Главная / Электронная библиотека / Программы в сфере здравоохранения: зарубежный опыт
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
2450

Программы в сфере здравоохранения: зарубежный опыт

Описание:

Интервью обозревателя Даунсайд Ап Нины Ивановой с Амелией Берджесс, которая работает в университете Миннесоты, а также в педиатрическом отделении медицинского центра в Миннеаполисе, и имеет большой опыт взаимодействия с замещающими семьями как в качестве социального работника, так и терапевта. В статье рассказывается о том, какую специальную поддержку педиатров получают дети, попадая в систему семейного устройства в США.

К сожалению, в ходе подготовки спецпроекта нам не удалось найти сведений ни об одной отечественной программе педиатрического сопровождения, рассчитанной специально на детей из приемных семей. Возможно, они существуют, однако нам о них неизвестно. Единственное, о чем можно сказать наверняка, так это о том, что такие программы необходимы. Об этом свидетельствует и опыт работы врачей-педиатров из Соединенных Штатов Америки. Там система устройства детей-сирот сильно отличается от нашей, российской, а дети с синдромом Дауна вообще практически не попадают в эту систему, поскольку либо воспитываются в биологических семьях, либо, в редких случаях, усыновляются сразу после рождения. Однако даже дети, не имеющие серьезных генетических отклонений, попадая в систему семейного устройства, получают специальную поддержку педиатров.

Об этом мы поговорили с участницей VI Международного форума «Каждый ребенок достоин семьи», который прошел в Москве в октябре 2017 года, с врачом-педиатром Амелией Берджесс, которая работает в университете Миннесоты, а также в педиатрическом отделении медицинского центра Park Nicollet (г. Миннеаполис), и имеет большой опыт взаимодействия с замещающими семьями как в качестве социального работника, так и терапевта.

- В Соединенных Штатах есть федеральные законы об устройстве детей в приемные семьи, –  рассказала А. Берджесс. – В этих законах перечислены лишь базовые требования: что приемная семья должна сама себя содержать; что основной ухаживающий взрослый должен предоставить справку о состоянии своего здоровья; есть определенные требования к жилью; все проживающие в семье обязаны пройти полицейскую проверку и интервью. В стране есть официальное сообщество замещающих семей. Приемные родители в обязательном порядке проходят обучение, прежде чем взять под опеку или усыновить ребенка, а дети в приемных семьях должны получать определенный набор медицинских услуг. Но при этом законодательством не регламентируется, каким именно образом все это должно осуществляться в каждом штате. Соответственно, ситуации в разных штатах различаются. Например, в Техасе детям из приемных семей предоставляется очень хорошая медицинская страховка, а в штате Нью-Йорк созданы команды медицинских специалистов, которые имеют опыт работы с этой категорией пациентов. А скажем, в Миннесоте правительство делает акцент на финансировании нужд детей с особыми потребностями и выделяет субсидии на оплату работы координатора, который помогает вести и поддерживать семьи с детьми с особыми потребностями, в частности с синдромом Дауна или расстройствами аутистического спектра.

Многие факторы, влияющие на жизнь детей, попадающих в замещающие семьи, могут приводить к физическим и когнитивным нарушениям. В связи с этим необходимо более внимательное отношение к здоровью приемных детей.

Идеально, чтобы ребенок попал на прием к педиатру в течение первых 24 часов после перемещения в замещающую семью, чтобы выяснить, нет ли у него какой-нибудь серьезной проблемы, которую нужно срочно решать. Затем будет назначено посещение для всестороннего обследования (комплексной оценки) в течение 30 дней после размещения ребенка в семье. Мы изучим не только физическое состояние ребенка, но и наличие у него когнитивных и психологических проблем. Мы обращаем внимание на пять разных областей здоровья: физическое здоровье (и это то, что нам обычно приходит в голову, когда мы думаем, чем занимается педиатр), ментальное здоровье (проблемы, связанные с депрессией, гиперактивностью, нарушениями внимания), задержку развития (речи, моторных функций и т.д.), проблемы со здоровьем зубов. И последнее – образовательное здоровье. Как педиатр я всегда интересуюсь, ходит ли ребенок в школу, в обычную или коррекционную, есть ли у него там проблемы, можно ли их урегулировать или надо искать более подходящее образовательное учреждение. Вовсе не обязательно, что педиатр сам делает оценку этих пяти областей, но он должен убедиться, что специалисты провели эти обследования и сделали свои заключения. При этом педиатр не дублирует и деятельность социального работника, который работает не столько с самим ребенком, сколько с семьей. Например, если педиатр считает, что организация обучения ребенка не соответствует его образовательным потребностям и возможностям, он обсудит этот вопрос как раз с социальным работником. Тот в свою очередь всегда прислушается к мнению врача, тем более, если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Вообще это очень важный вопрос: как построить команду, которая будет помогать ребенку и приемной семье. Посещение для последующего наблюдения назначается в течение 60-90 дней после размещения. И тогда педиатр смотрит и контролирует, как все происходит, насколько удалось реализовать рекомендации, полученные после первого всестороннего обследования. Например, врач может спросить, удалось ли семье связаться со специалистом по поводу образовательных услуг, обращались ли к стоматологу и так далее. При этом в медицинском учреждении есть координатор, помогающий врачу контролировать эти вопросы. По мере необходимости (возможно, даже каждую неделю) он звонит приемным родителям и спрашивает, какие назначения они уже выполнили.

- Давайте представим, что все идеально: у ребенка все хорошо, и вы не нашли никаких проблем…

- Мы все равно будем достаточно часто наблюдать этих детей. Обычно мы рекомендуем в течение первых шести месяцев наблюдаться у педиатра каждые два месяца, но приемных детей будем наблюдать в этом возрасте раз в месяц. Потом, до полутора лет – каждые три месяца и каждые шесть месяцев для детей, пока они не окончат школу, до 21 года. Мы это делаем, потому что знаем, что в любой момент что-нибудь может пойти не так. Это может случиться по разным причинам. Например, у одного из наблюдаемых мною малышей после помещения в замещающую семью замедлилась прибавка в весе, хотя в росте он прибавлял и на первый взгляд неплохо развивался. Одна из главных вещей, которые я делаю как педиатр – слежу за ростом и весом ребенка. Существуют соответствующие графики, и российские врачи их тоже, насколько мне известно, используют. Это очень важно, потому что если ребенок плохо набирает вес, – это верный показатель, что что-то идет не так, и педиатра это должно насторожить. Иногда, наоборот, попав в семью, ребенок слишком сильно набирает вес. В таком случае я сразу начинаю думать, что, наверное, для меня как для врача есть две проблемы. Первая – ожирение, и тут нужно решить, как правильно регулировать питание ребенка, чтобы он оставался здоровым. А вторая – анемия. Иногда мы видим, что ребенок ранее не получал необходимого питания, и теперь он лишь нагоняет те показатели, которые у него должны быть. Тут нужно учитывать, что если ребенок начинает очень резко расти, то возникает риск анемии. Поэтому сразу же после резкого скачка в росте я проверяю уровень железа в крови, даже если ранее этот показатель был нормальным. 

Один из аспектов, на которые я обращаю особое внимание, – это уровень развития ребенка. Я  очень хотела бы, чтобы каждому ребенку, помещенному в приемную семью, делали скрининг развития достаточно часто. Но не всегда это получается. В нашей клинике мы используем валидные, надежные методы с доказанной эффективностью, для того чтобы проводить скрининг развития. Например: Ages and Stages Questionnaire (4-60 месяцев); Ages and Stages Questionnaire. Social-Emotional (4-60 месяцев); шкалы оценки уровня развития Беттелл (Battelle) (0-95 месяцев); скрининг неврологического развития грудных детей Бейли (Bayley) (3-24 месяца); скрининг Бриганс II (Brigance Screens II)(0-90 месяцев); Child Development Inventory (18 месяцев – 6 лет); Emotional Child Development Review – Parent Questionnaire (18 месяцев – 5 лет); Infant Development Inventory (0-18 месяцев); тест Parents' Evaluation of Developmental Status (0-8 лет). Эффективность этих методик была доказана научными исследованиями с выборками из разных культурных слоев и социальных групп в США.

- Какой из этих методов вы сами используете чаще всего?

- Я чаще всего использую тот метод, который я лучше всего знаю: Ages and Stages Questionnaire. У меня есть несколько страниц, содержащих список разных тестовых заданий, которые родители выполняют с детьми до того, как прийти ко мне на прием, а затем заполняют этот опросник, отвечая на каждый из вопросов: может ли это делать ребенок, делает ли он это постоянно и всегда ли он делает это успешно. Вопросы, включенные в этот список, позволяют оценить когнитивные, коммуникативные, социальные навыки, мелкую и крупную моторику. Помимо письменных ответов от родителей, я также еще разговариваю с ними, спрашиваю, все ли идет хорошо, какие проблемы они замечают. Если по результатам опроса получается, что все хорошо, но я вижу, что проблемы есть, я отправляю семью к узкому специалисту, чтобы он провел свою оценку. Иногда, наоборот, тест позволяет выявить то, чего не замечаю ни я, ни родители. Поэтому я рекомендую использовать все три способа: тестирование, оценку педиатра и мнение родителей. Важно понимать, что все эти три метода не ставят диагноза, а лишь указывают на наличие проблем, с которыми ребенка, возможно, нужно направить к узкому специалисту, например к неврологу: диагноз может поставить только он. Я знаю, что эта методика используется в разных странах, но не уверена, что она есть на русском языке.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о комплексной оценке, которая проводится по отношению к детям, попадающим в систему семейного устройства.

- Комплексная оценка включает в себя изучение информации о рождении ребенка, его медицинской и семейной истории; оценку таких показателей, как рост и вес ребенка, а также показателей его физического здоровья. Сюда входят обзор и обновление иммунизации, рассмотрение лабораторных анализов, оценка здоровья с точки зрения развития. Помимо этого, при комплексной оценке также учитываются здоровье полости рта, поведенческое, психическое здоровье, образовательное благополучие.

В идеале я хотела бы знать о ребенке абсолютно все: историю семьи, как проходили роды у его матери, были ли хирургические вмешательства – одним словом, все. Однако это невозможно. Скажем, доступ к информации о сделанных прививках я получить могу, поскольку в США ведется учет всех вакцин. А вот информация о здоровье биологической матери, как правило, педиатру недоступна, поэтому я обследую ребенка более тщательно: проверяю показатели крови, а также на определенных этапах развития провожу те или иные специфические обследования, даже если ребенок уже перерос возраст, в котором их рекомендуется проводить обычным детям.

- Существуют ли в США какие-то специальные программы, позволяющие обучать педиатров работе с приемными детьми и их семьями?

- Пожалуй, у нас нет такого педиатра, который хоть раз не работал бы с детьми из этой категории. Однако специальной обучающей программы у нас нет. Когда я выбрала для себя работу с приемными детьми, то сама собрала всю необходимую информацию и систематизировала ее, а теперь помогаю другим своим коллегам и работаю с приемными родителями, чтобы они могли получить необходимую поддержку. Так, я объясняю родителям, на что обратить внимание  врача, что у него попросить для исчерпывающего обследования ребенка. 

В США есть Ассоциация педиатров – крупнейшее профессиональное сообщество специалистов, работающих в этой сфере. В ней зарегистрированы почти все американские педиатры, и именно через эту организацию мы последние 10 лет мы распространяем информацию о том, как работать с детьми из приемных семей.

- Как вы считаете, какую программу помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, и принявшей его приемной семье можно считать успешной?

- Отвечая на этот вопрос, я хотела бы сказать несколько слов о любви. Потому что любовь – это именно то, в чем дети нуждаются больше всего. Сложность в том, что разным людям свойственно разное поведение, с помощью которого они проявляют любовь. В процессе нашей работы с приемными семьями мы пытаемся поддержать и стимулировать у замещающих родителей такое поведение, которое принесет пользу детям, ранее испытавшим на себе дефицит внимания, чтобы они могли ощущать себя наилучшим образом. Если эту задачу удается решить, то программу поддержки приемной семьи можно назвать успешной.

 

Похожие материалы