Электронная библиотека / Игры для развития двигательных способностей у детей до 3 лет
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
13414

Игры для развития двигательных способностей у детей до 3 лет

Описание:

Развитие детей с синдромом Дауна требует многостороннего подхода. Для тренировки двигательных умений им необходимы специальные занятия, проведение которых требует знаний о том, какие игры лучше всего подходят для освоения новых навыков. Специалисты Даунсайд Ап рекомендуют игры, в которые можно играть с ребенком до 3 лет.

Возможности ребенка и особенности его развития проявляются у него уже в раннем детстве. Если мы будем ясно представлять их себе, то сможем правильно и своевременно учитывать во время игр и занятий, что поможет малышу преодолевать сложности и развиваться гармонично.

Для начала давайте рассмотрим некоторые особенности развития восприятия и движений (сенсомоторного развития), присущие детям раннего возраста, затем поговорим о том, как эти особенности проявляются в старшем возрасте. И наконец, мы предложим вам необычные игры, которые как нельзя лучше подходят для тренировки двигательных умений и интересны, в общем, любому ребенку. 

Особенности пути

Среди основных проблем, свойственных детям с синдромом Дауна раннего возраста (от рождения до 3 лет), – сниженный мышечный тонус, трудности с поддержанием равновесия, нарушение координации движений, особенности восприятия. Диапазон движений всего тела у них, как правило, невелик; дети склонны принимать симметричные позы. Эти проблемы, в частности, отражает походка: при ходьбе у них широко расставлены ноги (для увеличения площади опоры), слегка приподняты и согнуты в локтях руки (для балансировки). Те же сложности сказываются на скорости смены поз: ребенок с синдромом Дауна часто игнорирует предмет, находящийся вдали от него, так как это помогает ему сохранять стабильную позу.

Особенности восприятия также играют свою роль. Например, для детей с синдромом Дауна характерна отсроченная реакция на события. К тому же, малыш не только плохо координирует свое тело, но и с трудом может оценить расстояние до предметов, не успевает следить за ними или изменяющимися условиями. Вот ребенок в комнате и играет в мяч, в это время открывается дверь, кто-то входит, одновременно мяч закатывается под диван, а за окном слышится шум мотора проезжающий машины... Малышу трудно успеть переключить внимание и удержать в памяти сразу все события, и потому, скорее всего, он замрет на некоторое время и будет долго оценивать ситуацию, или отреагирует лишь на одно из событий, игнорируя остальные.

Из-за этих особенностей у ребенка формируется своеобразное «разорванное» поведение. Негибкость восприятия может закрепить у него также привычку реагировать не на весь событийный ряд, а лишь на какое-то одно из событий. Кроме того, малыш будет неосознанно избегать сложных ситуаций, связанных с изменением пространства, и отдавать предпочтение ограниченному набору игр. Такому ребенку гораздо легче находиться дома или в знакомых местах, поэтому он не любит прогулки. Многие родители рассказывают, что их дети очень любят гулять на детской площадке или в парковой зоне, то есть на ограниченной территории. Вот только добираться туда ребенок предпочитает на руках у взрослых, в коляске или на велосипеде с ручкой позади, чтобы не прикладывать усилий самому.

В более старшем возрасте, к 3-7 годам, привычки ребенка закрепляются, постепенно складывается его характер. Проблемы координации движений к этому времени часто уходят для родителей на второй план, так как приходит время развития мышления и речи.

Родителям кажется, что раз ребенок научился более или менее уверенно ходить, освоил некоторые правила самообслуживания, овладел определенными умениями в игре, то в дальнейшем ситуация будет только улучшаться, необходимо лишь переключить внимание на развитие мышления и речи. Причем, в первую очередь – речи, как считает большинство родителей, потому что речь – это как раз то, что по их мнению в этом возрасте заметно отличает ребенка с синдромом Дауна от его обычных сверстников.

При благоприятном развитии событий ребенок с синдромом Дауна к этому моменту действительно способен частично скомпенсировать недостатки сенсомоторного развития. Однако решить эту проблему полностью ему практически не удается, и чем старше становится ребенок, тем это очевиднее. Больше всего в такой ситуации страдают навыки самообслуживания и манипулирования предметами (игрушками), то есть навыки управления своим телом в повседневной жизни. Поясним это на примере. Часто ребенок старше 3 лет на дидактическом занятии повторяет звуки и слова, выполняет отдельные задания – по подражанию или просьбе педагога. Однако в бытовой ситуации он не умеет самостоятельно есть, с трудом справляется с выполнением просьб бытового характера. Кроме того, малыш не проявляет достаточной инициативы в игре, ограниченно манипулирует с игрушками, что отражается на сюжетной игре; речь в общении использует редко и в виде штампов. Педагоги в таких случаях говорят, что у него нет переноса навыков.

Секрет прост: у ребенка остались значительные двигательные нарушения и нарушения восприятия (сенсомоторные нарушения), некомпенсированные в раннем возрасте, что тормозит формирование всех прочих функций, а в конечном итоге сказывается на речевом развитии и качестве познавательного развития.

Родители часто не придают должного значения сенсомоторному развитию, выраженному в каждодневном участии ребенка в бытовых делах, потому что их интерес постепенно смещается в сторону когнитивно-речевого развития. А ведь детям требуется специальное вмешательство, направленное на формирование компенсаторных механизмов, способных усложнять (в данном случае – усовершенствовать) двигательное поведение детей, а значит, и поведение в целом. Мы предлагаем вам описание двух игр без деления по возрасту. Каждый родитель определит, насколько та или иная игра подойдет ему и его ребенку, принимая во внимание соображения безопасности. 

Катание с ледяной горки 

Катание с гор – это традиционная русская зимняя забава, которая устойчиво сохраняется из поколения в поколение.

У детей с синдромом Дауна из-за вынужденной симметричности поз и недостаточного объема движений некоторые двигательные навыки не отрабатываются в обычной жизни естественным путем. Хотя нельзя не признать, что определенное восполнение сенсомоторных пробелов раннего возраста происходит с течением времени. Тем не менее, большая ледяная горка – именно то место, где можно отработать многие двигательные умения, получив колоссальный эмоциональный заряд.

Спуск с ледяной горы – это всегда скольжение (неважно, на ногах или на попе). Скольжение дает совершенно особое переживание непосредственного динамического контакта тела с поверхностью, непохожее на обычные ощущения при ходьбе, стоянии или сидении.

Скользящий вниз человек чувствует малейшие изменения рельефа. Колебания тела эхом отдаются во всех его частях, определяя его устойчивость и заставляя прочувствовать сложную конструкцию телесных сочленений. (Такого рода переживания были значимыми и яркими в ранний период жизни, когда ребенок учился ползать, стоять, ходить. В более позднем возрасте они обычно притупляются, поскольку ползание, стояние, ходьба должны стать в норме автоматическими и осуществляться без контроля сознания).

Для полноты психофизиологической картины следует добавить, что катание с ледяных гор на ногах – это профилактика застойных явлений в нижней части тела, потому что в этом положении происходит активный выход энергии через ноги. Для детей с синдромом Дауна это очень важно, ведь чаще всего они малоподвижны и не склонны к долгой ходьбе.

Дети используют три основных способа скатывания с ледяной горки, сменяющих друг друга по мере совершенствования умений. Самый простой (так катаются маленькие) – на попе; второй, переходный, – на корточках (как бы на ногах, но не так высоко, чтобы было не больно падать), и третий – на ногах, как обычно катаются младшие школьники.

Важно и то, что, съехав вниз, ребенок должен снова взобраться наверх, дождаться своей очереди и опять приноровиться к спуску. Заметим, что ни при подъеме, ни при спуске не совершается простых симметричных движений, все движения – сложные. При кажущемся однообразии катания с ледяных гор каждый раз ребенок должен приспосабливаться, тренируя тело и оттачивая движения.

Конечно, для спуска с горки можно использовать разные предметы: фанерки, куски толстого картона, специальные ледянки. «Соотнесение» этих предметов с попой также требует значительной ловкости. Когда дети более или менее освоили технические навыки спуска с ледяной горки каким-то из описанных способом, их творческий поиск обычно идет по пути изменений позы и расширения способов спуска: головой вперед, на спине, на боку и т. д.

Кроме двигательных навыков, на горке можно приобрести обусловленный ситуацией богатый социальный опыт! Первое из социальных приобретений – это расширение репертуара проявлений поведения, второе – познание социальных норм и правил общежития: детей катается много, а ледяных спусков обычно всего один или два, и возникает проблема очередности. Нормы поведения на горке никто не декларирует, они усваиваются сами собой через подражание младших старшим, а еще благодаря тому, что у детей включается инстинкт самосохранения. Конфликты на ледяной горке чрезвычайно редки.

Третье социальное приобретение состоит в особых возможностях непосредственного общения (в том числе телесного) с другими детьми. Конечно, некоторые малыши катаются сами по себе и избегают соприкосновений с остальными, но есть и такие, которые просто жаждут телесного контакта, устраивая «кучу-малу» в конце ската горы или катаясь «паровозиком». 

«Куча-мала»

Для нас интересно то, что «куча-мала» – это не только принятая издавна форма прямого телесного взаимодействия между детьми. Игра представляет собой характерное проявление русской народной традиции социализации, телесного развития и воспитания личности ребенка. В далеком прошлом «кучу» из детей устраивали взрослые: мужики подхватывали в охапку ораву ребятишек, сваливая их друг на друга. Ребенок же ярко чувствовал свое тело, сдавленное телами других детей, учился не бояться при этом, не теряться, выползая из общей свалки. С другой стороны, ребенку нельзя было забывать, что гора барахтающихся, мешающих друг другу тел – это товарищи по играм, соседи, и им не следует причинять вред.

Для ребенка с синдромом Дауна лучше начинать игру в другой форме, когда взрослые – родители или братья и сестры – швыряют его дома в наваленную кучу одеял и подушек. Оказываясь в неудобной, непривычной позе, ребенок вынужден приспосабливаться. Чтобы выбраться, ему нужно учиться справляться со своими непослушными руками и ногами, находя новые способы адаптации к ситуации. Многократное повторение позволяет закреплять найденные способы.

Естественно, эта игра поначалу должна проходить с малой интенсивностью и в радость. Помните, что из-за нарушения координации ребенок, оказавшийся в дискомфортном положении, может запаниковать. События должны развиваться постепенно, чтобы выработать устойчивость к стрессу от незнакомой ситуации.

В заключение заметим, что богатый двигательный и социальный опыт, который получает ребенок с синдромом Дауна, в подобных играх помогает сбалансированному развитию всех без исключения его психических функций, а значит, и более стабильному и целостному, а не «разорванному» поведению.

Похожие материалы