Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Аватара пользователя
Татьяна
Последний визит: 25.12.2023 22:26
Дети:
Лилия
21.12.2018

#1 Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Татьяна » 15 окт 2020, 01:52

Добрый вечер. Большое спасибо авторам пособия и видеокурса, который сейчас идёт  и всем причастным специалистам за возможность заниматься с ребенком дома и консультироваться!  
Мой первый вопрос о ступенях подготовительного этапа. Я понимаю, что надо начать с первой ступени и идти последовательно. Как лучше организовать занятие, если с изображениями многих предметных картинок Лиля знакома, некоторые обозначает звуком или жестом??
При этом есть немало картинок незнакомых. 
И ещё есть проблема с различением картинок . Наверное тут где-то моя ошибка. Скорректируйте пожалуйста мои действия. Зная каждую картинку точно (как я вижу), Лиля в половине случаев показывает неверно (так было и с игрушками раньше). Постараюсь прикрепить видео - выбрала 5 пар для различения (на видео 3 из них) правильно показала только 2 пары, хотя все картинки знакомы.

https://cloud.mail.ru/public/GF1v/3JhmFH5s4
Благодарю. Здоровья Вам и Вашим близким.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#2 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Иванова Марина М. » 18 окт 2020, 20:57

Здравствуйте, Татьяна!
Рада приветствовать Вас!
Как лучше организовать занятие, если с изображениями многих предметных картинок Лиля знакома, некоторые обозначает звуком или жестом??

При этом есть немало картинок незнакомых. 
Вы предъявляете 2 знакомые картинки и 1 новую. Это постепенное введение нового материала. Работаете с этой тройкой картинок, затем опять оставляете 2 знакомые картинки и добавляете 1 новую. Любой ответ (жест или звук) является адекватным и принимается в похвалой.

 
И ещё есть проблема с различением картинок . Наверное тут где-то моя ошибка. Скорректируйте пожалуйста мои действия. Зная каждую картинку точно (как я вижу), Лиля в половине случаев показывает неверно (так было и с игрушками раньше).
При очень быстром темпе говорения взрослого, ребенку бывает сложно выделять ключевые слова. Поэтому его ответ кажется неверным

Вы прислали отличное видео, спасибо! Сейчас я все прокомментирую, вот прям по сценарию видео, по секундам проанализирую. Мои комментарии как раз будут ответом на Ваши вопросы в самом сообщении.
0.01 - есть комментарий и вопрос: "Да?" (про пустую коробку)
0.02 - звучит уже новое задание про складывание картинок
А теперь смотрите, Вы задали вопрос, на который нужно дождаться ответ. Ведь речь, это инструмент для диалога, а не только для называния картинок. В данном случае временной интервал между эпизодами "пустая коробка" и "будем складывать картинки" равен 1 секунде. Если Вы задаете вопрос - дождитесь на него ответ. 
"Нет там ничего. Да?" - после этой фразы нужна пауза, чтоб Лиля могла поддержать диалог ответом: "Да" Далее Вы можете опять сказать: "Пусто там". В данном случае, Вы  продемонстрируете Лиле доступный речевой образец "Пусто" вместо словосочетания "Нет там ничего", который Лиля точно сразу не скопирует. А слово "Пусто" оно простое, и легкое для подражания.  
Если взрослый не делает паузы и не дожидается ответа от ребенка, то речь будет восприниматься как фоновая, и не будет ценной. 

Сейчас дальше буду комментировать, в последующих сообщениях
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Татьяна
Последний визит: 25.12.2023 22:26
Дети:
Лилия
21.12.2018

#3 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Татьяна » 18 окт 2020, 22:50

Марина, добрый вечер. Спасибо за отклик! Буду ждать последующие комментарии по видео. Я действительно плохо контролирую свою речь в общении с Лилей, буду стараться. 
И уточню про Карточки сразу: беру 2 знакомые и 1 новую. И работаю с тремя. По трём ступеням сразу в одном занятии можно поработать?? Сегодня получилось даже сличение - кажется Лиля поняла задачу и ещё выучила жест «одинаковые»)) С различением сегодня тоже без ошибок, посмотрим что будет потом. Если Лиля в общем неплохо пока сидит за столом, можно брать в одно занятие не одну, а 2-3 тройки картинок? 
Благодарю. Здоровья Вам и Вашим близким.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#4 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Иванова Марина М. » 19 окт 2020, 00:26

Продолжение.
0.17 - Лиля тянется одновременно к двум картинкам. Татьяна, тут нужна последовательность. Посмотрите вот эту запись https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/nachinaem-govorit-s-egorom-znakomstvo-s-predmetnymi-kartinkami-i-ikh-razlichenie-1-i-2-stupeni/
Там стучанием по картинки фокусируется внимание. 
Дальше Вы отлично озвучиваете и развивается  прекрасный диалог.

0.52- вот тут есть тонкий момент. Вы используете фразу с обращением в 3-ем лице: "Лиля любит сок?" Это своего рода лайфхак. В ситуации общения с ребенком "здесь и сейчас" важно использовать комментарий в 1ом и во 2ом лице. 

Отлично получилось дальше выполнить задание, и Ваши чудесные формулировки и Лиля успешна.

Если картинки хорошо знакомы, то можно брать 3 карточки, 2 тройки. Если по 2 карточки, то выкладывайте по 3 двойке. Ее внимания вполне хватит.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#5 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Иванова Марина М. » 19 окт 2020, 00:44

Продолжаю.
В работе с картинками: киса и машина
2.34 - Очень длинная формулировка: и про пальчик, и про кису.
И дальше она смотрит в сторону, и ставит пальчик на стол, но очень близко к себе, посмотрела на кису. Она тем самым как раз и подсказала, что надо сделать для комфортной игры - придвинуть картинки ближе. в общем, она то ответила на Вашу просьбу. 
Дальше она положила ладошки на стол. И потом потянулась к машинке. Вот тут она задала следующий сюжет действий. Вы сразу поддержали это - задали вопрос про машинку. И все, от первоначального Вашего вопроса она уже отвлеклась. Дальше диалог развивался о машине. Потом она показала на кису. Лиля успешна в последовательном назывании картинок, которые находятся рядом. 
Дальше был опять долгий вопрос про машину, она за Вами повторила "бр-р" и отвлеклась на то, что находится рядом с ней - на шторы (3.08).
Татьяна, надо картинки ближе к Лиле придвинуть. Для нее это важно. 
И опять она одновременно тянется к двум картинкам, и Вы соглашаетесь на смену сюжета действий в рамках одного задания. 
3.47 - во время уборки картинок. Тут появляется критика ее действий: "Правильно положи", "Ты плохо положила" и т.д.
Обычно, если ребенок не справился с нашей просьбой, мы просто просим: "Сделай еще раз". Не фиксируем внимание на неуспешности. Критика и оценка в таком возрасте еще не мотивирует действовать успешно. Она блокирует дальнейшее общение. Тут можно просто сказать: "Спрячь картинку еще раз".
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#6 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Иванова Марина М. » 19 окт 2020, 01:04

Продолжаю.
Дальше работа с третьей парой картинок: свинка и уточка.
Смотрите, опять расстояние между Лилей и картинками большое. Она отвлеклась на то, что более доступно - Image катание на стуле.  Лиля очаровательна!
Дальше была опять длинная формулировка вопроса, и Лиля остается в своей игре - катается на стуле.
Очень инициативная барышняImage. Лиля, для своей успешности, начинает последовательный показ на картинки.

5.27 - на Ваш вопрос, покажи где хрюшка, для нее легче было показать "хрюшку" жестом. Она посмотрела на нее. 
Были исследования, в которых показано, что пространство/расстояние, для ребенка имеет  большое значение. Если к картинке/игрушке надо тянуться (прикладывать усилие), то ребенок может отвлечься. Что в общем и получилось - стена оказалась для руки ближе. 
Вот как только появилась дополнительная опора в задании - Ваш жест "дай" рядом с картинкой и простая просьба "Дай хрюшку", то она сразу же вернулась в игру.

Татьяна, резюмирую:
1. краткие вопросы
2. картинки располагаются ближе к Лиле (расстояние меньше вытянутой руки Лилии)
3. использование жестов, для уточнения речевой инструкции.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Татьяна
Последний визит: 25.12.2023 22:26
Дети:
Лилия
21.12.2018

#7 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Татьяна » 20 окт 2020, 00:28

Марина, добрый вечер. Спасибо за такой развёрнутый комментарий !! Все очень понятно. Осталось лишь применить. Буду стараться 
Благодарю. Здоровья Вам и Вашим близким.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#8 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Иванова Марина М. » 20 окт 2020, 19:57

Добрый вечер!
Если возникнут еще вопросы, обязательно пишите!
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Татьяна
Последний визит: 25.12.2023 22:26
Дети:
Лилия
21.12.2018

#9 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Татьяна » 22 окт 2020, 23:32

Марина, добрый вечер.
2 вопроса возникло:
1) я правильно поняла, что в тройке среди 2-х знакомых карточек - новая - с изображением знакомого предмета (то есть карточку видит впервые, но предмет знает) или надо третью брать - с незнакомым предметом ?? 
2) Вопрос - как выстроить занятие.
Я сейчас использую 6 карточек. 2 тройки. В каждой тройке предмет сначала называем (как раньше). Потом с ними же провожу игру на различение (называю по очереди - убираем в коробку). Потом также с другой тройкой. Потом один раз сыграли на сличение (взяли пока только 2 карточки и к ним подобрали пары). И ещё взяли лото с животными. Общее время - минут 10. Такая схема подойдёт Лиле пока ? 
Благодарю. Здоровья Вам и Вашим близким.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#10 Re: Начинаем говорить. Лилия 21.12.2018

Сообщение Иванова Марина М. » 29 окт 2020, 01:30

Добрый вечер, Татьяна!
Татьяна : писал(а): 1) я правильно поняла, что в тройке среди 2-х знакомых карточек - новая - с изображением знакомого предмета (то есть карточку видит впервые, но предмет знает) или надо третью брать - с незнакомым предметом ??
Важно подбирать картинки с теми предметами, которые знает ребенок, образ предмета уже сформирован. Иначе рискуете, что ребенок может выбросить карточку. Если предъявляете 2 карточки, то картинка знакомая + картинка новая, но с этими двумя реальными предметами/игрушками ребенок знаком. 

По всем правилам, с маленькими детьми, последовательность символического развития: сначала ребенок знакомится с предметом, затем он знакомится с его проекцией (картинкой).
Татьяна : писал(а): 2) Вопрос - как выстроить занятие.
Я сейчас использую 6 карточек. 2 тройки. В каждой тройке предмет сначала называем (как раньше). Потом с ними же провожу игру на различение (называю по очереди - убираем в коробку). Потом также с другой тройкой. Потом один раз сыграли на сличение (взяли пока только 2 карточки и к ним подобрали пары). И ещё взяли лото с животными. Общее время - минут 10. Такая схема подойдёт Лиле пока ?
Прекрасная схема работы! Все замечательно!
С уважением, Иванова Марина!
Ответить

Вернуться в «ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПОСОБИЕМ "НАЧИНАЕМ ГОВОРИТЬ"»