Степень и качество развития социальных связей – главный показатель интеграции человека в общество. Как и каждому из нас, взрослому человеку с синдромом Дауна необходима уверенность в том, что другие люди его принимают всерьез и относятся к нему с уважением. А шанс на нормальную жизнь в обществе он получает в детстве, благодаря поддержке своей семьи и специалистов, создающих условия для его воспитания, обучения, социализации.
Выпустить своего особого воспитанника во взрослую жизнь, а потом через несколько лет узнать, что он стал успешным, сумел многого добиться – самая мощная мотивация в работе каждого специалиста помогающих профессий. К сожалению, у педагогов, которые занимаются ранней помощью детям с синдромом Дауна, не всегда бывает возможность проследить их дальнейшую судьбу. А ведь это очень важно – знать, ради какого результата ты работаешь.
Конечно, для людей с трисомией-21 жизненные достижения 27-летнего Григория Данишевского из Москвы – не правило, а исключение. Тем не менее именно такие исключения как раз и разрушают стереотипы о необучаемости людей с синдромом Дауна, побуждая специалистов ставить более высокую планку и перед собой, и перед воспитанниками, и перед их родителями.
Опубликованный ниже текст составлен из нескольких (далеко не всех!) дневниковых записей, которые Гриша периодически по собственной инициативе присылает педагогам Медиалаборатории Даунсайд Ап (эти групповые занятия, посвященные обучению медиаграмотности, он посещает уже четвертый год). Мы позволили себе исправить орфографические и пунктуационные ошибки и сократить некоторые абзацы, поскольку Гриша, обладая потрясающей памятью на даты, имена и названия, любит включать в свои записи длинные перечисления. Их, а также некоторые не совсем складные предложения, мы и убрали. В остальном слова и фразы остались такими, как их написал автор. А для более полного представления мы оставили один оригинальный отрывок из Гришиных писем, которые демонстрируют уровень развития письменной речи и дополняют его личностный портрет.
Моя жизнь – моя работа
Я счастлив, что после программы профориентации в Даунсайд Ап я стал работать в транспортной компании Voerman.
Сначала я и моя бывшая подруга Манечка Быстрова проходили практику трехмесячную. Для начала у нас была экскурсия, чтобы ознакомиться с рабочими моментами, а потом мы проходили практику с 1 сентября по 30 ноября 2016 года. За каждый месяц мы писали зачетную работу о том, чему за это время обучились.
После практики нам с Манечкой дали дипломы об успешном прохождении практики и на руки дали конверты с нашей первой заработной платой.
Потом время расставило всё на свои места. Меня приняли на стажировку, а Манечку не взяли, сказали, что она слишком маленькая. После этого я стал офисным работником. <…>
Мне очень нравится работать. <…> Я общаюсь с коллективом взрослых людей, которые старше меня, это меня не смущает, у меня с ними нормальные, дружные и рабочие отношения. <…>
Также помимо всех коллег присутствует очень важный человек – наш директор офиса Деннис Ван Димен Хендрикус Йоханнес. Он очень добродушный и замечательный. Он голландец, говорит на английском языке, но в разговоре со мной говорит с акцентом на русском языке.
Надо бы сказать, что наша компания зарубежная. В офисе присутствуют иностранные люди, которые плохо понимают по-русски и говорят по-английски, например, Амит Дотасра из Индии, Шерман Перейра, который уволился из Австралии, Харро Ван Граафайланд и Олаф Камман из Голландии.
Также среди коллег присутствуют такие, в которых я души не чаю. Прежде всего, это была моя первая начальница Александра Головина, но после ее увольнения с работы ее заменила Лена Воеводскова. <…>
Если говорить о конкретных операциях, моя работа связана с документами: делать копии на принтере, сканировать и посылать на почту коллегам, скреплять документы для вставки в папки, подписывать адреса на конвертах для отправки.
Помимо этого, у меня обязанности – следить, чтобы в чайнике и в кофемашине присутствовала вода, также как в канистрах, из которых вода наливается в кофемашину и чайник, прочищать и мыть лоток от кофемашины. <…>
Какое-то время на стажировке и после стажировки я работал на складе, выполнял складские операции. Мне выдали синий жилет с названием компании и специальную обувь на случай, если какая-нибудь тяжелая тара или деревянная паллета упадет на ногу. Я сканировал штрих-коды в ячейках и коробках с товарами, помогал приклеивать штрих-коды на товары для отправки, пробовал возить рохлю пустую, чтобы привыкнуть.
Когда я стал работать в офисе, то встречал и провожал курьеров поставщиков, отмечал их пропуска, ставил печать, дату, время и подпись, ходил на склад, приносил продукты и бытовые принадлежности.
Когда мой день рождения совпадал с рабочим днем, я приносил из дома выпечку и угощал своих коллег.
Увлекаюсь чтением
У меня много увлечений. Больше всего я люблю читать книги, смотреть фильмы и писать рецензии. Книги мне нравятся даже больше, чем кино, потому что там больше подробностей. А я люблю подробности. Вот, например, повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Из нее о жизни в девятнадцатом веке можно узнать больше, чем из энциклопедии.
Бедный дворянин из села Кистеневки Андрей Гаврилович Дубровский вызывает у меня уважение и сочувствие. Несмотря на то, что на охоте он всегда был смелым и отважным, в дружбе с избалованным барином села Покровского Троекуровым он отличается скромностью и терпеливостью.
Кирила Петрович Троекуров в сравнении с Дубровским совсем другой. У них нет ничего общего. <…>
Словами автора А. С. Пушкина дана отрицательная характеристика Троекурову. Жесток он со своими домашними, губернские чиновники трепещут перед его именем, даже дочь свою пугает суровым, а иногда жестоким обращением. Возникает вопрос: как только Дубровский его терпит? Даже жалко его. Почему слуги Троекурова должны делать бедному дворянину замечания? Зачем троекуровские лесорубы должны воровать лес Дубровского на дрова? Конечно, терпение лопается! И любой другой этого бы не вынес.
Троекуров еще тот фрукт, начал подкупать заседателя земского суда, чтобы отнять имение у Дубровского. Конечно, Дубровский долго терпел и мучился, а потом и вовсе умер. Я так думаю, умирал в мучениях. <…>
Вот если бы деспот Троекуров не затевал это дело, взятие Кистеневки, сын Андрея Гавриловича Дубровского Владимир не стал бы разбойником. <…> Я бы предпочел, чтобы Троекурову был конец. До конца жизни сидел бы в тюрьме за незаконные действия, ссору с Андреем Гавриловичем. Такие люди, как Троекуров, должны быть наказанными. Паршивая свинья этот Троекуров! <…>
Если я бы был тут на месте Дубровского, то не терпел бы унижения, наглость и оскорбления, покончил бы с собой. Не хочу, чтобы избалованные барины своих поместий были жестоки и мучили меня. Это не жизнь людей, когда над кем-нибудь были жестоки. Жить нужно в любви и дружбе.
О проекте «Голос» и телепрограмме «Достояние Республики»
Многие телевизионные передачи я не смотрю, так как телевизор – вредный агрегат, лучше всего читать книгу или на улице гулять. Но есть такие передачи, которые вдохновляют. Это музыкальные проекты.
Телепроект «Голос» очень замечательный. Во-первых, ведущий проекта Дмитрий Нагиев – веселый, смешной и добродушный. А во-вторых, мне нравятся наставники и их команды.
Я посмотрел много сезонов проекта «Голос», и многие мне понравились. Правда, есть такие, которые не понравились.
Среди наставников мне больше всего понравились Полина Гагарина, Пелагея, Дима Билан, Баста, Григорий Лепс, Каролина Мирославовна – Ани Лорак.
А еще Дмитрий Нагиев каждый раз приглашал к себе разных напарниц-соведущих, и мне они тоже нравились. <…>
Проект «Голос. Дети» мне не так симпатичен. Я его смотрел, но, если говорить честно, я не люблю детей, а смотреть мне нравится.
Просто у меня есть на то причины. Есть дети, которые не плачут и не боятся идти вперед, становятся победителями проекта. <…> А те, которые не проходят этапы проекта, они плачут, и это мне не нравится, наставникам приходятся их утешать.
И вообще мне больше нравится, когда взрослые исполняют песни. <…> Каждое выступление на «Голосе» мне понравилось, и наставники тоже. Правда, попадались такие наставники, которые мне не нравились. Это, например, Александр Градский, Лев Лещенко, Валерий и Константин Меладзе, Сергей Шнуров, Михаил Боярский, Светлана Лобода, Валерий Сюткин и Валерия. Они, конечно, талантливые, но пожилого возраста. Мне больше нравятся молодые.
Помимо проекта «Голос» мне также нравится смотреть телепрограмму «Достояние Республики» о творческом пути композиторов и поэтов.
Ведущие телепрограммы – Дмитрий Шепелев и Юрий Николаев. Многие номера и исполнители мне очень понравились. Прежде всего, это Виктория Дайнеко с песней «Ищу тебя» из фильма «31 июня» на вечере Леонида Петровича Дербенева. <…> Надо сказать, очень много талантливых певцов замечательно исполняют песни! <…>
Златоуст - 2020
Осенью 2020 года случилось одно из самых запоминающихся приключений в моей жизни – участие в съемках фильма «Уличное освещение», которые проходили в Златоусте.
Со съемочной группой мы летели от аэропорта Домодедово до Екатеринбурга. Я был вместе с мамой. В окна самолета открывались красивые виды природы, были видны горы.
После приземления и получения багажа мы на микроавтобусе поехали до Златоуста заселяться в гостиницу. Ехали мы около трех часов. В автобусе режиссер Влад сказал, что у нас будет время на отдых до 16:00, а потом он к нам приедет, и мы поедем присматривать собаку для съемок фильма.
Во время отдыха я и мама пообедали, подышали свежим воздухом, сходили в магазин сделать запасы. Наш отель «Никольский» красивый, он выходит на пруд, издалека видны горы. Прогуливаясь возле гостиницы, сделали несколько фоток.
Потом приехал Влад, и мы с ним отправились на встречу. Первая собака нам не подошла: очень она шумная, выбрали Жужу. С Владом вернулись в гостиницу и вместе поужинали, потом я с ним репетировал одну из сцен для первого съемочного дня.
На следующий день я познакомился с хулиганами. Вместе с ними прошли сцену и реплики перед тем, как они меня будут бить.
В первый раз художница по гриму Лена попробовала накладывать на меня грим. Как же мне было дискомфортно! Трудно было дышать – настолько меня тошнило, и временами от тошноты в горле урчало, когда я пытался сглатывать слюну.
Не сразу я пришел в себя после этого. Пластический грим на меня действовал, как могила, и оставил много отрицательных эмоций. <…>
Самый первый съемочный день продолжался 16 часов. В холодную, дождливую погоду. Временами шел снег. Когда выходило солнце, оно сильно мешало процессу съемок. Согревался я только в микроавтобусе. Еще, как назло, я был в легкой одежде, так как это нужно было по сценарию. Даже распаренный, после выхода из автобуса я быстро охлаждался. <…>
Это был очень тяжелый день. Снималась сцена с хулиганами. Зрелище, конечно, – страшнее не придумаешь. С кроваво-грязным гримом на лице мне приходилось лежать на холодной земле.
Впечатления после первого съемочного дня о Владе-режиссере были резко отрицательные, потому что он не поставил в известность нас с мамой, какой ужасный нас ждет первый день съемок. Нельзя человека с особенностями развития так использовать, для меня это было мучительно и невыносимо. Не знаю почему, но Влад не рассчитывал мои силы и возможности. Я просто думаю, что он это делал не со зла, а по неопытности. Но в результате Влад стал моим Большим другом.
В следующие дни съемки были на разных локациях. Снимали во дворе, в трамваях, у диспетчерской и на квартире. Погода была лучше, и возле меня была Алина – костюмер. Она накладывала мне грелки на тело и ноги и накрывала одеялом. Всё стало лучше получаться, задачи казались мне легко исполнимыми.
Мы договорились, что после двух съемочных дней третий день будет выходной. Выходные мы использовали для поездок на природу.
Первая поездка у нас с мамой была на Таганай, на Черную скалу. День был солнечный, прохладный и приятный. Была экскурсия по таежному лесу. Нам рассказывали о растениях, деревьях, животных и о легендах этого места. Мы поднимались на Черную скалу, фотографировали красивые виды. Вдалеке видны были горы, реки и лес. Я и мама загадали ещё раз вернуться на Таганай, но уже к Каменной реке.
Вторая поездка была на озеро Тургояк. Погода была солнечная и свежая. Мы хотели прокатиться на яхте, но не удалось, поэтому, наслаждаясь хорошей погодой, мы гуляли возле озера, обменивались впечатлениями о съемочных днях, фотографировали, пили кофе в прибрежном кафе, поели взятый с собой обед в беседке с видом на озеро.
Так получилось, что следующая поездка на Таганай, к Каменной реке, была уже ближе ко второй половине дня. Хотя у нас этот день был выходным, но нас попросили досняться в квартире.
После съемки Миша – директор по площадке – нас отвез ко входу Центральной усадьбы, там мы уточняли, откуда должны двинуться в путь к Каменной реке.
Мы должны были попасть к Веселому ключу. Нам дали карту и объяснили, как добираться. Сказали, что если будем ориентироваться по меткам на деревьях, то не заблудимся.
Какая же отвратительная дорога в лесу! Сначала шли по нормальной дороге, а потом стало топко, особенно если идти по траве, грязно, еще нужно было проходить через кусты, камни и поваленные деревья. Очень долго мы шли и даже не заметили, что сбились с нашего маршрута. В результате оказались не на Веселом ключе, а на Белом.
Привал был недолгим, лишь для того, чтобы отдышаться, попить воды и пообедать, чтобы пополнить запас сил. Мы рассчитывали, что до темноты успеем дойти до выхода, поэтому шли обратно быстрым шагом. Мне было тяжело идти с рюкзаком на спине с тяжелыми сапогами моего режиссера Влада, которые мы взяли на всякий случай для непроходимых мест.
Я постоянно отставал, шел, с опаской пробираясь через камни на дороге и кусты, обходя стороной грязные глинистые места. И всё равно до темноты мы не успели выбраться, потому что опять ушли с маршрута и заблудились. Оказались на другом берегу реки. Нам пришлось проходить речку вброд, держась за поваленное дерево. Уже когда совсем стемнело, мы выбрались. К сожалению, Каменную реку так и не увидели!
А потом настал последний день перед возвращением в Москву. На рассвете была последняя, завершающая, съемка. <…> Я чувствовал, что вся группа мною довольна.
Рассвет был очень красивый. Когда после съемки мы с мамой вернулись к нашей гостинице, еще немного полюбовались рассветом у пруда и сделали фотографии. <…>
Уже вечером, когда начали сборы, к нам в гости зашла Татьяна, хозяйка Жужи. Она нам подарила сувениры на память, мы ее угостили чаем и обменялись впечатлениями.
Все, кто были в составе съемочной группы, мне очень понравились. Они молодые, контактные, талантливые и доброжелательные. Выделять кого-то, конечно же, с моей стороны нескромно, но всё же придется, так как в одном человеке я не чаю души: почувствовал я дружбу, любовь и нежность. Речь идет об Алине, которая <…> в любую холодную погоду обеспечивала меня комфортом, не только грелки мне наклеивала на тело и ноги, но еще и укрывала меня верблюжьим одеялом, чтобы мне было тепло. Она очень милая, нежная моя телогрейка.
Еще мне очень понравилась Саша – продюсер. Мне показалось, что мы с ней стали Большими друзьями. Она, правда, мало мне уделяла внимания, но, общаясь с ней, в короткие минуты я чувствовал тепло на душе.
Во время поездки в Златоуст мы сталкивались со многими хорошими людьми: кинологом Дамилом, с Любовь Андреевной, с Татьяной – хозяйкой Жужи – и ее мужем. У меня появились друзья, я получил большой опыт и много впечатлений.
От редакции
В начале прошлого учебного года воспитанники Медиалаборатории Даунсайд Ап получили задание: придумать образы героев для создания истории про дружбу. Гриша Данишевский придумал героя по имени Григорио. Это, конечно, выдуманный персонаж, но во многом похожий на своего создателя, вернее, на того человека, каким он хотел бы себя видеть.
Вот какой портрет получился у Гриши: «Работающий и увлекающийся человек. Целеустремленный, любит двигаться только вперед. Его увлечения – читать книги и смотреть фильмы и уже после этого писать рецензии, а еще он ведет дневниковые записи. Его мечты – сотрудничать со звездами эстрады и сниматься в фильмах, то есть быть знаменитостью. Чтобы не сдаваться перед трудностями, у него наготове кулаки, которые он поднимает. Он понимает: жизнь превращается в сплошные преграды, если человек не может собой управлять, а жить-то хочется...»
Вставка
Отрывок Гришиного письма без сокращений и исправления ошибок:
«Мне очень нравится работать, успехи есть и ещё за хорошую работу мне директор повысил зарплату.
Помимо рабочих моментах я общаюсь с коллективом взростлых людей, которые старше меня, это меня не смущает у меня с ними нормальные, дружные и рабочие отношения.
Многие коллеги интересуются моими театральными успехами, особенно интересуются сотрудники склада к примеру Родик Сафуров он меня расспрашивает, когда у меня намечается театральный показ или :- А нас пригласишь?
Я ему отвечал, когда у меня будет ясность дам знать.
Второй такой же человек коллега по работе таможенный брокер Владислав Белых ему тоже интересно со мной общаться, интересуется моими театральными успехами, делился, что у него дочка, приходил с ней и женой на мои театральные постановки, а ещё он говорил, что он тоже когда-то выступал артистом имеет в этом успех и ещё я впервые у него брал интервью, чтобы ознакомиться с его профессией.
Также помимо всех коллег присутствовает очень важный человек это наш директор офиса Деннис Ван Димен Хендрикус Йоханнес он очень добродушный и замечательный.
Он голландец, говорит на английском языке, но в разговоре со мной говорит с окцентом на русском языке».
Еще отрывок:
«Владимир влюбился в дочь Троекурова Марию,уже когда Маша поняла все незаконные действия своего отца решила уехать с Владимиром Дубровским.
Троекуров совсем озверел он решил её венчать на Гайере,чтобы у неё не было повода уехать куда-либо и поставил слежку.
Гайер женился на Маши не по состоянию Троекурова иначе ему конец.
Маша это поняла, поэтому Владимиру ничего не оставалось,как уезжать одному.
Я бы предпочел чтобы Троекурову был конец. До конца жизни сидел бы в тюрьме за незаконные действия,ссору с Андреем Гавриловичем.
Такие люди,как Троекуров должны быть наказанными. Паршивая свинья этот Троекуров!
Из-за незаконностей погибли жители Кистеневки плохо,что это осталось не наказанным».