Обнинск. Итоговые документы- 1

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#1 Обнинск. Итоговые документы- 1

Сообщение polina » 31 янв 2012, 00:00

Уважаемые коллеги. В этой теме я буду постепенно накапливать документы, отражающие темы нашего обсуждения.  Так нам всем будет удобнее понять, что уже было предметом нашего разговора, разобраться в  направлениях работы, а, может быть, и понять, какой вопрос был обсужден недостаточно и к нему нужно вернуться.
Напомню содержание первого блока:
1. Ранняя помощь. Основные принципы оказания ранней помощи, направления работы.
*Современные представления о развитии детей раннего возраста. Взаимодействие в диаде. Теория привязанности.
*Особенности детско-родительского взаимодействия в семье ребенка с синдромом Дауна. Формирование детско-родительского взаимодействия.
*Организация и содержание работы служб ранней помощи в рамках семейно-центрированной модели. Формы и способы организации ранней помощи.
*Социально-психологическая и коррекционно - педагогическая поддержка семьи
Примечание: Этот блок не имел большого спроса, но как разработчик данного семинара, я считаю его первоочередным и поэтому начнем мы с него.
Блок1. Ранняя помощь. Основные принципы оказания ранней помощи, направления работы.
*
1.Современные представления о развитии детей раннего возраста. Взаимодействие в диаде. Теория привязанности. Послана ссылка на документ
Общее представление о привязанности. Развитие каждого ребенка базируется на теплых отношениях с близкими людьми, которые обеспечивают ему чувство безопасности, любви и заботы. Особенно разительные перемены происходят в младенчестве,  то есть с момента рождения до года. Что лежит в основе таких перемен? Только ли физический рост и созревание, как думали раньше?  Многочисленные наблюдения и исследования показали, что в основе развития детей раннего возраста лежать отношения любви и заботы, которые  носят название первичной привязанности. Отсутствие или искажение формирования первичной  привязанности  приводит к серьезным нарушениям развития ребенка. Исследование депривации, то есть нарушения развития детей, растущих в сиротских учреждениях, показали, что даже при наличии регулярных и квалифицированные занятий с ребенком, он значительно отстает в развитии от ребенка, растущего в семье.  Теперь это научно доказано и, к счастью, не вызывает ни у кого сомнения. В последнюю международную классификацию болезней МКБ-10 вошел новый диагноз "реактивное расстройство привязанности".  
Как растет и развивается в семье  обычный ребенок?  Можно условно сказать, что занятия с каждым ребенком начинаются с момента его рождения.  В семье  эти занятия осуществляют родители, прежде всего мама малыша. Что собой представляют такие занятия? Прежде всего, это взаимодействие и общение в процессе ухода и игры. И мама, и ребенок обладают определенным поведенческим репертуаром, который они используют при общении. Этому их никто не учит, все заложено в них самих. У ребенка полностью на инстинктивном уровне, у мамы кроме инстинктивного поведения, например, изменения голоса, особого выражения лица итд, в поведение входят и культуральные обычаи ее народа, традиции ее собственной родительской семьи, опыт, почерпнутый из книг итд.

Как конкретно реализуется взаимодействие мамы и ребенка,
и в каком случае оно оптимально способствует развитию младенца? Вы все это описали в ваших ответах.
1. Взаимодействие в диаде происходит в игре и при уходе.
2. Мама и ребенок настроены  и взаимно стимулируют друг друга.
3. У мамы с малышом происходит постоянный диалог, в котором младенец является активным участником. Его ответы, кромке звуковых сигналов часто носят невербальный характер, но интерпретируются мамой как вербальные.
4. Мама делает паузы, давая возможность малышу дать этот ответ.
5. Мама комментирует любой ответ малыша, воссоздавая диалог, который постепенно становится двухстронним.
6. Взаимодействие с ребенком проходит в сочетании с мультимодальной стимуляцией: тактильной, двигательной, слуховой, зрительной, обонятельной, тепловой итд. Нам трудно даже представить себе все каналы, на которых ведется этот диалог.
7. Мультисенсорная стимуляция, взаимодействие и общение происходят одномоментно, как говорят психологи «в рамках одной трансакции» или внутри одного контакта.
Если говорить о комплексном или системном подходе, то здесь эти понятия приобретают особый смысл: не достаточно учитывать  все сферы развития, нужно делать это одновременно.  Если кормить ребенка, сидя сзади и закидывая еду ложку за ложкой, а  затем провести занятие на развитие общения –  это будет несравнимо по эффективности с тем, что описали вы.
2.Особенности детско-родительского взаимодействия в семье ребенка с синдромом Дауна. Формирование детско-родительского взаимодействия.Послана ссылка на документ

Как помочь семье особого ребенка? Из  всего  перечисленного, можно сделать три основополагающих вывода, которые лягут в основу  семейно-центрированной модели помощи:
Вывод первый: если описанная выше модель развития ребенка оптимальна, значит, ее нужно использовать в работе с детьми с особыми потребностями. Иными словами, развивать и воспитывать ребенка должны родители при консультативной поддержке специалистов.
Вывод второй: особенности ребенка и состояние родителей, переживающих травму рождения особого ребенка,  нарушают этот механизм. Планируя работу с семьей, мы должны учитывать особенности развития ребенка и психологическое состояние родителей.
И наконец, вывод третий. Мы специалисты призваны не ломать, а наоборот восстанавливать механизм привязанности в семье особого ребенка. Родители не должны становиться учителями своего ребенка.  Ребенок не должен получать взамен мамы учителя.

Как это сделать? Какие направления работы являются обязательными при реализации семейно-центрированной модели?
Ответ на это дает следующая тема:
3.Организация и содержание работы служб ранней помощи в рамках семейно-центрированной модели. Формы и способы организации ранней помощи. Социально-психологическая и коррекционно - педагогическая поддержка семьи
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#2

Сообщение polina » 06 фев 2012, 22:29

3.  Обратимся к социально-психологической поддержке семьи.
Как показал отечественный и зарубежный опыт, наиболее эффективной оказывается служба, в которой каждая семья получает помощь по следующим направлениям:

1 Психологическая поддержка, осуществляемая психологом (индивидуальная, групповая)
2. Психологическая составляющая педагогической работы, например, формирование взаимодействия в диаде, безусловное принятие мамы и ребенка педагогом. Умение сообщать об особенностях ребенка с позитивной точки зрения - как способ помочь его развитию.

3. Социально-психологическая поддержка: продуманная структура службы, командный подход в сопровождении семьи  включение родителей в различные коллективные мероприятия (психологические группы, групповые формы работы с детьми, в том числе и с младенцами) досуговые мероприятия, совместный выход в музей, театры итд.
Организация взаимоподдержки родителей (например, можно давать новым семьям телефоны семей, готовых их поддержать)
4. Информационная поддержка (перспективы жизнеустройства ребенка, его возможности, правовая информация, организации, оказывающие различного вида поддержку итд)
5. Методическая поддержка  Примыкает к коррекционно педагогическому направлению работы. Рассматривается в этом разделе, поскольку повышение компетентности родителей дает им ощущение стабильности и уверенности.
Важно помнить, что знакомя с оптимальными условиями  для развития ребенка, мы не делаем  явного акцента на особенности развития ребенка. Для родителей первичен вопрос как помочь, а причины, по которым это нужно делать так, а не иначе – вторичны.
Командная работа специалистов
Самой эффективной показала себя такая форма работы, при которой каждый специалист службы ясно представляет себе, как реализуется работа с семьей по каждому из названных  направлений. Этому помогают  регулярные совместные обсуждения программы работы  с семьей,  учет промежуточных  результатов, внесение поправок в программы - все это  позволяет каждому специалисту эффективно реализовывать свое направление,  а также  представлять себе цели и задачи коллег по команде.
Но, что не менее важно,  это дает возможность  специалисту включать элементы каждого  направления в свой индивидуальный план, не нарушая при этом границ своей компетенции. Например, педагог не должен давать советов по медицинским проблемам, но зная о их наличии, учитывает, например,  степень физической или эмоциональной нагрузки на ребенка, дистанцию при предъявлении наглядного материала. Он может заметить, что с ребенком "что-то не так" и порекомендовать обратиться к врачу итд.  
Педагог на групповом занятии может ненавязчиво помочь мамам познакомиться друг с другом, что поможет им создать новую среду общения взамен утерянной при рождении особого ребенка.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#3

Сообщение polina » 07 фев 2012, 18:37

Хочу обратить ваше внимание на то, что на этом форуме есть много документов, которые могут быть полезны вам, вашим коллегам и вашим семьям.
Чтобы лучше разобраться в структуре форума и сайта можно прочитать справочную тему. http://downsideup.org/board/showthread.php?t=971
На форуме есть раздел  "Методические материалы". Его чтение удобнее начинать с оглавления  http://downsideup.org/board/showthread.php?t=837
Обращаю ваше внимание на статью о синдроме Дауна http://downsideup.org/board/showthread.php?t=818
План медицинского обследования детей с синдромом Дауна может пригодиться как  семьям, так и специалистам http://downsideup.org/board/showthread.php?t=736
На сайте есть тема, которая поможет вам познакомиться с электронной версией книг, которыми также могут пользоваться и родители и специалисты. http://downsideup.org/board/showthread.php?t=996&p=18383#post18383
Возможно, вам будет интересно почитать консультативные разделы: психологический и коррекционно-педагогический.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#4

Сообщение polina » 23 фев 2012, 17:01

Помещаю краткий вариант описания группы детско-родительского взаимодействия. Авторами являются Киртоки А. и Наталья Ростова, ведущие таких групп - Киртоки А. Степенова В.

[U]Группа детско-родительского взаимодействия (песочница) [/U]для семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна является частью системы психологического сопровождения такой семьи. В первый год после подтверждения у младенца синдрома Дауна и родители, и другие члены семьи переживают стресс,  социальную изоляцию и  другие последствия воздействия стрессоров. Мамы, как правило, избегают выходов на детские площадки и общения с родителями «обычных» детей.

   Работа таких групп носит превентивный характер. Она адресована всей семье в целом. На занятия могут приходить помимо родителей,  еще и сиблинги, и бабушки с дедушками.

 Группы детско-родительского взаимодействия построены по принципу свободного общения в специально организованных «рамках», поддерживаемых ведущим – психологом. На эти группы приглашаются родители с детьми от 6 месяцев. Основная цель – адаптация семьи в социальной среде. Психолог осуществляет наблюдение за взаимодействием ребенка и родителей, беседует с родителями, отвечает на их вопросы. В результате у родителей снимается тревога по поводу особенностей развития малыша, они начинают лучше понимать поведение ребенка, доверять своим чувствам. Дети получают первый опыт нахождения вне дома, общения со сверстниками, с незнакомыми взрослыми. Также это один из первых опытов разделения ребенка и родителей, где у детей есть свое пространство игры, а у родителей – свое – наблюдение, которое отличается от прямого взаимодействия с ребенком, к которому родитель привык ежедневно.
Организация и содержание группового занятия
Режим занятий
Занятия проводятся  один раз в неделю.
Группа открытого типа, функционирует в течение учебного года. С сентября по июнь.
Занятия проводят два психолога, имеющих психотерапевтическую подготовку в психоаналитическом подходе. Такая подготовка необходима, поскольку в фокусе внимания специалиста- психоаналитическая модель развития личности ребенка
(Наличие такой подготовки важно только у одного специалиста, ему может помогать психолог или  педагог)  Ведущие группы проявляют минимум инициативы. Их задача следовать, за детьми и взрослыми.  Эта свобода выбора дает родителям возможность опереться на свои  приоритеты. У ведущих появляется возможность видеть эти приоритеты, и, например,  обсудить с родителем, то, как важно было ему поговорить с другими родителями, не беспокоясь о о своем ребенке.
Занятие имеет продолжительность 1,5 часа/ включая чаепитие.
Число семей  на одном занятии не превышает десяти.
Семья – это ребенок с синдромом Дауна и сопровождающие его взрослые, братья, сестры.
Структура типового группового занятия
Подготовительный этап. Встреча в фойе. Приветствие.
Это так называемый этап ориентировки, необходимый для включения в новую среду. Семья входит в Центр, их встречают ведущие, здороваются, приглашают переодеваться.
Время до начала занятия
Ребенку часто необходимо время, чтобы освоиться в помещении, иногда дети засыпают по пути в центр и просыпаются, когда их вносят в фойе.  
Приглашение в игровую комнату. Ровно в определенное время ведущие покидают фойе и заходят в зал. В это же время родителей  с детьми и других родственников тоже приглашают в зал. Поскольку этот вид занятий не предполагает организованного начала, участники заходят в зал и присоединяются  в своем режиме. Важно, чтобы ведущие присутствовали в зале с начала до конца занятий- это ровно 1,5  часа. Занятие начинается и заканчивается строго в одно и то же время. Именно присутствие  в зале ведущих символизирует начало и конец занятия.

Этап действия. В игровом зале есть ковер, ящики с игрушками, коврики- подстилки для малышей, шезлонги, стулья для родителей. Взрослые и дети сами выбирают себе  удобное расположение и занятия по желанию. Это время свободной игры и свободного общения.
Наблюдая за этим процессом, специалисты имеют возможность получить важную информацию о семье, их взаимодействии с ребенком: актуальные переживания и взрослого, и ребенка, напряжение, тревога, уверенность и т. д. будут отражены в том, как именно,  осваиваются дети и взрослые на конкретном занятии.  
Во время этого действия родители могут наблюдать за своим ребенком, или играть с ним. Могут завести беседу с другими родителями или задать вопрос специалистам. Родители могут обсуждать, то, как общаются между собой их дети. Вместе разрешать «трудные» ситуации, когда у детей возникают конфликты. Поддерживать родителя, если он встревожен поведением своего ребенка.
Этап «Время чаепития». Это обязательная часть занятия. Она символически разграничивает пространства: совместное с ребенком и сугубо взрослое.
Взрослые пьют чай. Дети при этом, могут присоединиться к взрослым, а могут остаться на ковре.
Этап «Завершение». Ведущие объявляют  конец занятия и покидают помещение. Родители имеют возможность еще в течение часа свободно общаться и убирают за собою помещение.
Этап обсуждения занятия ведущими. Все что,  происходило на группе,  фиксируется в записях/на видео Ведущие обсуждают: поведение детей, реакции родителей, динамику изменений от занятия к занятию.
На этом этапе ведущие обсуждают стратегии психологической поддержки конкретной семьи или пары- мама ребенок.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 01.11.2024 00:04

#5

Сообщение polina » 01 мар 2012, 11:21

Организация домашних визитов

Частота, время и продолжительность посещений семьи
Специалист ранней помощи посещает семью два раза в месяц. Такая частота посещений показала себя оптимальной. Более частые визиты создают у родителей иллюзию того, что занятия педагога с ребенком самодостаточны. Родители оставляют все занятия на откуп педагогу, который в этом случае начинает играть роль репетитора, что для раннего возраста, безусловно, неприемлемо. Посещения реже двух раз в месяц усложняют отслеживание динамики развития ребенка и внесение поправок в программу. При определении частоты визитов мы учитываем также и то, что для оказания психологической помощи семье необходимы регулярные и достаточно частые встречи, особенно на этапе формирования привязанности родителей и ребенка.
Следует, однако, отметить, что у нас имеется положительный опыт и пролонгированного консультирования, когда программа для семьи составлялась на сроки до полугода, иногда и больше.
Мы стараемся назначать для визита удобное для семьи время. Главным критерием здесь является режим сна малыша. Длится визит около двух часов. Первые посещения могут быть более продолжительными, иногда до трех - трех с половиной часов. Это время особенно интенсивной психологической поддержки семьи. Такие длительные беседы иногда случаются и позже, они бывают вызваны какими-то проблемами в семье, опасениями родителей по поводу поступления в детский сад и так далее. Но в основном продолжительность визитов более двух часов встречается только на первом этапе работы службы с семьей.
Структура визита
Каждый педагог, посещающий семьи, хорошо знает, что нет одинаковых семей и нет одинаковых визитов. Даже при посещении одной и той же семьи визиты сильно отличаются друг от друга. Их характер зависит и от того, что запланировал педагог, и от того, что в данный момент происходит в семье. Визит должен органично включаться в жизнь семьи; нужно понимать, что при настойчивом следовании плану теряется прелесть естественного общения, которую ценят и любят все участники встречи. Следует заметить, что личность педагога, его характер и привычки также делают работу каждого специалиста неповторимой. И всё же, несмотря на разнообразие используемых методов и форм работы,  каждый визит состоит из определенных частей
Составные части визита педагога в семью.
ВСТРЕЧА --- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ----ПРОЩАНИЕ
В основной части, в свою очередь,  можно выделить:
начало,
игра-занятие,
наблюдение
составление рабочей программы
Расскажем об основной части программы и ее составляющих более подробно:
начало, -  основное внимание уделяется общению с ребенком и с родителями, обычно с мамой (темы бывают самыми разными, от успехов ребенка до медицинских проблем или общесемейных новостей; если обсуждение требует длительного времени, оно переносится на конец занятия);
игра-занятие с малышом, во время которого педагог оценивает динамику развития ребенка по всем направлениям; в этой игре могут принимать участие  и педагог, и близкие ребенка.
Наблюдение за свободной игрой или деятельностью ребенка.
Важным этапом основной части является фиксация динамики развития, которая проводится по результатам игры-занятия и наблюдений за свободной игрой ребенка, либо со слов родителей. Необходимо отметить положительные сдвиги в развитии ребенка, причем сделать это так, чтобы они были заметны и понятны родителям, так как сами родители часто могут и  не обратить внимания на качественные изменения в навыке ребенка и переживать из-за того, что нет прогресса. И, конечно же, для них особое значение имеет тот факт, что эти позитивные перемены отметил педагог.
Окончанием основной части визита становится составление программы на две последующие недели и обсуждение с родителями способов её реализации. В программе отмечаются общие цели и задачи, которые потом будут конкретизированы в заданиях, играх и в быту. Обсуждается создание развивающей среды и оптимального режима. Подобное структурирование помогает сделать жизнь малыша упорядоченной и предсказуемой.
При составлении этой рабочей программы мы опираемся на долгосрочную программу, которая обновляется три-четыре раза в год по результатам полного обследования уровня развития ребенка. Таким образом, программа для семьи на ближайшие две недели, с одной стороны, опирается на долгосрочную программу, а с другой – вносит в нее уточнения. Это делает планирование более объективным и выполнимым.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»