Обнинск.ДОКУМЕНТЫ 3. Формирование общения и речи
- polina
- Последний визит: 01.11.2024 00:04
#1 Обнинск.ДОКУМЕНТЫ 3. Формирование общения и речи
Социально-психологический аспект речи/ прагматика.
Правила организации эффективного общения
Речь развивается в диалоге, который в свою очередь возникает в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого в быту, игре и в процессе специально организованного занятия. Все особенности, присущие диалогу, не теряют своей актуальности и в том случае, когда собеседником взрослого является маленький ребенок, не умеющий говорить: это обмен информацией, желаниями, чувствами, переживаниями. Именно поэтому, например, нельзя считать диалогом обращенное к ребенку требование повторить слово или фразу. Не способствуют желанию говорить и многочисленные вопросы, несущие контролирующий, а не игровой смысл. Так, например, эмоционально заданный вопрос «Ой, кто это там спрятался?» и вопрос «Скажи, кто это?», хотя и относятся к одному и тому же игрушечному зайчику и требуют одинакового ответа, будут по-разному восприняты малышом: только первый вопрос вызовет у ребенка интерес и, возможно, желание ответить.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, интонации, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый должен не только сам активно их использовать, но и обязательно принимать от ребенка в качестве ответа такого рода сигналы. Если на ваш вопрос малышу о том, чем бы он хотел заняться, тот просто принес вам книгу - это действие и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь вместе с ним читать книжку.
Ребенок говорит, когда у него есть заинтересованность или потребность в общении. Чтобы не объяснять этот постулат подробно, напомним всем известный анекдот про мальчика, который в 7 лет вдруг сказал, что каша недосолена, а раньше совсем не говорил, потому что все было в порядке.
Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка. С одной стороны, необходимо иметь представление об уровне понимания речи малышом, а с другой - об объеме его активного словаря. Если взрослый знает, что в словаре ребенка пока нет нужного слова, то он должен предусмотреть для ребенка другие, невербальные формы ответа. Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха, поскольку его желание ответить вступает в противоречие с отсутствием у него возможности сделать это. А вот если взрослый, задавая этот же вопрос, держит в руках и яблоко, и грушу, то малыш с радостью ответит, указав на желаемый объект, а это значит, что диалог состоится.
Тот предмет, действие или событие, о котором идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка. Чаще всего это игра, которая интересна ребенку. Например, можно бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", и тогда есть гораздо больше шансов вызвать собственную речевую реакцию ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (а иногда и очень настойчивой) просьбе взрослого сидит и сортирует предметы.
Оба собеседника (участника диалога) должны быть «настроены на одну волну», то есть, сосредоточены на одной теме. Допустим, ребенок принес маме мяч, чтобы поиграть, а мама в ответ спрашивает, не хочет ли он на горшок. Это яркий пример того, что может мешать ребенку в следующий раз обратиться ко взрослому (я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно больше настроены на игру, и, если малыш приносит им машинку, они играют с ним в машинку, а не начинают вытирать ему нос.)
Взрослому необходимо уметь понимать и правильно интерпретировать любые сигналы ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если доброжелательно и точно прокомментировать высказанную таким образом просьбу и правильно ответить ему, он снова и снова будет инициировать общение. Текст комментария взрослого может быть следующим: « Ты хочешь гулять? Сейчас соберемся, возьмем лопатку и пойдем!» Дети могут инициировать этот простой диалог много раз, и взрослому надо откликаться снова и снова, пока малыш не усвоит этот вариант разговора о гулянии и лопатке.
Подводя итог, отметим, что наличие отзывчивого собеседника и адекватной ситуации будет мотивировать малыша общаться с вами, а значит, будет поддерживать в нем желание говорить.
Правила организации эффективного общения
Речь развивается в диалоге, который в свою очередь возникает в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого в быту, игре и в процессе специально организованного занятия. Все особенности, присущие диалогу, не теряют своей актуальности и в том случае, когда собеседником взрослого является маленький ребенок, не умеющий говорить: это обмен информацией, желаниями, чувствами, переживаниями. Именно поэтому, например, нельзя считать диалогом обращенное к ребенку требование повторить слово или фразу. Не способствуют желанию говорить и многочисленные вопросы, несущие контролирующий, а не игровой смысл. Так, например, эмоционально заданный вопрос «Ой, кто это там спрятался?» и вопрос «Скажи, кто это?», хотя и относятся к одному и тому же игрушечному зайчику и требуют одинакового ответа, будут по-разному восприняты малышом: только первый вопрос вызовет у ребенка интерес и, возможно, желание ответить.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, интонации, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый должен не только сам активно их использовать, но и обязательно принимать от ребенка в качестве ответа такого рода сигналы. Если на ваш вопрос малышу о том, чем бы он хотел заняться, тот просто принес вам книгу - это действие и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь вместе с ним читать книжку.
Ребенок говорит, когда у него есть заинтересованность или потребность в общении. Чтобы не объяснять этот постулат подробно, напомним всем известный анекдот про мальчика, который в 7 лет вдруг сказал, что каша недосолена, а раньше совсем не говорил, потому что все было в порядке.
Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка. С одной стороны, необходимо иметь представление об уровне понимания речи малышом, а с другой - об объеме его активного словаря. Если взрослый знает, что в словаре ребенка пока нет нужного слова, то он должен предусмотреть для ребенка другие, невербальные формы ответа. Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха, поскольку его желание ответить вступает в противоречие с отсутствием у него возможности сделать это. А вот если взрослый, задавая этот же вопрос, держит в руках и яблоко, и грушу, то малыш с радостью ответит, указав на желаемый объект, а это значит, что диалог состоится.
Тот предмет, действие или событие, о котором идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка. Чаще всего это игра, которая интересна ребенку. Например, можно бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", и тогда есть гораздо больше шансов вызвать собственную речевую реакцию ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (а иногда и очень настойчивой) просьбе взрослого сидит и сортирует предметы.
Оба собеседника (участника диалога) должны быть «настроены на одну волну», то есть, сосредоточены на одной теме. Допустим, ребенок принес маме мяч, чтобы поиграть, а мама в ответ спрашивает, не хочет ли он на горшок. Это яркий пример того, что может мешать ребенку в следующий раз обратиться ко взрослому (я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно больше настроены на игру, и, если малыш приносит им машинку, они играют с ним в машинку, а не начинают вытирать ему нос.)
Взрослому необходимо уметь понимать и правильно интерпретировать любые сигналы ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если доброжелательно и точно прокомментировать высказанную таким образом просьбу и правильно ответить ему, он снова и снова будет инициировать общение. Текст комментария взрослого может быть следующим: « Ты хочешь гулять? Сейчас соберемся, возьмем лопатку и пойдем!» Дети могут инициировать этот простой диалог много раз, и взрослому надо откликаться снова и снова, пока малыш не усвоит этот вариант разговора о гулянии и лопатке.
Подводя итог, отметим, что наличие отзывчивого собеседника и адекватной ситуации будет мотивировать малыша общаться с вами, а значит, будет поддерживать в нем желание говорить.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.11.2024 00:04
#2
ОБЩЕНИЕ
Помещаю краткий конспект статей М.И. Лисиной, посвященных общению
1. Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, прояснения мнений и достижения общего результата.
Общение - это коммуникативная деятельность. Ее основные признаки:
Наличие собеседника/партнера
Наличие коммуникативных актов: инициативных, ответных.
В общении есть цели и задачи: для чего совершается общение.
Средства общения:
речевые
экспрессивно мимические
предметно- действенные.
Функция общения:
организация совместной деятельности
формирование межличностных отношений
познание друг друга
2. Коммуникативные мотивы у ребенка:
0-6 месяцев - ситуативно-личностные (непосредственно- эмоциональные) Низкая чувствительность к отрицательным сигналам взрослого, высокая чувствительность к вниманию взрослого
6-36 мес/3 года. - ситуативно-деловые (предметно-действенные). Интерес к общению в процессе и по поводу предметной деятельности:
6-12 месяцев характеризуются началом использования предмета, как объекта, включенного в общение, например, игры "дай-на",
12 -36 месяцев интерес все больше смещается на общение в процессе совместной деятельности
3 - 4 года - познавательный и внеситуативно-познавательный ( наглядные формы мышления, усвоение правил, умозрительные заключения и сверхчувствительность к оценке их взрослым.
4/5-7 лет внеситуативно-познавательный и внеситуативно-личностный.личностный. Интерес к людям взаимопонимание и сопереживание.
Помещаю краткий конспект статей М.И. Лисиной, посвященных общению
1. Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, прояснения мнений и достижения общего результата.
Общение - это коммуникативная деятельность. Ее основные признаки:
Наличие собеседника/партнера
Наличие коммуникативных актов: инициативных, ответных.
В общении есть цели и задачи: для чего совершается общение.
Средства общения:
речевые
экспрессивно мимические
предметно- действенные.
Функция общения:
организация совместной деятельности
формирование межличностных отношений
познание друг друга
2. Коммуникативные мотивы у ребенка:
0-6 месяцев - ситуативно-личностные (непосредственно- эмоциональные) Низкая чувствительность к отрицательным сигналам взрослого, высокая чувствительность к вниманию взрослого
6-36 мес/3 года. - ситуативно-деловые (предметно-действенные). Интерес к общению в процессе и по поводу предметной деятельности:
6-12 месяцев характеризуются началом использования предмета, как объекта, включенного в общение, например, игры "дай-на",
12 -36 месяцев интерес все больше смещается на общение в процессе совместной деятельности
3 - 4 года - познавательный и внеситуативно-познавательный ( наглядные формы мышления, усвоение правил, умозрительные заключения и сверхчувствительность к оценке их взрослым.
4/5-7 лет внеситуативно-познавательный и внеситуативно-личностный.личностный. Интерес к людям взаимопонимание и сопереживание.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.11.2024 00:04
#3
Особенности развития речи детей раннего возраста с синдромом Дауна.
Отставание речевого развития, особенно экспрессивной стороны речи является одним из основных в структуре дефекта детей с синдромом Дауна.
Исследователи и практики выделяют ряд особенностей развития речи детей с синдромом Дауна:
значительное отставание её экспрессивной стороны при относительно сохранном понимании обращенной речи.
медленный рост словаря, особенно экспрессивного
нарушения слоговой структуры и звукопроизношения
нарушение формирования грамматического строя
по результатам данных Центра ранней помощи ДСА наблюдается также большой разброс сроков появления речевых навыков, так если в норме появление лепета варьируется от 3-4 месяцев до 5-6 месяцев, то диапазон появления лепета у детей с синдромом Дауна, варьируется от 4-х до 13 месяцев.
Перечислим основные причины нарушения речи у детей с синдромом Дауна:
• Структурные мозговые нарушения, например нарушения в работе мозгового ствола и мозжечка могут приводить к различным нарушениям темпа, плавности и тембра речи.
• По данным разных авторов, от 38 до 78 % детей с синдромом Дауна страдают нарушением слуха, что становится помехой в восприятии речи
• Проблемы со зрением, которые встречаются в более чем половине случаев, мешают ясно видеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степени потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия.
• Сниженный тонус, нарушения тактильной и перцептивной чувствительности мешают контролировать движения органов артикуляции.
• Нарушение функции щитовидной железы могут также влиять на тембр и высоту голоса.
• Анатомические особенности строения ротового аппарата, могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полости, выступающих в роли резонаторов влияют на мелодические компоненты речи.
• Проблемы кормления, в частности необоснованно позднее введение твердой пищи, не обеспечивает достаточной подготовки органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.
• Нарушения когнитивной деятельности: сенсорной интеграции, т.е. умение одновременно слушать, смотреть и реагировать, отклонения в развитии познавательных способностей, связанные с нарушениями слуховой памяти, обработкой слуховой информации, способностью к обобщениям и другими мыслительными навыками, помогающими не только воспринять, но и осознать воспринятую информацию.
• В ряде случаев наблюдаются нарушения речевого дыхания. Частые респираторные заболевания, увеличенные аденоиды и миндалины, и легочная гипертензия – влияют на объем и силу выдыхаемого воздуха, на частоту вибрации связок.
• Нарушение развития эмоциональной сферы, особенно нарушения детско-родительских отношений могут оказать отрицательное воздействие на желание и умение вступать в общение.
Вместе с тем у детей с синдромом Дауна имеется ряд сильных сторон, позволяющих им быть достаточно успешными в развитии навыков общения:
• Социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой.
• Зрительное запоминание речевой информации гораздо лучше слухового.
• Практически все дети обладают хорошей подражательной способностью.
Ребенок с синдромом Дауна, получающий раннюю педагогическую помощь к трем годам умеет объясняться с окружающими, используя при этом сочетания вербальных и невербальных средств общения. В тоже время все большее место в его речи занимают устная речь. Это могут быть звукоподражания, облегченные и полные слова. Появляется простая фраза из двух-трех слов. Ребенок понимает и может выполнить просьбы и инструкции, понимает смысл простых сказок.
В заключение отметим, что своевременно оказанная медицинская помощь, а также подбор очков и слухопротезирование в большинстве случаев помогают избежать вторичных нарушений речевого развития.
Выводы:
• Все описанные особенности в виде предвестников проявляются практически с рождения
• Зная это, мы может не только выделить их, но и создать условия для их минимизации и предупреждения вторичных нарушений.
• Используя знания о фенотипе ребенка и закономерностях формирования навыков внутри одного сензитивного этапа мы можем предупреждать разбалансированность навыков, типичную для детей синдромом Дауна
• Функциональный подход поможет нам формировать детскую деятельность в доступной для ребенка форме, параллельно улучшая ее качество.
Отставание речевого развития, особенно экспрессивной стороны речи является одним из основных в структуре дефекта детей с синдромом Дауна.
Исследователи и практики выделяют ряд особенностей развития речи детей с синдромом Дауна:
значительное отставание её экспрессивной стороны при относительно сохранном понимании обращенной речи.
медленный рост словаря, особенно экспрессивного
нарушения слоговой структуры и звукопроизношения
нарушение формирования грамматического строя
по результатам данных Центра ранней помощи ДСА наблюдается также большой разброс сроков появления речевых навыков, так если в норме появление лепета варьируется от 3-4 месяцев до 5-6 месяцев, то диапазон появления лепета у детей с синдромом Дауна, варьируется от 4-х до 13 месяцев.
Перечислим основные причины нарушения речи у детей с синдромом Дауна:
• Структурные мозговые нарушения, например нарушения в работе мозгового ствола и мозжечка могут приводить к различным нарушениям темпа, плавности и тембра речи.
• По данным разных авторов, от 38 до 78 % детей с синдромом Дауна страдают нарушением слуха, что становится помехой в восприятии речи
• Проблемы со зрением, которые встречаются в более чем половине случаев, мешают ясно видеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степени потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия.
• Сниженный тонус, нарушения тактильной и перцептивной чувствительности мешают контролировать движения органов артикуляции.
• Нарушение функции щитовидной железы могут также влиять на тембр и высоту голоса.
• Анатомические особенности строения ротового аппарата, могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полости, выступающих в роли резонаторов влияют на мелодические компоненты речи.
• Проблемы кормления, в частности необоснованно позднее введение твердой пищи, не обеспечивает достаточной подготовки органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.
• Нарушения когнитивной деятельности: сенсорной интеграции, т.е. умение одновременно слушать, смотреть и реагировать, отклонения в развитии познавательных способностей, связанные с нарушениями слуховой памяти, обработкой слуховой информации, способностью к обобщениям и другими мыслительными навыками, помогающими не только воспринять, но и осознать воспринятую информацию.
• В ряде случаев наблюдаются нарушения речевого дыхания. Частые респираторные заболевания, увеличенные аденоиды и миндалины, и легочная гипертензия – влияют на объем и силу выдыхаемого воздуха, на частоту вибрации связок.
• Нарушение развития эмоциональной сферы, особенно нарушения детско-родительских отношений могут оказать отрицательное воздействие на желание и умение вступать в общение.
Вместе с тем у детей с синдромом Дауна имеется ряд сильных сторон, позволяющих им быть достаточно успешными в развитии навыков общения:
• Социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой.
• Зрительное запоминание речевой информации гораздо лучше слухового.
• Практически все дети обладают хорошей подражательной способностью.
Ребенок с синдромом Дауна, получающий раннюю педагогическую помощь к трем годам умеет объясняться с окружающими, используя при этом сочетания вербальных и невербальных средств общения. В тоже время все большее место в его речи занимают устная речь. Это могут быть звукоподражания, облегченные и полные слова. Появляется простая фраза из двух-трех слов. Ребенок понимает и может выполнить просьбы и инструкции, понимает смысл простых сказок.
В заключение отметим, что своевременно оказанная медицинская помощь, а также подбор очков и слухопротезирование в большинстве случаев помогают избежать вторичных нарушений речевого развития.
Выводы:
• Все описанные особенности в виде предвестников проявляются практически с рождения
• Зная это, мы может не только выделить их, но и создать условия для их минимизации и предупреждения вторичных нарушений.
• Используя знания о фенотипе ребенка и закономерностях формирования навыков внутри одного сензитивного этапа мы можем предупреждать разбалансированность навыков, типичную для детей синдромом Дауна
• Функциональный подход поможет нам формировать детскую деятельность в доступной для ребенка форме, параллельно улучшая ее качество.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.11.2024 00:04
#4
Общие рекомендации по формированию общения и речи ребенка с синдромом Дауна.
Современный подход к формированию общения и речи детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля (фенотипа), что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.
Рассмотрим сильные стороны развития детей и пути их использования при организации занятий по развитию общения и речи. Как уже упоминалось выше, к сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:
• хорошие имитационные возможности, что позволяет использовать повторение за взрослым неречевых и речевых сигналов: мимики, интонации, движений, жестов, звуков, слогов и слов;
• хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, что говорит нам о необходимости использования зрительных подсказок: предметов, рисунков, жестов, табличек со словами, поскольку это улучшает понимание речи и стимулирует собственную речевую активность ребенка;
• чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции, наталкивает нас на мысль о том, что формирование навыков общей и мелкой моторики, в том числе и различных видов гимнастики и массажа может быть эффективным и для развития речи;
• интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками. Этот интерес может стать одним из главных стимулов для развития общения и речи ребенка.
Следующее, что нужно учитывать при организации обучения - это проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна, с которыми вы также знакомы:
Знание проблемных сторон помогает заранее предвидеть возможные сложности, а значит, и разрабатывать обходные пути для их разрешения. Это не значит, что слабые стороны останутся вне нашего внимания – в программу занятий, безусловно, будут включены разделы, которые позволят свести имеющиеся нарушения к минимуму. Приведем простой пример: во второй половине первого года жизни ведущим видом деятельности становится предметно-личностное общение, когда ребенок использует предмет для привлечения внимания взрослого. В этом возрасте ребенок уже умеет, сохраняя позу сидя, обмениваться игрушкой со взрослым. Между тем мы знаем, что умение сохранять равновесие в этой позе у ребенка с синдромом Дауна может появиться ближе к году. Если отсутствие устойчивой позы сидя заставит сместить на более поздний возраст все игры, требующие от ребенка свободного владения руками, возникнет риск появления вторичных нарушений, относящихся как к взаимодействию и общению ребенка, так и к развитию у него предметной деятельности.
В данном случае использование правильно подобранного стульчика, учитывающего допустимый угол наклона спинки, позволяет ребенку увлеченно играть вместе со взрослым, производя достаточно сложные манипуляции с предметами.
Одновременно с этим организуются занятия, направленные на формирование устойчивой позы сидя, без опоры на руки, что позволит малышу продолжить привлекательные для него игры уже без использования специального стульчика.
Современный подход к формированию общения и речи детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля (фенотипа), что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.
Рассмотрим сильные стороны развития детей и пути их использования при организации занятий по развитию общения и речи. Как уже упоминалось выше, к сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:
• хорошие имитационные возможности, что позволяет использовать повторение за взрослым неречевых и речевых сигналов: мимики, интонации, движений, жестов, звуков, слогов и слов;
• хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, что говорит нам о необходимости использования зрительных подсказок: предметов, рисунков, жестов, табличек со словами, поскольку это улучшает понимание речи и стимулирует собственную речевую активность ребенка;
• чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции, наталкивает нас на мысль о том, что формирование навыков общей и мелкой моторики, в том числе и различных видов гимнастики и массажа может быть эффективным и для развития речи;
• интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками. Этот интерес может стать одним из главных стимулов для развития общения и речи ребенка.
Следующее, что нужно учитывать при организации обучения - это проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна, с которыми вы также знакомы:
Знание проблемных сторон помогает заранее предвидеть возможные сложности, а значит, и разрабатывать обходные пути для их разрешения. Это не значит, что слабые стороны останутся вне нашего внимания – в программу занятий, безусловно, будут включены разделы, которые позволят свести имеющиеся нарушения к минимуму. Приведем простой пример: во второй половине первого года жизни ведущим видом деятельности становится предметно-личностное общение, когда ребенок использует предмет для привлечения внимания взрослого. В этом возрасте ребенок уже умеет, сохраняя позу сидя, обмениваться игрушкой со взрослым. Между тем мы знаем, что умение сохранять равновесие в этой позе у ребенка с синдромом Дауна может появиться ближе к году. Если отсутствие устойчивой позы сидя заставит сместить на более поздний возраст все игры, требующие от ребенка свободного владения руками, возникнет риск появления вторичных нарушений, относящихся как к взаимодействию и общению ребенка, так и к развитию у него предметной деятельности.
В данном случае использование правильно подобранного стульчика, учитывающего допустимый угол наклона спинки, позволяет ребенку увлеченно играть вместе со взрослым, производя достаточно сложные манипуляции с предметами.
Одновременно с этим организуются занятия, направленные на формирование устойчивой позы сидя, без опоры на руки, что позволит малышу продолжить привлекательные для него игры уже без использования специального стульчика.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.11.2024 00:04
#5
Этапы развития экспрессивной речи
1. Гуканье
2. Гуление
3. Лепет
4. Лепетные слова
5. Простые слова
6. Первые фразы
Этапы развития импрессивной речи
1. Понимание жизненно важных ситуаций (кормление, купание)
2. Понимание интонаций
3. Ситуативное понимание речи: ребенок понимает просьбы, предъявленные ему в хорошо знакомой ситуации, в заученном контексте. Включает в себя понимание мимики, жестов, движений.
4. Внеситутивное понимание речи.Номинативный уровень: ребенок ориентируется в названиях предметов. Различает в ситуации выбора
5. Внеситуативное понимание речи: начальный предикативный: ребенок понимает вопросы и просьбы включающие действия. С этого уровня начинается работа по структурированной системе понимания речи.
6. Понимание связной речи
1. Гуканье
2. Гуление
3. Лепет
4. Лепетные слова
5. Простые слова
6. Первые фразы
Этапы развития импрессивной речи
1. Понимание жизненно важных ситуаций (кормление, купание)
2. Понимание интонаций
3. Ситуативное понимание речи: ребенок понимает просьбы, предъявленные ему в хорошо знакомой ситуации, в заученном контексте. Включает в себя понимание мимики, жестов, движений.
4. Внеситутивное понимание речи.Номинативный уровень: ребенок ориентируется в названиях предметов. Различает в ситуации выбора
5. Внеситуативное понимание речи: начальный предикативный: ребенок понимает вопросы и просьбы включающие действия. С этого уровня начинается работа по структурированной системе понимания речи.
6. Понимание связной речи
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.11.2024 00:04
#6
Этап 1. Гуканье.
Итак, на первом этапе мы реализуем следующие направления:
1. Формирование привязанности матери и ребенка. Если есть необходимость и возможность - может подключаться дополнительная психологическая поддержка родителей
2.Сообщение родителям всех необходимых сведений непедагогического характера (юридические, социальные) Делается это дозировано, на первых этапах желательно по запросу родителей. Вы часто столкнетесь с тем, что от вас будут ждать ответа не о занятии с ребенком, а о том, сможет ли он работать, когда вырастет. Пусть вас это не удивляет. - вас ведь не просят погадать, о конкретной судьбе данного ребенка, просто будь ребенок обычный - общая перспектива была бы ясна, в данном случае - все сломано.
3. Вы должны установить взаимодействие с ребенком, определить его возможности, зону ближайшего развития с учетом фенотипических особенностей и продемонстрировать. Вы должны продемонстрировать маме возможности малыша и дать задание, выполнение которого позволит маме убедиться в том, что она справляется с материнскими обязанностями.
4. В заданиях, которые вы даете должно быть конкретное "делание". Что это такое: советы по расположению кроватки, подборе игрушек, советы по кормлению итд. Вы не можете сказать маме: улыбайтесь по-чаще, но вы можете на своем примере показать, на какое поведение взрослого откликается ребенок и вы можете дать задания, которые привлекут внимание мамы к малышу. и это взаимное влияние даст толчок для формирования привязанности.
Откликайтесь на любые просьбы матери. Поддержку ей легче оказать в поле ее заинтересованности. Например, если мама спросит про массаж - помогите ей подобрать упражнения
Итак, на первом этапе мы реализуем следующие направления:
1. Формирование привязанности матери и ребенка. Если есть необходимость и возможность - может подключаться дополнительная психологическая поддержка родителей
2.Сообщение родителям всех необходимых сведений непедагогического характера (юридические, социальные) Делается это дозировано, на первых этапах желательно по запросу родителей. Вы часто столкнетесь с тем, что от вас будут ждать ответа не о занятии с ребенком, а о том, сможет ли он работать, когда вырастет. Пусть вас это не удивляет. - вас ведь не просят погадать, о конкретной судьбе данного ребенка, просто будь ребенок обычный - общая перспектива была бы ясна, в данном случае - все сломано.
3. Вы должны установить взаимодействие с ребенком, определить его возможности, зону ближайшего развития с учетом фенотипических особенностей и продемонстрировать. Вы должны продемонстрировать маме возможности малыша и дать задание, выполнение которого позволит маме убедиться в том, что она справляется с материнскими обязанностями.
4. В заданиях, которые вы даете должно быть конкретное "делание". Что это такое: советы по расположению кроватки, подборе игрушек, советы по кормлению итд. Вы не можете сказать маме: улыбайтесь по-чаще, но вы можете на своем примере показать, на какое поведение взрослого откликается ребенок и вы можете дать задания, которые привлекут внимание мамы к малышу. и это взаимное влияние даст толчок для формирования привязанности.
Откликайтесь на любые просьбы матери. Поддержку ей легче оказать в поле ее заинтересованности. Например, если мама спросит про массаж - помогите ей подобрать упражнения
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.11.2024 00:04
#7
Этап 1. Гуканье. Первая встреча.
Несколько коротких дополнений:
1. Поскольку на данном этапе - основным является формирование привязанности, то все, что вы делаете и все, что вы говорите, должно быть направлено на это.
Теперь вы уже знаете, что кормление - это хорошая ситуация для взаимодействия, массаж - это контакт не только тактильный, но и эмоциональный,
Уход, например, смена памперса - это еще одна ситуация для общения.
2. Все, что я сказала в пункте 1, вы должны показать, а не сказать. Ваше теплое отношение к ребенку поможет маму увидеть его другими глазами. Позже, в процессе дальнейших встреч, вы сможете на чем-то акцентировать внимание и с помощью слов, но пока - нет.
3. Будьте гибкими в своих планах. если у мамы есть сильный интерес к какому-то вопросу, а вы это не запланировали - первоочередным считайте запрос мамы. Со временем вы переориентируете ее и поможете сформулировать правильный запрос.
4. Рекомендуется при первой встрече давать минимальное количество информации, но соблюсти это правило трудно.
У вас будут рекомендации, у мамы могут быть вопросы, вы должны сообщить график встреч и тд.
Лучше всего в первый раз дать минимум рекомендаций. Они должны касаться первоочередных проблемных вопросов.
Часть информации по запросу мамы лучше дать в печатном виде. Вы можете дать односложный ответ, и предложить прочитать дома и спросить неясное при следующей встрече.
5. Не забудьте разъяснить маме, где и как эта встреча произойдет.
6. Все задания и сведения, которые даете маме лучше записывать в постоянную тетрадь. Скажите об этом маме, дайте задание в письменном виде на листе и попросите завести тетрадку и вклеить туда ваш лист.
В некоторых зарубежных службах есть специальные тетради в виде телефонной книги, где есть и адреса, и таблицы обследования, ну и, конечно, место для заданий. если вы сделаете что-то подобное - проще будет и вам и родителям.
Несколько коротких дополнений:
1. Поскольку на данном этапе - основным является формирование привязанности, то все, что вы делаете и все, что вы говорите, должно быть направлено на это.
Теперь вы уже знаете, что кормление - это хорошая ситуация для взаимодействия, массаж - это контакт не только тактильный, но и эмоциональный,
Уход, например, смена памперса - это еще одна ситуация для общения.
2. Все, что я сказала в пункте 1, вы должны показать, а не сказать. Ваше теплое отношение к ребенку поможет маму увидеть его другими глазами. Позже, в процессе дальнейших встреч, вы сможете на чем-то акцентировать внимание и с помощью слов, но пока - нет.
3. Будьте гибкими в своих планах. если у мамы есть сильный интерес к какому-то вопросу, а вы это не запланировали - первоочередным считайте запрос мамы. Со временем вы переориентируете ее и поможете сформулировать правильный запрос.
4. Рекомендуется при первой встрече давать минимальное количество информации, но соблюсти это правило трудно.
У вас будут рекомендации, у мамы могут быть вопросы, вы должны сообщить график встреч и тд.
Лучше всего в первый раз дать минимум рекомендаций. Они должны касаться первоочередных проблемных вопросов.
Часть информации по запросу мамы лучше дать в печатном виде. Вы можете дать односложный ответ, и предложить прочитать дома и спросить неясное при следующей встрече.
5. Не забудьте разъяснить маме, где и как эта встреча произойдет.
6. Все задания и сведения, которые даете маме лучше записывать в постоянную тетрадь. Скажите об этом маме, дайте задание в письменном виде на листе и попросите завести тетрадку и вклеить туда ваш лист.
В некоторых зарубежных службах есть специальные тетради в виде телефонной книги, где есть и адреса, и таблицы обследования, ну и, конечно, место для заданий. если вы сделаете что-то подобное - проще будет и вам и родителям.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.11.2024 00:04
#8
Краткая программа комплексной работы по стимуляции общения и речи ребенка с синдромом Дауна.
Приблизительный психический возраст: вторая половина первого года жизни. (6/7-12 месяцев)
Неречевые достижения ребенка этого возраста в норме:
Прикорм. Введение твердой пищи
Смена поз (переворачивается, садится, встает к опоре)
Поза сидя и игра в этой позе
Передвижение по поверхности (ползание, начало ходьбы)
Циклические движения (подпрыгивает, бьет рукой)
Начинает повторять за взрослым движения
Речевые достижения ребенка этого возраста в норме
Начало понимания обращенной речи
Развернутый лепет –цепочки слогов
Первые лепетные слова
Появление упрощенных слов
Использование невербальных средств общения (взгляды, жесты, движения)
На основании знания закономерности развития ребенка в норме, знания фенотипа при данном нарушении и конкретных сведений о развитии ребенка составляется общий план развития, который включает в себя неспецифические и специфические методов формирования общения и речи. Обратите на это особое внимание: даже если вы являетесь логопедом ребенка и в сфере вашего интереса находится только развитие речи и общения, вы не должны забывать о комплексном подходе.
Приблизительный психический возраст: вторая половина первого года жизни. (6/7-12 месяцев)
Неречевые достижения ребенка этого возраста в норме:
Прикорм. Введение твердой пищи
Смена поз (переворачивается, садится, встает к опоре)
Поза сидя и игра в этой позе
Передвижение по поверхности (ползание, начало ходьбы)
Циклические движения (подпрыгивает, бьет рукой)
Начинает повторять за взрослым движения
Речевые достижения ребенка этого возраста в норме
Начало понимания обращенной речи
Развернутый лепет –цепочки слогов
Первые лепетные слова
Появление упрощенных слов
Использование невербальных средств общения (взгляды, жесты, движения)
На основании знания закономерности развития ребенка в норме, знания фенотипа при данном нарушении и конкретных сведений о развитии ребенка составляется общий план развития, который включает в себя неспецифические и специфические методов формирования общения и речи. Обратите на это особое внимание: даже если вы являетесь логопедом ребенка и в сфере вашего интереса находится только развитие речи и общения, вы не должны забывать о комплексном подходе.
С уважением, Полина Львовна