Главная / Электронная библиотека / Danza Mobile: за пределы себя – навстречу другому
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
9985

Danza Mobile: за пределы себя – навстречу другому

Описание:

Статья об уникальном испанском театральном проекте Danza Mobile, в рамках которого люди с инвалидностью соединяют занятия творчеством с социальной и профессиональной реабилитацией. Danza Mobile — это школа танца для детей и подростков, центр искусств и профессиональный танцевально-театральный коллектив, в деятельности которых участвуют по большей части люди с синдромом Дауна.


Среди творческих объединений, работающих с особыми людьми, известных на весь мир немного. Потому вдвойне приятно, что российские зрители могли увидеть выступление одного из таких коллективов воочию. Испанский театр «Danza Mobile» неоднократно бывал в Москве с гастролями. В начале 2015 г. он представил столичной публике спектакль «3×2» в рамках фестиваля особых театров «Протеатр. Международные встречи». Российским зрителям испанский темперамент, непосредственность и креативность очень близки, так что мы воспользовались возможностью познакомиться с этим замечательным коллективом поближе.

Искусство – это общение

Сегодня «Danza Mobile» в Севилье — это школа танца для детей и подростков, центр искусств и профессиональный танцевально-театральный коллектив. Большинство занимающихся в «Danza Mobile» — люди с синдромом Дауна. Почти двадцать лет участники этой организации предлагают государству, местной власти и обществу приобщиться к созданию уникального проекта: соединить для людей с инвалидностью занятия творчеством с их социальной и профессиональной реабилитацией. Вряд ли в далеком 1995 году танцовщица Эсмеральда Вальдеррама Вега и ее единомышленники могли знать, что их желание заниматься хореографией с особыми людьми позволит создать единственный в Испании центр, где эти люди смогут не просто весело и с пользой проводить время, но и осваивать профессию, найти свой круг общения, полностью реализовать творческий потенциал и доказать: барьеров и границ в мире не существует.  Тогда, в 90-е годы, связь между понятиями «искусство» и «инвалидность» вовсе не казалась очевидной. Ситуация тогда была такова, что из отделов министерства культуры идея проекта автоматически переадресовывалась в министерство социального обеспечения, которое, в свою очередь, вернуло проект в министерство культуры, — он не входил ни в чьи компетенции.

«Когда наша работа только начиналась, — рассказывает художественный руководитель коллектива «Danza Mobile» Эсмеральда Вальдеррама, — люди с особенностями развития в Севилье, как правило, просто сидели дома. Им было некуда ходить, никакой творческой работы с ними не велось. Но с каждым годом мы стали видеть все больше таких людей на улицах города. Знаете, как цветы весной: сначала появляются росточки, а потом их все больше, больше и они распускаются… Так и люди постепенно стали выходить, и не просто выходить, а что-то делать, из потребителей культуры они превратились в ее создателей».

Испанские актеры убеждены: искусство – это всегда общение, оно рождается в диалоге, в разговоре, в момент Встречи. Так что первая задача педагогов – создать пространство, в котором такая встреча станет возможной. Уникальность центра «Danza Mobile» в том, что его воспитанники постоянно вовлечены в творческий процесс, так что со временем жизнь для них становится творчеством, а творчество – жизнью. «Danza Mobile» — единственный в Испании центр для особых людей, занятия в котором проходят ежедневно. Ребята не только занимаются здесь хореографией и актерским мастерством, но и посещают различные мастерские центра искусств: музицируют, рисуют, лепят, фотографируют. Они участвуют в тренингах по личностному развитию, мастер-классах, авторских программах ведущих испанских танцоров и режиссеров, а также в культурных мероприятиях, которые организует центр. «Наши артисты находятся в постоянном поиске, творческим тонусе, учатся видеть искусство в повседневности, — говорит Эсмеральда Вальдеррама. — Мы убеждены, что развиваться можно только среди людей, в процессе деятельности и общения. А вот поводом для общения может быть все что угодно. Недавно одна из наших девушек пришла в красивой желтой кофточке, мы начали на эту тему сочинять, и в итоге появился небольшой спектакль. Конечно, это не профессиональная постановка, с которой можно гастролировать, но подобные упражнения помогают развивать фантазию, способность видеть сюжет в обыденных вещах и свободно выражать свое мнение, эмоции и чувства. Эту театральную зарисовку по мотивам желтой кофточки мы с удовольствием выложили на наш сайт, где все участники могли собой полюбоваться».

Непосредственно в школе танца «Danza Mobile» занимается около 70 воспитанников, от малышей до взрослых. Из них лишь 15 человек – постоянные участники труппы, которые задействованы в основных постановках. А гастролирующих актеров еще меньше – всего шесть человек. Чтобы стать профессиональным актером, танцором, каждый из них прошел большой путь. Даниэль Парехо, один из участников спектакля «3×2», с которым испанцы приехали в Москву, занимается в школе танца уже 18 лет, для него искусство — это смысл жизни. «Я всегда жду занятий с нетерпением, — признается Даниэль. – Мне всегда есть что сказать и что показать». 

В едином ритме

Спектакль «3×2» словно интригующий паззл. Три истории, рассказанные пластикой человеческого тела, языком танца. Истории встречи, узнавания друг друга, попытки познакомиться и понять другого, найти что-то общее и различное. Как точно заметил после спектакля один из зрителей, «интересно, что на сцене были только мужчины. Мы словно поднялись над вечной, но набившей оскомину темой любви между мужчиной и женщиной и задумались о том, что такое дружба, товарищество, братство».

Каждая пара — профессиональный танцор-хореограф и молодой человек с синдромом Дауна — рассказала свою историю. В первой герои словно присматриваются друг к другу: кто же передо мной? «В той части, которую представляем мы с Даниэлем Парехо, — говорит актер Антонио Килес, — каждый танцует так, как может и хочет. Но в какой-то момент герои пересекаются и начинают единый танец. Оказывается, они давно наблюдали друг за другом, но, чтобы встретиться, нужно быть готовым. Это происходит не сразу».

О чутком взаимодействии между партнерами в спектакле рассказал и хореограф Мануэль Каньядас, который во второй части спектакля танцевал с молодым человеком с синдромом Дауна Элиотом Баесой. «Мы с Элиотом работаем вместе уже в трех спектаклях, — говорит Мануэль. — Элиот — профессионал с большой буквы, его движения очень интересны, порой неожиданны. Мне нравится, что он не боится ошибок и работает по принципу “я здесь, я живу, я танцую”. Часто я подстраиваюсь под него, а не он под меня, но его движения так органичны, что для меня это не составляет труда. В одной сцене нашего спектакля зрители явно могли почувствовать элемент борьбы. Именно в этом эпизоде происходит импровизация, и то, как пойдет действие дальше, зависит именно от Элиота, от того импульса, который он мне дает». Современное фламенко, популярная детская испанская песенка – все перемешивается, все помогает героям встретиться. «Наши с Мануэлем сердца бьются в одном ритме, — говорит Элиот. – Мы работаем глаза в глаза, этот контакт глаз очень важен».

В третьей части спектакля на сцене гаснет свет, а потом вспыхивает снова, и перед зрителями появляются два брата-близнеца, Артуро и Хайме. В шортах, цветастых кофтах и… ушанках! Как признались потом артисты, ушанки были исключительно данью российской зиме и московской публике. «С Хайме мы знакомы четыре года, — рассказывает Артуро Парийа, профессиональный танцор и хореограф, — мы часто гастролируем и во время поездок живем в одном номере. Однажды мы с удивлением обнаружили, что выбираем одинаковую еду и очень похожую одежду. Так появилась идея с близнецами. В работе мы задаем себе разные вопросы: «Что я значу для него? Что он значит для меня?» Но мне кажется, что главное – это взаимное доверие. Я очень уважаю Хайме, верю в его способности и профессиональные качества. И он доверяет мне. Такие отношения и похожий взгляд на многие вещи позволяют нам делать равный вклад в каждую постановку». В части, которую представляли Артуро и Хайме, был удивительный эпизод: герой Хайме делает гору из земли и сажает на ней дерево. По словам Артуро, идея этого эпизода принадлежит его партнеру: «В нашем центре искусств проходил мастер-класс по фотографии, ребята говорили на нем о своих мечтах. И Хайме заявил, что хочет себе гору! Когда я узнал об этом, то решил, что нужно обязательно рассказать о его мечте в спектакле».

Танцевальный коллектив «Danza Mobile» работает в жанре современного танца, и каждая репетиция для актеров – это поиск контакта с партнером, а в итоге — поиск самих себя. Современный танец, в отличие от классики, более органичен для особых танцоров. Он объединяет танец и терапию, дает возможность понять, кто ты есть, и через конкретные техники выразить себя. Хотя сама по себе контактная импровизация, очень модная сегодня во всем мире, не является для театра «Danza Mobile» единственной технологией и самоцелью. Просто она дает широкий простор для воплощения замыслов и творческих идей. «Классика прекрасна: идеально отточенные линии, потрясающая растяжка, доведенные до автоматизма движения, — объясняет актер и хореограф Антонио Килес. – Но люди с синдромом Дауна часто смотрятся в таких техниках неловко и не всегда эстетично. Мы же стараемся выявить сильные стороны наших особенных танцоров. К примеру, люди с синдромом Дауна очень хорошо имитируют движения, тонко чувствуют партнера, могут без труда настроиться на него. Для них важен элемент свободы, спонтанности… Репетиция для них – не теория, все чувствование и понимание происходит через практику. Сначала сделал, потом обдумал». Работа в «Danza Mobile» помогает танцорам-профессионалам преодолеть собственные страхи и стереотипы и вновь возвращает человека к своим корням, к земле, на которой нужно твердо стоять, чтобы поднять глаза к небу. «При подготовке спектакля я задавал себе простой вопрос, о котором раньше не думал, — признается Антонио. – А если бы синдром Дауна был у меня, а не у Даниэля? Как бы я тогда жил? Почему нет, ведь это лотерея!»

Еще один стереотип, который развенчивает работа «Danza Mobile»: считается, что актеры с синдромом Дауна не могут играть разных персонажей и если кого-то изображают, то лишь самих себя. «Это и так, и не так, — уверен Антонио Килес. – Играя Гамлета, можно завывать, патетически ломая руки: “Быть или не быть?” А можно, наверное, как-то по-другому. И потому человек с синдромом Дауна способен быть Гамлетом – просто другим Гамлетом, не тем, к которому мы привыкли. Но в этом вся правда театра: если актер передает свои эмоции, вживается в роль, то зритель ему точно поверит». 

Так начинается творчество

Своей постановкой испанские танцоры сказали российской публике то, что живет в их сознании уже давно: искусство – это общение. Но состоится ли это общение, зависит от каждого. В том числе от общества, которое готово – или не готово – принять особых людей и их творчество. Благодаря таким коллективам, как «Danza Mobile», ситуация меняется: не только окружающие, но и сами люди с особенностями начинают верить в свои возможности и способности.

Самым большим достижением театра можно, пожалуй, считать то, что ему удалось войти в сферу профессионального театрального и танцевального движения, добившись признания и публики, и критиков. Артисты театра доказали и продолжают доказывать, что каждый человек имеет право подняться на сцену, если ему есть что сказать и он обладает необходимой подготовкой, чтобы сделать это. И что художественное качество спектакля не зависит от того, есть или нет инвалидность у его создателей и участников. Программы «Danza Mobile» получили за время существования коллектива несколько наград, в том числе награду от ЮНЕСКО. Это означает признание не только произведений их искусства, но и огромного значения деятельности коллектива в сфере социальной интеграции. А интеграция для «Danza Mobile» — понятие поистине всеобъемлющее: сейчас коллектив не только предоставляет артистам с нарушениями интеллекта возможность выступать в рамках собственных постановок, но и предлагает участвовать в постановках других танцевальных компаний и театров и даже в производстве кинофильмов. Зрители фильма «Я тоже», который несколько лет назад был показан в России, могли помимо знаменитого Пабло Пинеды видеть на экране и Даниэля Парехо, и других участников труппы «Danza Mobile».

«Меня часто спрашивают о том, что такое профессиональный театр особых людей, — рассказывает Эсмеральда Вальдеррама. – Думаю, понятие “профессионализм” едино для всех. Это когда ты имеешь образование в соответствующей сфере, считаешь работу в ней своей основной деятельностью, вкладываешь в нее свое время, силы и душевную энергию. Я вижу, что наши ребята чувствуют огромную ответственность за то, чем они занимаются. Понимая, что они важны, что им доверяют, они действительно открываются для творчества. И это замечательно!» 

Подробнее узнать о коллективе «Danza Mobile» можно на официальном сайте театра и на его странице в Facebook1.


1 Деятельность компании Meta, Facebook и Instagram запрещена на территории Российской Федерации.

Похожие материалы