Главная / Электронная библиотека / Нам важно знать ваше мнение
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1766

Нам важно знать ваше мнение

Описание:

Разработка стратегии НКО, аналитика и организационное развитие – вот задачи, которое выполняет отдел стратегий Даунсайд Ап. В интервью с руководителем этого подразделения Александром Боровых речь идет о различных социологических опросах, которые проводят специалисты отдела стратегий. А. Боровых объясняет, как информация, собранная в процессе социологических опросов, влияет на деятельность благотворительного фонда «Даунсайд Ап», как рождаются идеи провести опрос на ту или иную тему и почему важно, чтобы семьи, зарегистрированные в программах фонда, принимали активное участие в этих опросах.

Далеко не в каждой некоммерческой организации в России есть отдельная группа специалистов, которая занимается разработкой стратегий этой НКО, аналитикой и организационным развитием. Тем не менее все современные НКО идут именно по такому пути, ведь деятельность аналитиков очень важна для обеспечения устойчивости некоммерческих организаций, а значит, устойчивости предоставления услуг для благополучателей. Сбор и анализ информации, формулирование стратегических целей и определение зоны ближайшего развития – это то, чем занимается отдел стратегий Даунсайд Ап.

– Мы регулярно проводим различные социологические опросы, – рассказывает руководитель отдела стратегий Александр Боровых. – Соцопросы – основа развития деятельности фонда. Потому что без досконального изучения потребностей наших семей и других целевых аудиторий, с которыми мы работаем, невозможно четко и правильно построить наши программы. Наши специалисты: педагоги, психологи, дефектологи – очень часто нуждаются в обобщенной информации, чтобы правильно спланировать свои дальнейшие шаги. Отдел стратегий выполняет важную поддерживающую функцию, хотя и не оказывает прямых услуг по сопровождению семей. Для лучшего понимания того, какие услуги нужны, какие наиболее актуальны, какова острота той или иной проблемы, аналитическая деятельность имеет принципиальное значение. Нам нужна четкая картина, обобщенная информация на уровне региона или Российской Федерации о деятельности государственных органов или других некоммерческих организаций. Потому что для обеспечения устойчивости Даунсайд Ап должен понимать свое место в ландшафте социально-экономических отношений. Опросы – один из инструментов, благодаря которым достигается это понимание.

– Как информация, собранная в процессе социологических опросов, влияет на деятельность фонда?

– Вот лишь один из примеров. Несколько лет назад, в 2016 году, мы начали фактически новую для себя программу – по работе со школьниками и организации групп для подростков, в частности группы профориентации, а также стали уделять внимание теме занятости молодых людей с синдромом Дауна. Эти шаги мы предприняли после того, как провели опросы среди наших семей и среди экспертов по этой теме. В опросе семей участвовали жители Москвы и регионов – около 600 человек. На основе полученной информации мы и построили свою программу.

– Помимо вопросов о деятельности фонда вы спрашиваете своих респондентов и о многом другом, что касается жизни семей с детьми с синдромом Дауна. Как вы распоряжаетесь такой информацией?

– Мы анализируем ее, с тем чтобы на основе отдельных мнений составить объективное представление о проблеме и по возможности, в случае необходимости, включиться в ее решение. И в этом, на мой взгляд, заключается многофункциональность НКО. Некоммерческая организация ближе всего стоит к людям, которых она обслуживает, и лучше чиновников знает их проблемы. Мы видим свою роль не только в предоставлении прямых услуг, но и в том, чтобы улучшать и развивать среду, в которой живут наши семьи, и в конечном итоге делать нашу страну более комфортной для проживания детей с особенностями и их семей. Например, прошлой весной мы проводили опрос о протоколе сообщения диагноза «синдром Дауна». Когда мы получили ответы и обработали эту информацию, то ужаснулись, насколько остро стоит вопрос о том, как сообщается родителям диагноз родившегося ребенка. Мы рассказали об этом нашим партнерам в регионах и стали думать, что делать. И решили, что мы будем продвигать принятие протокола сообщения диагноза. На тот период, на конец зимы 2019 года, в России был всего один случай принятия такого протокола: в Свердловской области. На сегодняшний день таких регионов пять: кроме Свердловской области, это Нижний Новгород, Рязанская область, Волгоградская область, Великий Новгород. Благодаря усилиям наших партнеров и нашему участию информация об этой проблеме распространяется и среди чиновников, и в медицинском сообществе, и в СМИ. Мы хотим, чтобы этика, в частности в сфере здравоохранения, по отношению к детям с синдромом Дауна и с другими ментальными особенностями была на высоте, чтобы семьи не получали сообщения о диагнозе в неэтичной форме, чтобы на них не давили, а все происходило цивилизованно, своевременно и корректно. Мы это продвигаем, а началось всё благодаря тому, что родители нам ответили, поделились своими воспоминаниями о том, как им сообщили диагноз ребенка. Мы надеемся, что и в будущем на основе такого взаимодействия с семьями сможем выявлять наиболее острые и актуальные из множества проблем, с которыми сталкиваются родители детей с синдромом Дауна, и вместе над ними работать.

– Некоторые вопросы, которые входят в опросники для родителей, раз от раза повторяются. Почему? Зачем это нужно?

– Да, мы в своих опросах из года в год должны повторять некоторые вопросы. Так, мы просто обязаны регулярно задавать вопросы о качестве услуг Даунсайд Ап, чтобы понимать, в каком направлении нам двигаться дальше. Например, мы очень обеспокоены тем, что в ходе последнего опроса, который проводился минувшим летом, выявился большой процент неинформированности семей об услугах, которые они могут получить в фонде. Мы сейчас работаем над этим. Точно так же несколько ранее мы провели опрос про рассылки, которые фонд отправлял семьям. Нам респонденты сказали, что рассылок очень много, у них нет возможности реагировать на каждую и важная информация может остаться из-за этого незамеченной. После этого мы задумались над тем, как оптимизировать процесс доведения информации до родителей. Сделали рассылки более адресными, разграничили их в соответствии с возрастом ребенка.

Также мы повторно задаем некоторые вопросы, чтобы понять, что проблема по-прежнему существует, оценить ее актуальность и остроту, убедиться, что над ней надо продолжать работать. Будучи членами общественных советов и рабочих групп при разных министерствах и ведомствах, мы всегда поднимаем там те проблемы, которые нам озвучивают родители. Огромная разница – изменить работу некоммерческой организации или изменить формат деятельности на государственном уровне. К сожалению, изменения в государственном механизме не могут происходить быстро. Как мы знаем, государственная машина очень неповоротлива и должна учесть очень много разных факторов, прежде чем изменить свой маршрут. Сравнивать скорость, с которой на ту или иную проблему реагируют НКО и госструктура, все равно что сравнивать возможность маневрирования на мотоцикле и на огромной фуре с прицепом.

– Как рождается идея провести опрос на ту или иную тему?

– Темы опросов возникают из того, что мы слышим и видим: из тех выводов, которые складываются у наших специалистов в процессе работы, из мнений, которыми с нами делятся родители, приводя детей на занятия в Даунсайд Ап. Однако в настоящее время уже мало просто ощущения, мнения одного или нескольких заинтересованных лиц, чтобы решиться на важные новшества. Ведь открытие какого-то проекта или направления деятельности – это всегда инвестиции ресурсов: финансовых, интеллектуальных, человеческих, организационных. Прежде чем принять решение об этом, необходимо понять, насколько остра потребность. Для этого и производятся социологические опросы, аналитические исследования, экспертные интервью и т. д. Только на основе объективной информации, которая обеспечивает валидность результатов, мы можем принимать важные стратегические решения о своей деятельности.

– Каким же образом частные ответы, которые каждый участник опроса дает исключительно исходя из личных обстоятельств, складываются в общую картину?

– Каждый раз, когда мы отвечаем на какой-то вопрос и выражаем свое мнение, мы делаем ряд утверждений. Другие люди могут сформулировать ту же мысль по-своему, но, если в целом мнения совпадают, в них можно выделить общее, и если процент этих совпадений высок, можно говорить, что проблема актуальна для всех. Наши интернет-опросы охватывают от 3500 до 4500 пользователей. Если из этого числа нам отвечают 600–700 семей, то со статистической точки зрения это очень хороший результат. И в наших социологических опросах он присутствует. Этого достаточно для того, чтобы говорить о репрезентативности. С другой стороны, участие в социологических опросах – это как участие в выборах: сначала мы не идем на избирательный участок, полагая, что там и без нас разберутся, а потом имеем то, что имеем… Если нам родители не отвечают, мы получаем искаженную картину и можем либо неправильно построить свои программы, либо истратить ресурсы на то, что не является проблемой. Поэтому я призываю всех участвовать. Хочу воспользоваться случаем и от души поблагодарить родителей, которые участвовали в наших опросах. Нам очень важно мнение каждого! Мысли, оценки, ответы, которые вы предоставляете в наших опросах, – это «игра вдолгую». Они могут не выстрелить сиюсекундно, и вы можете не увидеть своих ответов на страницах журнала либо на нашем сайте в Интернете, но, тем не менее, надо понимать, что, когда Даунсайд Ап делает следующий шаг в развитии своих программ, в этом есть и ваш вклад. Мы стремимся к тому, чтобы фонд не делал ни одного шага без консультаций со своими благополучателями.

– В какой форме специалисты Даунсайд Ап могут обратиться к семьям при проведении опроса?

– Это может быть «гугл-опрос», и в таком случае мы пришлем ссылку на анкету в Интернете. Для того чтобы ее заполнить, не нужно вводить никаких кодов, указывать какие-то конфиденциальные данные, перечислять деньги за доступ и т. д. Также это может быть телефонный опрос, и тогда наш сотрудник позвонит, представится и попросит уделить ему несколько минут. Мы выбираем простые, безопасные и доступные способы общения, хотя и понимаем, что есть семьи, до которых мы не дотягиваемся. Поэтому просим проверить, насколько актуальны почтовые и электронные адреса, а также номера телефонов, указанные вами при регистрации в программах фонда. Если вы переехали, сменили телефон – не пожалейте, пожалуйста, времени, сообщите нам об этом!

Похожие материалы