Мы вообще – активные товарищи
«У меня к этому отношение простое, - говорит Людмила, мама Артема, когда мы обсуждаем, какие возможности есть у людей с синдромом Дауна в их родном городе. - Я сыну всегда говорила: "Артем, ты такой же человек, как и все". Артем посещает региональную общественную организацию "Солнечная страна" три года, ходит туда и сейчас. Сын, закончил 8 классов.
Что еще можно делать у нас в городе… У нас есть клуб "ВМЕСТЕ НАВСЕГДА" , где ребята общаются, в кафешку ходят все вместе. Мне вообще нравится эффект клуба: ребята стали чувствовать ответственность друг за друга, переживать друг за друга, до сих пор созваниваются.
Мы вообще активные товарищи. Дома читаем, стихи учим, с папой слушает музыку. Папа у нас музыкант, рок любит, вот они с Артемом меломанят. Одно время Артем начал ходит в бассейн, но ему там не понравилось. У него была операция на сердце, поэтому мы решили, что стресс нам ни к чему, ходим просто на море. Потом у нас в городе появилась аэройога, это такая йога в воздухе, на специальных гамаках, он с удовольствием ходил на эти занятия. У Артема вообще с воздухом отношения прекрасные. Я работаю доктором в армии, и пару раз брала Артема полетать на вертолете. Летать ему нравится. Может быть, кстати, и велосипед ему так приглянулся, по той же причине. Ехать на велосипеде —тоже своеобразный "полет", ощущение свободы, ветер в лицо - здорово! Год назад Артем узнал об этом от Артура."
***
Дать почувствовать свободу
Артур Карабаджан по профессии инженер, попутно чемпион по велотриалу. Он работает с американской компанией, которая занимается велоспортом. Однажды он узнал, что у компании есть специальная программа, как учить детей с особенностями крутить педали. Артур «со своими великами» появился в жизни Артема в прошлом году, когда в Туапсе открыли бесплатную секцию для людей с особенностями здоровья.
«Смотрите, каких- то особенных техник я не применяю, - объясняет Артур. - Вернее будет сказать так: свои секреты у меня есть для любого новичка. Помните, как вас учили кататься на велосипеде в детстве? Родители бежали рядом, поддерживали вас за багажник. Это основная ошибка. Всем нужно давать свободу. Позволить прочувствовать её самостоятельно, ее осознать и правильно ею воспользоваться. Поэтому сначала мы учим кататься на беговеле (велосипед без педалей, в движение его приводят ноги велосипедиста, которыми он отталкивается от земли.) Это безопасно. Мы учимся держать равновесие, учимся реагировать на наклоны, для всего этого есть подходящие упражнения.
К нам в секцию (собака центр развития культуры и спорта Туапсе) ходят разные ребята с разными особенностями здоровья. Артем был первым моим учеником с синдромом Дауна.
***
«Ма, как ты думаешь, я научусь на велике кататься?»
«Тема, будем пробовать на велике кататься? Смотрю, глаза загорелись, - вспоминает мама Артема о том, как все начиналось. - Конечно, опаска была, надо было привыкнуть. Сначала на беговеле ездил. Артур следил, чтобы Тема не вилял, чем не надо. Поддерживал, показывал. Мне нравится, как Артур к детям относится, как с Артемом у них все складывается. Они сразу нашли общий язык. Артем доверчивый, когда чувствует к себе расположение. Они пожали друг другу руки и все - начали заниматься. Через две недели занятий Артем мне сообщает, что будет пробовать на велосипеде кататься. Сел и поехал - у меня глаза квадратные, я удивилась.
Артем, он хоть и сам в себе, особо впечатлениями не делится, не рассказывает ничего, но после нескольких первых занятий подошел ко мне дома и спросил: «Ма, как ты думаешь, я научусь на велике кататься?». Я ответила, что даже не сомневаюсь в этом.
***
Почему я решил учить кататься людей с особенностями на велосипеде
По словам Артура, он научился у Артема радоваться во всем даже маленьким результатам. «Упорство и терпение - то, чего у него не отнять. Артем – спокойный, рассудительный, может быть, немного медлительный и еще он азартный. Он самодостаточный. В группе с ним проблем нет. Мы начали заниматься на беговеле в декабре в фитнесс-центре. В мае вышли на улицу: там приятно, едешь ветер в лицо, я видел, что Артему это нравится. Он и с горок катался, и у него не было падений. Я его учу не сколько разгоняться, сколько останавливаться. Правильно и вовремя тормозить — это главное!
Артем сам начал ловить равновесие и реагировать рулем на поворот. Чтобы пересесть на велосипед оставалось только научится крутить педали. Я всем говорю, любому человеку, чтобы научится кататься на велосипеде нужно желание и терпение. Сам не захочешь - не поедешь.
Интересный вопрос, почему я решил учить кататься людей с особенностями на велосипеде? Знаете, мы подавались с этой программой на президентский грант и там тоже был похожий вопрос: «Вы видите проблему – какое ваше решение?». Я, на самом деле, проблему не видел. Я просто знал, что есть такая практика в Америке. Думал так: если будет возможность учить - научу кого хочешь. То есть я больше думал про велосипеды, я никогда не задумывался о людях с особенностями. Я никогда не сталкивался раньше с синдромом Дауна. Признаюсь, мне в начале было страшновато, дискомфортно. Тогда я пошел и поговорил с Марией Ланцовой из благотворительной организации «Солнечная страна». Там мне все рассказали. Никто не пугал, но при этом объяснили всю серьезность. В результате все мои страхи прошли во время занятий. Это затягивает. Мне интересно. Мне хочется знать, о чем думают мои ученики. Мне нравится над ними подшучивать, они надо мной тоже шутят. Так и крутим педали».
***
Подарок
Мама Артема поделилась, что У Артема совсем недавно был день рождения: «Я до этого у него спросила, что бы он хотел получить в подарок. Хочу, говорит, набор машинок, я ему: «Артем, тебе почти 30 лет исполняется, может придумаешь что-то посолиднее, нужен уже другой транспорт в личное пользование». Тогда он мне признался, что вообще-то хочет велосипед, но стесняется попросить, потому что понимает, что он дорогой. Я тогда не стала ему ничего обещать, думала посоветуюсь сначала с мужем, мало ли может быть и правда получиться.
Артур, договорился с магазином о каких-то сумасшедших скидках. Взяли хороший, даже цвет- зеленый, как на занятиях. Теперь прихожу домой с работы, отдышусь немного и идем гулять, я пешком, Артем - на велосипеде.
Совсем недавно у нас в городе был велопарад. Артур позвал Артема. Артема ничего не смутило, даже большое количество людей. Спокойно сел и поехал. Радовался потом: «Я по дороге ехал? Понимаешь, ма?!» Я ему, конечно, объяснила потом, что это только во время велопарада можно, потому что дороги перекрывают.
***
«Лично моя жизнь построилась с велосипеда, – говорит Артур Карабаджан. - Велосипед – это движение и свобода, мы в детстве наслаждались этим. А Тёме 29 лет, и у него никогда не было велика. Я не знаю как устроена их жизнь, но мне кажется, иметь личный велосипед – это отдельное удовольствие. Когда я учу кататься на велосипеде людей с особенностями, я делаю акцент не на физическом развитии, а на моральном удовлетворении, на удовольствии».
Сейчас у Артура в секции занимается 7 человек с синдромом Дауна. Самому маленькому 6 лет, Артем пока самый старший. Людмила отмечает, что с появлением велосипеда ее сын Артем стал чувствовать себя более взрослым. Ощутил, что может что-то сам. У него прибавилось уверенности в себе и в собственных силах.