Что такое инклюзия? Только ли обучение? Можно ли обучаясь в специализированной школе, создать условия для инклюзии?
Таких вопросов очень много дать на них однозначный ответ сложно, а иногда и невозможно. Слишком много факторов оказывает влияние на ситуацию.
Напомню определение инклюзивного образования: это специализированное обучение, учитывающее особенности ребенка, реализуемое в среде нормотипичных сверстников. С моей точки зрения, ключевым здесь является "специализированное обучени". Если для него не создано условий (сокращенное количество детей, специалисты, тьюторы) - школу инклюзивной считать нельзя.
Напомню еще один факт: специальный педагог, который знает, как организовать обучение детей с теми или инными особенностями развития - учится этому пять лет, а затем регулярно проходит курсы повышения квалификации. Поэтому неудивительно, что те родители, которые с трудом добились обучения детей в обычной/массовой школе, недовольны уровнем обучения.
На этом я пока остановлюсь и предложу вашему вниманию историю одной девочки, которая когда-то была в программах Даунсайд Ап, а потом семья перехала в Израиль.
Полиночка была в нашей службе ДСА до года, я проводила у них домашние визиты.
Потом они уехали в Израиль, но время от времени приезжали к нам на консультацию. Ее мама, Лариса Зимина, иногда пишет мне и делится новостями.
Девочка после отъезда начала посещать ясли, потом детский сад, и ее маму очень волновало, что с Полинкой мало занимаются, а вместо этого учат играть, наводить порядок, кататься с горки, дожидаясь свое очереди, ездить на велосипеде. Она хотела найти дополнительных специалистов, чтобы все-таки проводить дополнительные занятия, но потом решила довериться той системе, которая считается эффективной в стране: социализация и развитие на ее базе.
Здесь сайт Поленьки http://takayapolina.ru/#project
И две интересные статьи в нашей прессе:
https://relevantinfo.co.il/takayapolina/
https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5069170,00.html
Мы списались с Ларисой и я задала ей вопросы на интересующую нас всех тему.
Интервью с Ларисой Зиминой
- Лариса, можно я некоторые твои слова размещу на форуме в виде цитат?
- Нужно:) можно прямо с фотографией, лучше, конечно, Поли:)))
- Там уже висит ссылка на статьи, есть ваши фотографии, но я хочу немного рассказать и о том, что мы сейчас говорили - об инклюзии в обучении и в жизни..
-
______________________________________________________________________________________________________
Полине сейчас 14 лет и она переходит из младшей школы в среднююи старшую, где будет учиться до 21 года.
Мама, конечно, волнуется:
Сейчас они - старшие в школе, а в следующем году будут младшие, а там будут взрослые ученики по 20 лет и там все другое.
Учится девочка в специализированной школе:
Мне мой профессор-консультант сказал, что она не готова к обычной, и она пошла в специальную, я ни разу не пожалела
Они там пашут как бешеные - учителя, очень много с ними работают
Полина читает, пишет, считает плохо правда
Варианты обученияВ спецшколе много специалистов, подвозка, занятий в сто раз больше и она королева школы. а так была бы дурочкой для битья
мне кажется, что Поля такая растет именно потому, что ей никто в жизни не сказал, что она особенная в плане "хуже". она и уверена, что она лучше всех, это помогает. Ну я, конечно, поддерживаю - фотосессии, балет и все такое
Лариса, какие варианты обучения есть в вашей стране? Кто принимает решение при их выборе?
На что ориентирована спецшкола? Какие предметы там есть кроме академических?В Израиле родители, по большому счету, отвечают за ребенка. Есть комиссия, которая предлагает школу, но можно упереться, и если ребенок не агрессивный и не опасен для себя или других, то его посадят в ту школу, на которой родители настаивают. Сложнее получить сопровождение - это кучу денег стоит.
И есть 3 варианта: спецшкола,
маленький класс в обычной школе
или обычный класс с сопровождением
Мэрия прижимистая, сопровождение не торопится давать, но в принципе там сидят спецы и советуют по делу.
Так вот чаще всего они советуют спецшколу, и не зря, там условия в сто раз лучше, чем в обычной, все сотрудники с соответствующим образованием, даже пожертвования меценаты скорее дадут спецшколе чем обычной
А что вы сами делаете для социализации?Очень много всего, что направлено на социализацию.
Например один день в неделю - кафе. Дети приходят с деньгами и половина из них- посетители, половина - официанты, потом день на море - плавают, чего-то там делают на лодках, еще они ездят в совхоз и там работают.
Ну и в школу приходят спецы с собаками - лечат детей общением и учат обращаться с животными.
Был проект с бассейном - учили плавать
К ним все время кто-то приходит: то солдаты то дети, то верующие
Про речьНичего специального. У меня трое детей, Полина старшая. Она в 17.00 приходит из школы. Я ее на кружки вожу и в театры, и на выставки и на концерты. Это, практически, все.
Лариса, а как у Поленьки с речью? Вы занимались этим дополнительно?
Это замечательно. Как ты счиатешь, без логопеда вы бы этого не достигли?Занимались, и все равно недостаточно хорошо: когда торопится - заикается, иногда открыт рот, хотя и старается и работает.
Думаю в следующем году вернуться к логопеду, надо бы все время, но у меня детей-то трое, это не очень просто все...
Но уровень речи у нее очень высокий, и читает она отлично, даже неадаптированные книги на иврите читает и понимает
Ну тут нет такого: без логопеда, логопед есть всегда: в спецсаду и спецшколе, просто они разного уровня.
Мы почти всегда посещали еше и частного логопеда на индивидуальных занятиях, причем специалисты разные были, от очень хороших до "так себе". Думаю, что без дополнительных занятий было бы хуже.
А кроме логопеда, вы привлекали дополнительных педагогов?
Ипотерапия, арт-терапия, балет, 2 года в театральном кружке, логопеды...
Дайте вспомнить...
Ну еще всякие программы типа "Перах" (Цветок) - это когда студенты занимаются по нескольку часов в неделю
Подробнее про социализацию
Лариса, ты сказала:
Это часто происходит? Они учатся в эти дни?Например, один день в неделю – кафе: приходят с деньгами и половина - посетители, половина - официанты, потом день на море - плавают, чего-то там делают, на лодках плавают, они ездят в совхоз и там работают.
Все это бывает каждую неделю. Кафе - это просто большая перемена в один из дней, учебе не мешает.
Они уверены, что умение заплатить и дать сдачу в кафе полезнее урока математики (и я согласна)
Кроме того, это быстрее учит счету
А вот морские занятия (там не плавание, а что-то типа мореведения) и занятия на природе - сельское хозяйство – занимают целый день.
Я даже не уверена, что они в эти дни учатся.
Ну то есть профессором ей не бывать, но читать-писать она умеет.
Я точно знаю, что учеба в чистом виде в их школе явно не главное и
при этом Полина довольно успешно продвигается