.
Вы: а колобочек что должен ответить?
Лиза: не ответит.
Вы: а чего ж он не ответит?
Лиза: ммммм.
В данной ситуации инициатива в игре шла от Вас, а нам нужна инициатива Лизы. Колобок априори не ответит, он спрятался. Она права. Вам надо просто внимательно понаблюдать за действиями Лизы и говорить про них, в положительном ключе.
Видео 5. Тоже можно начинать не с директивного (прямая инструкция) "Расскажи про курочку", а "Жила-была курочка. Было у нее..." дальше замолкаем и выдерживаем небольшую паузу. Мы ее даем Лизе. Негласно мы приглашаем/заводим ее в сказку. Пусть Лиза решит какой будет пауза и что дальше произойдет. Как раз после фразы "Расскажи про курочку" и Лизы и была запинка.
Когда Лиза рассказывает сказку по картинкам, можно иногда останавливать ее и задавать вопросы, восхищаться героями и т.д. Например: "Ой, Лиз, не увидела я куда пошла курочка."; "Вот это козлик, какой он умница" и т.д. Таким образом нам удастся побыть в ситуации/в сюжете еще некоторое время. А это значит нет спешки, хотя собственный ритм говорения у Лизы быстрый и нечеткие слова. А давая свои комментарии, и восхищаясь героями, мы даем Лизе возможность не торопиться.
Я хочу рассказать Вам не о коллаже с картинками из журналов. Мои коллажи другие. О коллаже на магнитной доске/на холодильнике. Есть интересная статья, там описаны этапы коллажа.Вот с коллажем интересно! Надо попробовать, правда журналов нет, из которых делать коллажи
Коллаж
Эту статью написала моя коллега. Внизу страницы есть красная кнопка "Читать". Почитайте. Мы с детьми на мольберте делаем такие коллажи.
На то они и педагоги, что понимают особенности и используют некоторые приемчики, для лучшего понимания ситуации.а вот социальное общение с незнакомыми пока нарушено. Но в реабцентр когда ходили она нормально общалась с педагогами на индивидуальном занятии. Т.е. отвечала на задания.
Тот самый говорильный альбом, который делают с Полиной Львовной в раннем возрасте, только сейчас в альбом вставляем картинки, которые помогут Лизе ориентироваться в том, чем и с кем она будет заниматься и что было ранее.А что это значит?
Когда мы только рассказываем, у Лизы активен только один анализатор - слуховой. Надо задействовать еще одну систему - зрительную: жесты или картинки (как удобней). Но факт в том, что когда смотрит и слушает, понимание еще лучше. Можно задавать уточняющие вопросы по картинке, можно вспомнить многое. И тогда у Лизы нет шансов "убежать" в разговоре. Если мы спросим ее: "Ты в прошлый раз с кем играла в мяч?", "А сегодня с кем хочешь поиграть" и т.д. Есть возможность "пожить" в ситуации и чуть подробней поговорить. А то получается как в диалоге с медсестрой. Абстрактные вопросы и такие же ответы, в целом.У меня такого альбома нет, но я на словах рассказываю Лизе (беседуем). Лиза слушает, понимает.
Правильно, потому что придумывает сама и без какой-либо наглядной опоры. Лизе просто нужен опыт в этом деле и альбомчик или календарь "Мой день"я сейчас заметила, что Лиза заикается только на отрицании (когда слово с приставкой "не") и когда говорит о своем личном желании (или не желании), типа: я не хочу, я пойду..., не будем мыть руки (вот это примерно так "н-н-н-н-н-н-н-не будем мыть руки).