Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
7223

О храброй вере

Описание:

В православных храмах в разных городах и областях России существует особый вид служения – особенным людям. Автор статьи Петр Коломейцев, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, христианский психолог в специальной и коррекционной психологии и приходском консультировании, соучредитель Центра реабилитации детей-инвалидов ДЭЦ «Живая Нить» и духовник Центра равных возможностей для детей-сирот «Вверх» делится своим опытом работы с особенными детьми, поддержки родителей, организации воскресной школы, лагеря и многого другого.


В православных храмах в разных городах и областях России существует особый вид служения – особенным людям. На страницах нашего журнала мы хотели бы дать слово священникам, которые работают с особенными детьми, поддерживают и помогают их родителям, организуют воскресные школы, лагеря и многое, многое другое.

Петр Коломейцев, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, христианский психолог в специальной и коррекционной психологии и приходском консультировании, соучредитель Центра реабилитации детей-инвалидов ДЭЦ «Живая Нить» и духовник Центра равных возможностей для детей-сирот «Вверх».

Отвечая на вопросы «Почему я не похож на других?», «Почему я болею?», мы обычно говорим детям, что на самом деле все люди отличаются друг от друга и все болеют, только по-разному. Господь дает крест по мере сил человека. Самый плохой вариант ответа, из тех, которые я слышал, – сказать ребенку: «Господь тебя испытывает, как испытывал Иова». Был случай, когда ребенку так объяснили причины болезни, и через несколько месяцев, находясь в той же больнице, он спросил: «Что же, Господь до сих пор мне не верит?».

Ясно, что не Бог виноват в наших бедах – мы сами сделали мир таким, что в нем трудно рожать здоровых детей. Не соблюдая Божьи указания о сбережении мира, вверенного нам, стоит ли удивляться, что мир становиться все менее пригодным для существования. Человечество придумало бесчисленное количество средств защиты от самих себя от газового баллончика до нейтронной бомбы, немалые средства тратятся на армии, милицию, судебную и пенитенциарную систему. А раз мы перестали слушать голос разума и своей совести, то Господь посылает нам своих пророков из числа «малых сих», своих безгрешных чад. И если мы видим, как болезнь маленького человека, новорожденной девочки, которой нужна дорогостоящая операция на сердце, меняет всю жизнь не только ее родителей, но и всех сослуживцев отца, которые собирают средства на спасение младенца, забыв привычные попойки, мы можем сказать, что случилось чудо. Маленький человек изменил жестоковыйных взрослых, готовых пожертвовать всем ради возвращения улыбки на его лице. Оказывается, самое дорогое на свете – улыбка выздоравливающего ребенка.

Маленькие дети, которые страдают определенным недугом, по нашему опыту, воспринимают это спокойно, как данность. Проблемы начинаются только тогда, когда кто-то извне говорит ребенку: «Что это с тобой? Ты не такой, как мы». Отношение со стороны окружающих порождает мучительные состояния «не такого» человека. Очевидно, что мы до сих пор преодолеваем советское наследие, когда людей с серьезными проблемами здоровья изолировали, ссылали в специальные медлагеря, чтобы они не портили своим видом «жизнерадостную» картину общества победителей. Однако христианский путь – иной: если особенные дети будут включаться в жизнь общества, у нас появятся примеры внимательного отношения к ним, и такое отношение будет все больше распространяться. Если, к примеру, во время публичного выступления какого-то государственного чиновника рядом с ним будет стоять сурдопереводчик, в обществе постепенно утвердиться понимание, что существуют люди с разными нуждами, и каждый имеет право быть признанным его членом. Когда мы говорим о включении особенных детей в общество, мы имеем в виду восстановление ребенка в правах на социальное наследование, то есть на наследование культурно-исторического опыта человечества. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования, то есть в социуме. Возвращение такого человека, со специальными нуждами в наше общество, а не отделение его от нас и есть восстановление полноты Тела Церкви.

Бывает, что родители предпочитают, чтобы их ребенок не общался со своими сверстниками, чтобы избежать дополнительных «душевных травм». Я думаю, что общение с инакоодаренными людьми полезно всем. Мои дети выросли с особенными детьми – каждое лето они работали в организованном нами лагере. Нам с женой тогда говорили: «Как бы они сами не повредились». Сейчас дети выросли, и у них очень много друзей. Я думаю, потому, что при общении с детьми-инвалидами они научились определенной чуткости, научились не строить всех под одну гребенку.

Многие родители стараются, чтобы их ребенок не слышал слово «инвалид», и, тем более, в свой адрес. Но рано или поздно, в той или иной ситуации, это происходит. Нужно ли бояться этого слова? Слово «инвалид» впервые применили по отношению к негодным для военных действий римским воинам. Англичане употребляют словосочетание «дети с особыми нуждами» – такой вариант, как мне кажется, более подходящий.

У каждого родителя есть страх и беспокойство за детей. Вот только в некоторых случаях родительское чувство страха бывает настолько гипертрофировано, что травмирует душу ребенка. Стоит помнить, что, если мы каждую минуту говорим ребенку: «Осторожно! Не делай то! Не ходи туда!» – мы формируем у него вторичную инвалидность. Нужно понимать, что мы не всемогущи и что-то надо поручать Богу. В этом – наша вера. Мы каждую просительную молитву во время службы заканчиваем словами: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!». Родителям особенных детей нужна очень храбрая вера.

Когда ребенок подрастет и с ним уже можно будет поговорить, расскажите ему, что у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Святая Матрона Московская была немощным человеком, но помогала людям, которые были гораздо сильнее ее физически. Святой Илья Муромец больше половины жизни был прикован к постели, но известен всем как русский богатырь. Был жестоко избит разбойниками и навсегда остался сгорбленным святой Преподобный Серафим Саровский – великий чудотворец и покровитель нашей земли. Господь приходит к человеку немощному и творит чудеса!


Похожие материалы