Обнинск II. Коррекционно-педагогическая работа. Формирование двигательных навыков

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#91

Сообщение polina » 01 июн 2012, 01:02

БЕСЕДА 14
Добрый вечер, уважаемые коллеги.
Спасибо всем за ответы. Приятно видеть, что вы хорошо ориентируетесь в таблицах, отражающих  уровни развития навыков.
У нас пока не все ответы (нет ответа Мироновой Ольги и ответ Кати вышел за пределы таблиц формирования навыков), но я продолжу публиковать таблицы и давать задания. чтобы все могли закончить эту тему. те, кто будет продолжать участвовать в июне, получат возможность более глубоко разобраться в двигательном развитии. Новую тему, посвященную развитию общения и речи мы начнем в сентябре.
Итак, я завершаю публикацию навыков. В документах будут таблицы  уровней развития 11-15 навыков.
Обратите внимание, что все навыки касаются либо сложной смены поз, либо движений без опоры.
Работа над этими навыками не требует особой мотивации для родителей. Это то, чего они хотели и ждали.
Есть одна опасность, которая подстерегает нас при формировании этих навыков: желание родителей достичь этих навыков как можно быстрее.
Так например, не дожидаясь того, что ребенок начнет ходить вдоль опоры, а потом оторвется от нее, родители начинают водить детей за руки или, того хуже, вставлять в ходунки,  которые по сути, являются "Сидунками" Image
Все эти способы создают иллюзию того, что ребенок ходит "как все", но они же препятствуют формированию ползания и самостоятельной ходьбы.
Более подробно вы можете прочитать об этом в статье, а пока скажу лишь, что приходится идти на компромисс: на улице родители водят ребенка (лучше не за руки, а за шарф, повязанный на бедрах), а дома ребенок  передвигается только самостоятельно любым доступным ему способом.
http://downsideup.org/board/showthread.php?t=147
Итак, задание. Выбираете любой из предложенных навыков (11-15) и придумываете упражнение, которое вы можете порекомендовать родителям.
План обычный:
навык
уровень
цель
рекомендованное упражнение
Я жду ваших ответов до 6 июня.  
Я поняла, что Наталья (Манохина) в отпуску.
Наташа, если вы не сможете ответить, то постарайтесь скопировать навыки. Я в конце этой части семинара всю тему "Документы-2"  уберу в скрытый режим. Кроме того я уберу и обсуждение 1 блока.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#92

Сообщение polina » 03 июн 2012, 12:09

Спасибо, Оля. Есть еще один дополнительный прием для ощущения опоры. (выделяю это цветом, чтобы увидели и прочитали все)
Когда ребенок сидит на коленях матери перед диваном, проверяем под правильным ли углом стоят его ноги. (какой должен быть угол, проверьте на себе,  вставая со стула Image ) А затем взрослый жмет на колени вниз, чтобы ребенок ощутил опору.
Попробуйте и это почувствовать на себе. Сядьте на стул и медленно вставайте. Вы увидите, что сначала усиливается опора на ноги - переносится вес на них, а потом уже идет рывок вперед и вверх.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#93

Сообщение polina » 04 июн 2012, 16:53

katti;21477Добрый день!
НАВЫК 11. Встает у опоры
Актуальный уровень:  3. Ребенок сначала встает на колени, затем переходит в позу на корточках, а потом встает к опоре, выпрямляя одновременно обе ноги. Движения ног при этом активны и симметричны, ребенок придерживается за стол руками.
Цель: встать к опоре сначала на высоких коленях, затем выставляя вперед одну ногу, принять позу на одном колене, а потом выпрямить ноги.
Рекомендации: P.S. я взяла не стол как опору , а детскую кроватку. Посадить ребенка в кроватку лицом к решетке, взять любимую игрушку малыша и на край опоры поставить ее. "Смотри, кто к нам пришел? Это мишка! Мишка хочет поиграть с Ваней в прятки." Игрушку от опоры надо немного наклонить в кроватку и подвигать ей из стороны в сторону, затем спрятать за бортик кроватки. И потом повторить это. "Ванечка ку-ку! Где мишка?" Ребенок при этом начинает тянуть руки к краю бортика и придерживаясь начинает вставать сначала перенося вес на колени. затем на корточки и толчком встает и упоры.
С уважением Екатерина Чернякова.
Катя спасибо за ответ. Но я не поняла: в результате занятий ребенок не переходит на следующий уровень:
Было:
Ребенок сначала встает на колени, затем переходит в позу на корточках, а потом встает к опоре, выпрямляя одновременно обе ноги. Движения ног при этом активны и симметричны, ребенок придерживается за стол руками.
Стало:
Ребенок при этом начинает тянуть руки к краю бортика и придерживаясь начинает вставать сначала перенося вес на колени. затем на корточки и толчком встает и упоры.
То есть цель, которую вы поставили не решена.
Вот цель:
встать к опоре сначала на высоких коленях, затем выставляя вперед одну ногу, принять позу на одном колене, а потом выпрямить ноги.
Она предполагает умение вставать через асимметричную позу, то есть, требует переноса веса тела.  Этого в кровати на сделаешь.. Необходимо находиться сзади ребенка и помочь качнуться с ноги на ногу.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#94

Сообщение polina » 04 июн 2012, 17:00

Vyalushka;21482Добрый день, Полина Львовна.
Навык 14. Ходит без поддержки (ходит самостоятельно)
Актуальный уровень: ребенок делает не менее 7 шагов самостоятельно, ходит вперед и, повернувшись - обратно. Ротации туловища нет. В фазе опоры положение в коленном суставе стабилизируется статически.
Цель: ребенок делает не менее 7 шагов самостоятельно, ходит вперед, поворачивается и идет обратно. Присутствует либо ротация туловища, либо динамическая стабилизация положения в коленном суставе в фазе опоры.
Рекомендации родителям:присядьте на корточки на некотором расстоянии перед ребёнком, раскиньте руки, окликнете малыша, затем поймайте его и потормошите, когда он дойдёт до вас. Окликнете малыша сзади, чтобы он развернулся, поменял направление движения и пошёл в обратную сторону.Можно попросить ребёнка принести  мягкую игрушку, чтобы руки его были заняты. Полезно ребёнка учить при ходьбе преодолевать или обходить препятствия.
С уважением, Елена Вяликова.
Елена, спасибо. Идея хорошая. Но есть одна тонкость: ребенок должен идти и поворачиваться не касаясь опоры.
Так что тормошить его нельзя. Взрослый обходит ребенка, становится сзади и снова зовет его. Image Это не совсем понятно из текста, но это необходимое дополнение: если ребенок поворачивается держась за опору. то это тот же уровень, на котором он и был. Я это тоже выделю цветом, поскольку это важное дополнение.  
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#95

Сообщение polina » 05 июн 2012, 21:09

Лариса, спасибо большое. Все правильно.
Добавлю еще одно упражнение: мама и ребенок стоят на коленях друг на против друга, мама держит ребенка за руки. далее действия аналогичные тем, что описала Лариса. Качаем на одну ногу, ждем когда ребенок выведет и поставит на колено вторую, затем качаем на нее и вверх.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#96

Сообщение polina » 06 июн 2012, 19:05

Добрый вечер, Мария. Спасибо за ответ.
Я  бы его немного переструктурировала:
 1. Поставьте ребенка в центре комнаты (далее ваш текст) располагая игрушку сбоку то выше, то ниже относительно ребенка, тренируя тем самым чувство равновесия в положении стоя.
2. Дополнительное упражнение: ребенок стоит перед опорой( например, детский столик). Затем предлагаем ребенку взять игрушку, располагая ее слева и немного сзади. Ждем, пока ребенок сам развернется и дотянется до нее левой рукой.
Почему оно дополнительное? потому что вы опять вернулись к опоре и ваша цель развитие равновесия вообще.  Это упражнение, действительно,  поможет развить навыки равновесия но напрямую не направлен на достижение цели:
Ребенок стоит самостоятельно и перемещает вес тела в сторону. При этом он наклоняет в сторону прямое туловище, боковое сгибание туловища (латерофлексия) отсутствует.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#97

Сообщение polina » 06 июн 2012, 21:18

Спасибо за ответ, Наташа. Дополнений нет - все правильно. Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#98

Сообщение polina » 07 июн 2012, 15:53

Добрый день, Оля.
Навык 9 без замечаний.
Навык 15. Можно добавить упражнения на перенесение веса тела, в том числе и умение вставать через колено с опорой на руки взрослого. См. описание в 215 сообщении.

Теперь, о вашем вопросе
Полина Львовна! Возникла проблема в диагностировании: НАВЫК 13. Переходит из положения лежа на животе в положение сидя. Ребенок 2 года 5 месяцев. С положения лежа сразу встает на ноги (ходит самостоятельно) - с положения лежа посадить не удалось. Как быть? На что обратить внимание?

Прежде всего. спасибо за вопрос. В планах наших дальнейших бесед по двигательному развитию, как раз предполагалось обсудить практическое использование теста. А тут как раз и вы набежали.  Image
Все,  что я буду писать дальше,  я выделяют цветом, что означает "для всех".
В лицензионном семинаре Лаутеслахера есть процедура восстановления навыков. Но мы ее не можем использовать в виду того, что она требует длительного си сложного объяснения. Поэтому мы с вами будем использовать адаптированный вариант, который поможет нам справляться с подобными ситуациями.
Итак: не удалось протестировать навык.
ШАГ1.
Существует два возможных объяснения:
1. у ребенка нет этого навыка
2. у ребенка есть этот навык но он его не демонстрирует (не хочет).
Прежде всего, нужно выяснить с каким из вариантов мы встретились.
Если это ребенок, с которым вы регулярно занимаетесь или хотя бы периодически встречаетесь, то вы можете знать это сами. В противном случае, вы должны выяснить это у родителей.
Вопрос 1. умеет ли ребенок садиться
вопрос 2: как он это делает. Мама может объяснить или показать на кукле. Вы можете показать сами несколько вариантов и спросить, какой использует ее ребенок.
На этом мы остановимся.
У меня, Оля вопрос к вам: как обстояло дело в этом случае?
После того, как вы ответите, перейдем ко второму шагу.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#99

Сообщение polina » 07 июн 2012, 21:52

Vyalushka;21575Добрый день, Полина Львовна!
Спасибо за ответ. Под словом "тормошить"я имела в виду "обнять с радостью". А позвать ребёнка может, например, папа. Мама при этом отпускает ребёнка и  он поворачивается сам, без опоры.
С уважением, Елена.
Лена, как упражнение это годится. при тестировании - нет. По условиям ребенок должен идти, повернуться (не прикасаясь ни к чему) и пойти в обратном направлении.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#100

Сообщение polina » 07 июн 2012, 21:54

Галия все правильно, но без опоры. Image Пусть стоит перед зеркалом, далее по вашему тексту. То, что описали вы подходит к 10 навыку. Image
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»