ИПР: эта аббревиатура хорошо известна родителям детей-инвалидов. Она расшифровывается как «Индивидуальная программа реабилитации». С 1 января 2016 года этот документ, который выдается ребенку-инвалиду федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, называется по-другому: «Индивидуальная программа реабилитации и абилитации», или сокращенно – ИПРА.
Однако дело не в названии, а в новой форме. А также – в изменившемся порядке разработки и реализации ИПРА согласно Приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н. Исчерпывающие комментарии этого Приказа дала юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис. Их можно прочитать в интернете тут и здесь.
Если говорить коротко, суть изменений ИПРА ребенка-инвалида – в появлении в ней новых разделов, а главное – в том, что функции по разработке мероприятий программы теперь переданы от бюро медико-социальной экспертизы как федерального учреждения сразу нескольким органам власти регионального уровня, каждый из которых отвечает за «свою» тему.
По поводу новых разделов программы. Например, теперь в форме ИПРА есть разделы «Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом» и «Виды помощи, оказываемые ребенку-инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению». Кроме того, из взрослой программы реабилитации «переехал» в детскую такой раздел, как «Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации».
Что же касается новшеств в сфере реализации программы, а также смены ответственных за ее разработку и исполнение, то теперь в графе ИПРА «Исполнитель» указывается орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. В указанные органы бюро МСЭ будут направлять выписки из ИПРА: по медицинской реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья; по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом – в орган исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта. Перечень мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации должен разрабатывать региональный орган исполнительной власти в сфере образования. Отдельно будут расписывать свои рекомендации ведомства, которые отвечают за социальную реабилитацию или абилитацию по части обеспечения ТСР.
Все эти ведомства обязаны в трехдневный срок с даты поступления выписки «организовать работу по разработке перечня реабилитационных или абилитационных мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. Исполнителями мероприятий указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации или абилитации инвалидов».
Однако порядок не объясняет, каким образом родители ребенка-инвалида должны взаимодействовать с органами исполнительной власти и региональными отделениями Фонда, указанными в качестве исполнителей ИПРА. Видимо, предполагается, что они сами должны обойти все эти ведомства, чтобы получить перечень реабилитационных мероприятий и указания, кто конкретно будет эти мероприятия проводить. Отсутствуют специальные нормы о таком обращении, сроках его рассмотрения, порядке обжалования или изменения перечня или исполнителей мероприятий.
Есть и еще одно белое пятно, о котором пишет Елена Заблоцкис: «С одной стороны, перечень конкретных мероприятий возложен на региональные органы, что приближает гарантии государства к действительности. То есть, будет предлагаться то, что может быть реализовано. С другой стороны, передача таких функций от бюро МСЭ как федерального учреждения на уровень субъекта РФ может привести к фактическому снижению гарантий государства: регион будет предлагать только то, что может реализовать».
Спустя почти три месяца после вступления в силу указанных выше изменений мы связались с Е. Заблоцкис и спросили у нее о том, как на них отреагировало родительское сообщество.
– Как ни странно, обращений по этому поводу пока не было, – сказала Елена Юрьевна. – Я думаю, это связано с тем, что в основном люди оформляли ИПР до вступления в силу новых нормативных требований, и у них еще не возникло каких-либо практических проблем. Дети ходят в те же реабилитационные и образовательные учреждения, что и раньше, получают те же услуги. А вот относительно тех детей с ОВЗ, которые впервые прошли медико-социальную экспертизу, – не исключаю, что их родителям придется обратиться во все органы, которые указаны в качестве исполнителей ИПРА, чтобы определить, какие конкретно реабилитационные мероприятия детям должны быть назначены, и что за организации могут обеспечить проведение этих мероприятий. Надо отметить, что если в бюро МСЭ входят эксперты в области реабилитации инвалидов, то в государственных органах – обычные чиновники, специализирующиеся на управлении в определенной сфере. Вопрос в том, насколько составленный ими перечень мероприятий будет соответствовать реабилитационным потребностям ребенка, насколько он будет полным и квалифицированным.
– Как вы считаете, какие вопросы, связанные с новой формой ИПРА и ее реализацией, проработаны хуже всего?
– В соответствии с прежним порядком, органы социальной защиты населения обязаны были оказывать содействие в реализации ИПРА. То есть при трудностях получения реабилитации инвалиду достаточно было обратиться в один орган власти. По новому порядку определены ответственные только за отдельные разделы ИПРА. А единого органа, в который нужно было бы обращаться при трудностях, нет.
Есть и вопросы, связанные с тем, что для реализации определенных прав недостаточно одной ИПРА. Например, раздел ИПРА о психолого-педагогической реабилитации включает в себя определение нуждаемости ребенка в особых условиях обучения и иных услугах в образовательной организации. О том же самом дает рекомендации психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Без ее заключения невозможен прием ребенка на обучение по образовательной программе, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (она включает в себя и психолого-педагогические реабилитационные мероприятия).
В отношении социальной реабилитации в новом порядке не указан орган власти, ответственный за составление перечня мероприятий и назначение их исполнителей. При этом такие мероприятия осуществляются образовательными организациями в рамках образовательной программы, по которой дети обучаются, и организациями социального обслуживания. В соответствии с законодательством о социальном обслуживании органы соцзащиты составляют индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ) и рекомендуют их исполнителей.
– Как бы вы порекомендовали действовать родителям в случае возникновения проблем с реализацией ИПРА?
– Если родителям детей-инвалидов приходится обращаться в несколько департаментов и от каждого из них добиваться получения каких-то перечней услуг, это уже проблема, этого быть не должно. Могу предположить, что на региональном уровне будут разрабатываться механизмы по типу «одного окна», чтобы избавить инвалидов и родителей детей-инвалидов от трудностей с реализацией ИПРА. Точно знаю, что в некоторых регионах продумывается организация межведомственного взаимодействия, обращений в электронной форме. В рамках своего профессионального сообщества мы пишем и говорим об имеющейся правовой неопределенности и о том, что профильным министерствам необходимо обратить на это внимание, внести ясность. Неплохо бы, чтобы родители тоже инициировали обращения к региональным властям, в органы соцзащиты с просьбой как-то упростить порядок реализации ИПРА.