У нас много материалов на эту тему, но чтобы познакомиться с системой работы, я предлагаю вам прочитать эту статью. Она поможет вам ориентироваться в обширном материале, которые есть в библиотеке и на форуме.
Поговорим о системе формировании общения и речи ребенка раннего возраста.
Как запустить речь неговорящего ребенка?
Нужно ли ждать, когда отставание речевого развития станет очевидным?
Какие направления работы являются основными?
Как выглядит логопедическая работа с младенцами и детьми раннего возраста?
Как связано развитие речи с другими сторонами развития ребенка?
Это непростые вопросы и ответом на них является системный подход к развитию речи и к развитию ребенка в целом.
Когда начинать?
Специалисты, занимающиеся запуском речи говорят, что начинать нужно рано, в 6-7 месяцев, если к этому возрасту не появился лепет.
Мы рекомендуем стимулировать появление и развитие речи еще раньше - с рождения.
Почему не нужно ждать отставания?
Из данных психофизического профиля развития мы знаем, что речь, особенно экспрессивная (собственная речь ребенка) является слабой стороной развития. Это значит, что мы должны формировать общение и речь, не дожидаясь задержки речевого развития.
С чего начинать?
С формирования общения: контакт глаз, обмен звуками, улыбка - все это представляет собой невербальный/неречевой диалог и становится основой речевого диалога.
Система развития речи
Какие стороны речи требуют нашего внимания?
Напомню, что развивая речь, мы говорим о понимании речи и собственной речи ребенка.
Обе эти стороны присутствуют в диалоге ребенка со взрослым или другим ребенком: ребенок понимает о чем говорит собеседник и отвечает ему. Развитие речи ребенка происходит в общении и важно, чтобы это общение проходило в процессе совместной деятельности.
Понимание речи
Понимание речи возникает не сразу. Сначала малыш понимает интонацию и ституацию, потом он понимает речь в ситуации, например, если вы позвали его купаться и при этом он видит, что вы достали полотенце и слышит звук льющейся воды - ребенок понимает, что ему предстоит купание.
Конкретная ситуация, сопровождаемая понятной и лаконичной речью – необходимое условие развития понимания речи.
Следующие шаги в развитии понимания речи направлены на то, чтобы от понимания речи в ситуации перейти к пониманию речи вне ситуации.
Подробнее о понимании речи можно прочитать здесь https://downsideup.org/ru/catalog/article/razvitie-ponimaniya-rechi
Этой же теме посвящено приложение №3 в книге "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна"
Формирование собственной речи ребенка включает несколько направлений.
- Вызывание первых слов в жизненно важной, понятной и эмоциональной ситуации. Напомним, что словами мы считаем любые звуки, слоги, звукоподражания, которые несут постоянную функцию. Все эти слова фиксируются родителями для дальнейшего использования. Так взрослый, разговаривая с ребенком, использует детское слово, взрослое слово и при необходимости жест. Подробнее о жестах вы можете прочитать здесь https://downsideup.org/ru/catalog/article/ispolzovanie-zhestov-v-praktike-daunsayd-ap
- Расширение репертуара звуков и слогов, которые служат базой для появления слов. С этой целью используются картинки, жесты и движения, которые помогают ребенку повторять звуки и слоги с опорой на зрительное восприятие и двигательную память. Помимо расширения количества звуков и слогов, которые может произнести ребенок, он учится повторять за взрослым, а это очень важно для дальнейшего обучения ребенка. Подробнее можно прочитать здесь https://downsideup.org/ru/catalog/article/ispolzovanie-kartinok-i-kartochek-dlya-stimulyacii-rechi-v-rannem-vozraste
- Появлению новых звуков и слогов способствует массаж лица, губ и ротовой полости. Его можно делать дома. Описание есть в книге "Формирование навыков общения и речи" приложение 6. Можно использовать и простые приемы артикуляционной гимнастики.
- Развитие умения называть все знакомые слова, ориентируясь на картинки и символы. Не имеет значения качество произношения. Ребенок просто должен назвать каждую картинку доступным для него способом: кс –кошка, бай, ааа или пи – спит. Мы рекомендуем сделать «говорильный альбом или говорильную коробочку, в которых находятся только те слова, которые ребенок может назвать. Это создает ситуацию успеха и желание самому называть картинки. Все имеющиеся слова использовать в игре и повседневной жизни
- Занятия по улучшению качества речи. Речь идет не о постановке звуков, а о формировании слоговой структуры слов. Начинать эти занятия можно, когда у ребенка начнут появляться взрослые слова. Например, ребенок называвший корову «му», начал говорить «ова» или «ко». Наглядная демонстрация слова с помощью глобального чтения и его структуры с помощью карт «ладошки» помогают улучшить качество воспроизведения слова. К работе над улучшением качества речи можно отдельно массаж органов речи, организацию правильного кормления. Этому посвящены приложения №№ 4 и 6 в книге "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна"
- Формирование фразы с помощью карт- схем предложения и глобального чтения. Подробнее про вызывание слов и формирование фраз вы можете прочитать в статье: "Методические приемы формирования фразовой речи на этапе аморфных слов" https://downsideup.org/ru/catalog/article/metodicheskie-priemy-formirovaniya-frazovoy-rechi-na-etape-amorfnyh-slov
- Формирование связной речи представляет собой составление простых рассказов с опорой на зрительное восприятие. Кроме классических приемов составления рассказов по серии картин, пересказу адаптированных сказок мы рекомендуем метод комментированного рисования. методом комментированного рисования.
У ребенка раннего возраста все стороны развития взаимосвязаны и потому система развития речи как деталь пазла входит в общую картину развития: двигательного, сенсорного, эмоционального, познавательного, игры и самообслуживания.
Об этом вы можете прочитать в статье, которая поможет вам обследовать ребенка по ДНЕВНИКУ РАЗВИТИЯ, составить комплексную программу развития и реализовать ее с помощью наших рекомендаций и таблиц "Я ВСЕ СМОГУ" https://downsideup.org/forum/viewtopic.php?f=31&t=19
Речь ребенка развивается в общении, которое происходит в конкретной понятной ситуации: игре, повседневной жизни и на специально организованных занятиях. Если ребенок использует свои речевые навыки только на занятиях - он продолжает оставаться неговорящим ребенком. Его неумение попросить, согласиться, отказаться, договориться - приводят к серьезным эмоциональным и поведенческим проблемам.
Первый словарь вашего малыша
Какие слова первыми должны войти в словарь ребенка?
У каждого ребенка есть свои предпочтения и интересы, которые влияют на выбор первых слов, но, тем не менее есть основные показатели, которые помогут нам правильно отобрать слова для первоначального лексикона.
- Интерес ребенка. Прежде всего, в словарь войдут те слова, которые отражают интересы ребенка, понятны ему и используются в повседневной жизни. Все эти слова ребенок должен понимать, они должны ежедневно использоваться в быту и игре, они должны помогать ребенку общаться с окружающими. Первые слова могут относиться к разным частям речи. У кого-то это будет слово «бах»- упал, у кого-то «и____» - мышка, у кого-то ОООО – большой. Очень важно, чтобы у ребенка были слова и жесты, которые помогут ему выразить свои желания, переживания и просьбы, например, дай, на, не хочу, иди сюда. Обращайте внимание на то, что интересно ребенку. Если его любимая игрушка мишка панда – значит, оно и войдет в словарь. Если малыш любит катать машинку, значит слова би-би, дррр будут в его репертуаре.
- Окружение ребенка. Здесь остановимся намного подробнее. Темы, по которым формируется словарь, отличаются от тех, с которыми мы привыкли встречаться в более старшем возрасте. Чаще всего, эти темы связаны с повседневной жизнью, а значит в одну группу попадут слова, обозначающие еду и посуду. Сюда же войдут существительные салфетка, глаголы вытри, возьми итд. Слов в каждой такой группе должно быть мало, они должны быть постоянными.
- Общение ребенка. Слова и жесты, имеющиеся у малыша должны помогать ему общаться с окружающими.
- Речевые возможности ребенка. Слова должны соответствовать речевым возможностям ребенка: допустимо длительное использование детских слов. Но по мере взросления и появления в речи ребенка полных слов рекомендуется использовать классификацию А.К. Марковой, к которой я подобрала отдельные слова, чтобы было понятно, о чем идет речь. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):
- Двухсложные слова из открытых слогов. Мама, муха, иду, мою
- Трехсложные слова из открытых слогов. Собака, машина, кубики, билеты, помоги, гуляю
- Односложные слова. Мак, дом, мыть, пить
- Двухсложные слова с закрытым слогом. Домик, котик, бубен, утюг
- Двухсложные слова со течением согласных в середине слова. Лента, туфли, капли, банка, утка
- Двухсложные слова из закрытых слогов. Доктор, зонтов (нет зонтов), мыльный, , низкий, уснуть
- Трехсложные слова с закрытым слогом. Носочек, утенок, пять бананов, наливать, соленый, заболел, пылесос
- Трехсложные слова со стечением согласных. Буханка, бумажка, цыплята, яблоко
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Автобус, виноград
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Матрешка, морковка
- Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Хлеб, стол, бант, волк
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. Спички, скалка
- Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. Скакалка, хлебница.
- Многосложные слова из открытых слогов. Черепаха, пуговицы
Мы рекомендуем вам ознакомиться с темами, которые специально посвящены развитию общения и речи.
Эти темы проиллюстрированы большим количеством видео и фотоматериалов, что поможет вам активно участвовать в развитии речи малыша.
"Развиваем общение и речь с рождения" https://downsideup.org/forum/viewtopic.php?f=31&t=21
"Занятия по развитию общения и речи "Начинаем говорить" https://downsideup.org/forum/viewtopic.php?f=31&t=20
Вы уже наверное столкнулись с тем, как трудно найти логопеда, который умеет заниматься с детьми раннего возраста. Не каждый специалист знает, как формировать речь с рождения, но вы, родители, вполне можете помочь вашему малышу, сформировав речь такого уровня, когда найти логопеда будет гораздо проще.
На любые вопросы, которые возникают у вас, мы готовы ответить индивидуально в ваших личных темах.