Да, так и есть. Вот буквально за этот период у Лизы появились клонические судорги в начале слова на гласной. Есть и тонические, но уже совсем короткие. Она старается их преодолеть (сама, я ей ничего по этому поводу не говорила, наверное чувствует).
А так и есть. Тонические судороги вторичны. Они являются результатом попыток преодоления клонических. Чем длиннее пауза, тем длиннее стаж заикания.
А раньше было иначе?
Сколько помню ее - так и было. Я пробовала переучить, типа делай вдох, положив руку на живот. Не так и легко. Старается. Я делала не долго, дней 5-7 всего. Не закрепилось. По-видимому, надо дольше. Это было одно из первых упражнений по нейрокоррекции из одной книги. Вспомнила еще. Когда-то я занималась с Лизой по книге для вызова речи у детей с моторной алалией. Все занятия у автора построены на стихотворении с движениями, или движения с фразами, словами, начиная от самого простого и со временем усложняющееся. Начинала заниматься по этой книге, когда Лизе было 2,4 года. И по-моему в ней где-то были упражнения на дыхание, где нужно было положить руку на живот и делать вдох-выдох. Помню, с первого раза у Лизы не получилось, но со второго немного лучше, а потом получалось нормально и я пошла дальше, особо не останавливаясь на этом упражнении, оно потом заменилось другим, без руки на животе. Тогда Лиза не заикалась
Само не пройдет. Надо комплексно действовать: развитие двигательной сферы, ЛФК, психотерапия, логоритмика, логопедические занятия, Ваша любовь.
Марина, подскажите пожалуйста, что имеется ввиду "развитие двигательной сферы?" Я, в принципе, упражнения найду сама, мне нужно знать хотя бы направление, общая характеристика. Психотерапия - накупила уже какое- то время кучу книжек по детской психологии, там и детские страхи и неуверенность в себе и т.д., что требуется от родителей и все такое. Стараюсь воплощать в жизнь. Но там много всего - непочатый край как для работы. И еще, прочитав пару книг я поняла, что у Лизы есть агрессия. Она скрытая, но есть. Для меня это было очень удивительно, потому что наших детей характеризуют как добрых, любящих и т.д. Потом я вспомнила, как Вы мне когда-то сказали, что Лиза выражает свою злость, если неправильно вытянет карточку при игре с лото. И сопоставила. Я какое-то время не могла понять, почему агрессия. Потом пришла к выводу, что скорее всего у Лизы это как психологическая защита от тревожности, неуверенности в себе.
Сегодня я вернулась к домашним занятиям по логоритмике по Картушиной. Когда-то давно занималась. Лизе нравятся. Сейчас пока по урокам на 2-3 года. Она большую часть повторяет, но сложно произносить одновременно и звуки (подпевать) и движения. В основном, делает только движения. Я даже ритм замедляю проигрывания музыки, чтобы она успевала делать движения в ритм (ищу записи, чтобы можно было вибырать замедленное проигрывание).
По поводу логопедических занятий. Имею опыт общения Лизы с логопедами (если честно, то двумя за последний год. Один на тестировании в Икнлюзивном ресурсном центре, второй - в детском саду). По окончании занятия что у одного логопеда, что у второго у Лизы было сильное заикание. Самое интересное, что при тестировании в ИРЦ она нормально отвечала (без заикания) девочке на интеллектуальные тесты. Когда поменялся логопед , вначале тоже нормально отвечала. Когда дошло дело до построения предложений (простых, из двух -трех слов) по картинке. Вот от сюда уже начала немного заикаться, а еще позже уже отказывалась отвечать (по видимому из-за спазмов). На сколько я поняла, не всякий логопед подойдет и найду ли того, кто подойдет.
Действительно, Вы правы. Лиза очень эмоционально восприимчивый человек. Очень эмоционально реагирует на исправление ее ошибок кем-то, на критику, на плохое настроение окружающих (даже если это не ее вина). А еще, дома у нее целый день рот не закрывается. Я не знаю, как можно по 12-15 часов лепетать языком. Я бы к вечеру точно заикалась бы от такой нагрузки.
Спасибо большое, Марина!