Напомню содержание первого блока:
Блок1. Ранняя помощь. Основные принципы оказания ранней помощи, направления работы.1. Ранняя помощь. Основные принципы оказания ранней помощи, направления работы.
*Современные представления о развитии детей раннего возраста. Взаимодействие в диаде. Теория привязанности.
*Особенности детско-родительского взаимодействия в семье ребенка с синдромом Дауна. Формирование детско-родительского взаимодействия.
*Организация и содержание работы служб ранней помощи в рамках семейно-центрированной модели. Формы и способы организации ранней помощи.
*Социально-психологическая и коррекционно - педагогическая поддержка семьи
Примечание: Этот блок не имел большого спроса, но как разработчик данного семинара, я считаю его первоочередным и поэтому начнем мы с него.
*
1.Современные представления о развитии детей раннего возраста. Взаимодействие в диаде. Теория привязанности. Послана ссылка на документ
Общее представление о привязанности. Развитие каждого ребенка базируется на теплых отношениях с близкими людьми, которые обеспечивают ему чувство безопасности, любви и заботы. Особенно разительные перемены происходят в младенчестве, то есть с момента рождения до года. Что лежит в основе таких перемен? Только ли физический рост и созревание, как думали раньше? Многочисленные наблюдения и исследования показали, что в основе развития детей раннего возраста лежать отношения любви и заботы, которые носят название первичной привязанности. Отсутствие или искажение формирования первичной привязанности приводит к серьезным нарушениям развития ребенка. Исследование депривации, то есть нарушения развития детей, растущих в сиротских учреждениях, показали, что даже при наличии регулярных и квалифицированные занятий с ребенком, он значительно отстает в развитии от ребенка, растущего в семье. Теперь это научно доказано и, к счастью, не вызывает ни у кого сомнения. В последнюю международную классификацию болезней МКБ-10 вошел новый диагноз "реактивное расстройство привязанности".
Как растет и развивается в семье обычный ребенок? Можно условно сказать, что занятия с каждым ребенком начинаются с момента его рождения. В семье эти занятия осуществляют родители, прежде всего мама малыша. Что собой представляют такие занятия? Прежде всего, это взаимодействие и общение в процессе ухода и игры. И мама, и ребенок обладают определенным поведенческим репертуаром, который они используют при общении. Этому их никто не учит, все заложено в них самих. У ребенка полностью на инстинктивном уровне, у мамы кроме инстинктивного поведения, например, изменения голоса, особого выражения лица итд, в поведение входят и культуральные обычаи ее народа, традиции ее собственной родительской семьи, опыт, почерпнутый из книг итд.
Как конкретно реализуется взаимодействие мамы и ребенка, и в каком случае оно оптимально способствует развитию младенца? Вы все это описали в ваших ответах.
1. Взаимодействие в диаде происходит в игре и при уходе.
2. Мама и ребенок настроены и взаимно стимулируют друг друга.
3. У мамы с малышом происходит постоянный диалог, в котором младенец является активным участником. Его ответы, кромке звуковых сигналов часто носят невербальный характер, но интерпретируются мамой как вербальные.
4. Мама делает паузы, давая возможность малышу дать этот ответ.
5. Мама комментирует любой ответ малыша, воссоздавая диалог, который постепенно становится двухстронним.
6. Взаимодействие с ребенком проходит в сочетании с мультимодальной стимуляцией: тактильной, двигательной, слуховой, зрительной, обонятельной, тепловой итд. Нам трудно даже представить себе все каналы, на которых ведется этот диалог.
7. Мультисенсорная стимуляция, взаимодействие и общение происходят одномоментно, как говорят психологи «в рамках одной трансакции» или внутри одного контакта.
Если говорить о комплексном или системном подходе, то здесь эти понятия приобретают особый смысл: не достаточно учитывать все сферы развития, нужно делать это одновременно. Если кормить ребенка, сидя сзади и закидывая еду ложку за ложкой, а затем провести занятие на развитие общения – это будет несравнимо по эффективности с тем, что описали вы.
2.Особенности детско-родительского взаимодействия в семье ребенка с синдромом Дауна. Формирование детско-родительского взаимодействия.Послана ссылка на документ
Как помочь семье особого ребенка? Из всего перечисленного, можно сделать три основополагающих вывода, которые лягут в основу семейно-центрированной модели помощи:
Вывод первый: если описанная выше модель развития ребенка оптимальна, значит, ее нужно использовать в работе с детьми с особыми потребностями. Иными словами, развивать и воспитывать ребенка должны родители при консультативной поддержке специалистов.
Вывод второй: особенности ребенка и состояние родителей, переживающих травму рождения особого ребенка, нарушают этот механизм. Планируя работу с семьей, мы должны учитывать особенности развития ребенка и психологическое состояние родителей.
И наконец, вывод третий. Мы специалисты призваны не ломать, а наоборот восстанавливать механизм привязанности в семье особого ребенка. Родители не должны становиться учителями своего ребенка. Ребенок не должен получать взамен мамы учителя.
Как это сделать? Какие направления работы являются обязательными при реализации семейно-центрированной модели?
Ответ на это дает следующая тема:
3.Организация и содержание работы служб ранней помощи в рамках семейно-центрированной модели. Формы и способы организации ранней помощи. Социально-психологическая и коррекционно - педагогическая поддержка семьи