Главная / О фонде / Новости / «Арахисовый сокол» долетел до Москвы

2294

«Арахисовый сокол» долетел до Москвы

24 сентября в Москве, в кинотеатре «Каро 11 Октябрь» стартовал фестиваль американского кино «Амфест». В его программе самые разнообразные киноработы: от фестивальных хитов до зрительских новинок. Одна из таких новинок – художественный фильм «Арахисовый сокол» – и была показана в первый день фестиваля.

Эта картина – по-своему глубокая, добрая и трогательная, но без слащавой сентиментальности – построена вокруг особенного героя, 22-летнего парня с синдромом Дауна по имени Зак. По каким-то причинам он остался без поддержки своей семьи и был помещен в дом престарелых. Там он оказался в совершенно не подходящей ему компании пожилых людей, доживающих свои дни в покое и праздности. В отличие от них, Зак полон сил и у него есть мечта: стать профессиональным борцом – рестлером. В погоне за ней он сбегает из своего приюта и по пути встречается с неудачливым рыбаком-браконьером Тайлером, которого играет известный актер Шайя ЛаБаф. Тайлер вынужден скрываться от парочки обиженных им краболовов - людей жестоких и мстительных. Зак становится попутчиком и другом Тайлера. По ходу действия к ним присоединяется молодая медсестра, которую директор дома престарелых послал на поиски беглеца.

Для своей картины режиссеры и сценаристы Тайлер Нилсон и Майк Шварц выбрали жанр приключенческого роуд-муви – кино, герои которого постоянно находятся в дороге.  Этот выбор оказался очень удачным, о чем свидетельствуют призы зрительских симпатий, присужденные «Арахисовому соколу» на кинофестивалях SXSW, Heartland, в Нантакете и Довиле – и это за рекордно короткий срок: впервые картина была показана всего полгода назад!

По законам жанра, фильм распадается на ряд эпизодов, в каждом из которых главные герои передвигаются то пешком, то на моторной лодке, то на плоту, то на автомобиле. Они встречаются и кратко взаимодействуют с разными людьми, преодолевают различные испытания. Создатели фильма выбрали для него открытый финал, намекающий на то, что дорога бесконечна. И поскольку дорога в повествовательном искусстве традиционно сопровождается символичным сопоставлением перемещения в пространстве к определенной цели с жизненным путем главного героя, нескончаемое путешествие Зака и Тайлера воспринимается совершенно однозначно: как их поиски своего места в этом мире.  

Впрочем, не хотелось бы раскрывать все подробности сюжета, ведь уже в конце октября «Арахисовый сокол» выйдет в российский прокат, и все желающие смогут посмотреть его на широких экранах. А вот о том, как создавалась эта картина, и об особенном актере Заке Готтсагене, сыгравшем своего тезку в этом фильме, следовало бы рассказать подробнее. Тем более что накануне премьеры подобной информации на русском языке было крайне мало, а короткие анонсы свидетельствовали о том, что их авторы затрудняются в поиске нужных слов, когда речь заходит о синдроме Дауна. Кто-то писал, что главный герой «страдает синдромом Дауна», кто-то – что он им «болеет», а самые толерантные решили и вовсе, как персонажи сказки о голом короле, обойти тот факт, что главную роль в фильме исполняет актер с ментальными особенностями.

А вот американская пресса уделила этому достаточно много внимания. Так, газета The Sun-Sentinel (Форт Лодердэйл, Флорида) сообщает, что Зак Готтсаген (полное имя: Zachary Robin Gottsagen) родился в апреле 1985 года, и публикует воспоминания его матери Шелли Готтсаген: «Зак родился в Бруклине в больнице, и вскоре врачи диагностировали синдром Дауна. Заявили, что он никогда не будет ходить или говорить, будет «полным овощем» и предложили отказаться от ребенка. Я поблагодарила их и сказала, что я вегетарианка, так что предпочту забрать свой овощ с собой». После этого она постоянно боролась за своего сына, его права и его самостоятельность.

Подробности об этой борьбе сообщает журнал People. В нем рассказывается, что Зак с детства мечтал стать актером, поступил в школу искусств и изучал там актерское мастерство (школа Alexander W. Dreyfoos School of the Arts в West Palm Beach, выпустился в 2004).

Поначалу его заявление в школу искусств отклонили, но его мать Шелли решила побороться. Подала в суд за дискредитацию по причине инвалидности и выиграла дело. Однако это не сильно помогло: Зак учился, но никогда не получал роли в постановках.

Но он не сдавался, надеялся на лучшее и много лет танцевал в The Spotlighters – творческом коллективе для людей с инвалидностью, который спонсирует отделение Arts4All Флориды (НКО, продвигающее доступность разных видов искусств для людей с ограниченными возможностями).

Как пишет People, последние 12 лет Зак живет один в собственной квартире, преподает актерское мастерство и танец в местном Еврейском общинном центре. Он подрабатывал билетером в местном кинотеатре (пока он не закрылся этим летом) и снимался в небольших ролях. В частности, в вестерне Bulletproof (2012) и документалке об этих съемках – Becoming Bulletproof (2014).

Оба фильма продюсировала Zeno Mountain Farm – НКО, которая в США организовывает летние инклюзивные лагеря для тех, кто интересуется спортом и творчеством. Зак несколько раз приезжал в такой лагерь для актеров, где снимают фильмы. В результате он принял участие в съемках, а главное – познакомился с будущими друзьями и коллегами Тайлером Нилсоном и Марком Шварцем (они приехали в этот лагерь волонтерами). До этого они вместе занимались, в основном, короткометражками и рекламными роликами, но вдохновившись историей Зака, его талантом и профессиональным подходом, захотели снять фильм о нем. Конечно, в отличие от своего героя, реальный Зак не был рестлером, он всегда мечтал стать актером. Но этих двоих объединяет то, что оба они не дали синдрому встать на пути к их мечте. Рестлинг в сюжет авторы ввели, потому что Зак любит этот вид спорта.

Свой сценарий Нилсон и Шварц рассылали всем подряд в течение года, но им никто не отвечал. Тогда они сняли пятиминутный трейлер, чтобы показать возможным инвесторам атмосферу будущего фильма, а главное – актерский талант Зака.  Они стали рассылать всем это видео, и оно дошло до продюсеров Альберта Бергера и Рона Йеркса, которые помогали в работе над фильмом «Опасная иллюзия», где снимался актер Шайя ЛаБаф. Тот заинтересовался идеей: посмотрел видео, прочитал сценарий и связался с оригинальными авторами, попросив роль в ленте. Так и получился фильм «Арахисовый сокол», в котором снялись звезды рестлинга, музыки и, конечно, кинематографа.

Во время съемок Зак и Шайя подружились, хотя однажды между ними произошел инцидент. Во время работы над фильмом Шайа Лабаф был арестован за нахождение в общественном месте в пьяном виде и за всякие пьяные выходки. Встретившись после этого, Зак и Шайа поругались. В течение часа Зак выговаривал знаменитому актеру за его поведение, говорил, как разочарован в нем, и как важно довести эти съемки до конца. Актеры поняли друг друга и разошлись мирно. Спустя какое-то время в интервью журналу Esquire Лабаф признался, что этот разговор очень сильно на него повлиял и заставил задуматься о переменах в отношении алкоголя. «Он сказал, что разочаровался во мне, и это, наверное, изменило курс всей моей жизни, - объяснил Шайя. - Зак не умеет «стрелять мимо цели», обходить острые углы, и спасибо ему за это. В тот момент мне необходим был такой «меткий стрелок» - честность, с которой невозможно поспорить».

В результате съемки фильма были успешно завершены, его мировая премьера состоялась на кинофестивале South by Southwest в марте нынешнего года. Давая в связи с этим событием интервью журналу People, Зак Готтсаген сказал по поводу съемок «Арахисового сокола»: «Синдром Дауна меня не остановит. Я знал, что это в моих силах. Иногда было сложно, но я знал, что нужно просто работать упорнее, тогда все получится. И получилось! Я очень горжусь собой».

И еще одна его цитата: «Люди думают, что ты ничего не можешь, если у тебя синдром Дауна. Я хочу доказать, что они неправы. Увидев меня в фильме, они, может быть, подумают, что тоже способны на все. Может быть, из-за меня кто-то с инвалидностью тоже последует за своими мечтами».

Планы включить фильм «Арахисовый сокол» в программу «Амфеста» не осталось незамеченным для благотворительного фонда в поддержку людей с синдромом Дауна «Синдром любви», и фонд стал одним из партнеров фестиваля. Перед началом просмотра фильма генеральный директор «Синдрома любви» Ирина Меньшенина сказала:

- Сегодня мы увидим американского героя с синдромом Дауна. В нашей стране, в нашей жизни мы не так часто можем увидеть таких людей – сегодня они присутствуют в качестве волонтеров. Мне кажется, это очень важно, что сейчас мы в одном зале, все вместе. С одной стороны, нужно снижать градус патетичности по отношению к тем, кто от нас отличается. Просто каждому надо создать условия, независимо от его особенностей, чтобы ему было комфортно хорошо. Где нужно – помочь, где нужно – дать возможность проявить себя. Вокруг героя фильма совершается много необычных событий. В реальной жизни события могут быть самыми обычными, а могут и необычными. К этому причастен каждый из нас. Мы называем это «инклюзия», но мне кажется, правильно будет называть это просто жизнью. Наш фонд называется «Синдром любви». Так вот, синдром любви есть в каждом человеке. Если мы будем давать ему свободу, не станем бояться и ограничивать себя в выражении этого прекрасного чувства – базового чувства в нашей жизни – то мир изменится к лучшему для каждого из нас».

На премьере «Арахисового сокола» были и подопечные фонда «Синдром любви» –  молодые люди с синдромом Дауна – участники программ фонда Даунсайд Ап.  Они выступали и в качестве волонтеров при встрече гостей фестиваля, и в качестве зрителей, вместе с членами своих семей. После просмотра Юлия Богданова -  мама Федора Богданова, одного из «солнечных» волонтеров – поделилась своими впечатлениями:

- Фильм очень необычный. Все фильмы с актёрами с синдромом Дауна в значимых ролях, которые я смотрела до сих пор, были, по большому счету,  социальными драмами, то есть в той или иной степени показывали, как нелегко жить такому человеку. И я на них не могла сдержать слез. Этот фильм не социальная драма, а комедия, что, безусловно, очень смело. Но создателям фильма каким-то невероятным образом удалось удержаться на грани, удалось смеяться не над человеком с синдромом Дауна, а вместе с ним. Удалось показать, что в жизни любого человека есть проблемы, а есть что-то хорошее, доброе и смешное, и есть любовь, которая спасает. Мне совсем не хотелось плакать на этом фильме, он правда получился добрым, светлым и смешным, вселяющим надежду на лучшее. Большое спасибо создателям фильма, актерам, а также организаторам фестиваля, пригласившим на премьеру!

Еще одна мама молодого человека с синдромом Дауна, Елена Орлова, тоже сказала несколько слов об увиденном:

- Сама история, конечно, придуманная, почти нереальная, но у меня путешествие главных героев вызвало ассоциацию с моей собственной жизнью и воспитанием своего сына Гриши. Он, кстати, и по возрасту близок к Заку: ему сейчас 25 лет. И вот я представила, что сама путешествую с ним по жизни, и мне захотелось разобраться, хорошая ли я ему помощница в этом путешествии, все ли делаю правильно, получает ли он от меня такую же безусловную поддержку, какую Зак получал от своих друзей. Он же недаром сказал в фильме: «Друзья – это семья, которую мы выбираем».

«Как вы считаете, если бы в такие обстоятельства, как в этом фильме, попал человек с синдромом Дауна не в США, а в России – смог бы он рассчитывать на такую же поддержку, понимание и помощь?»  – спросила я у присутствовавшей на премьере директора Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап Татьяны Нечаевой. «Я думаю, что да, – ответила она. – Мне очень понравилась эта история, потому что в ней было много добра. Мне кажется, что и в нашей стране нечто подобное могло бы случиться. Потому что в любом случае всё зависит от людей, неважно, где они живут. Я уверена, что такие неравнодушные, отзывчивые люди, готовые помочь человеку с синдромом Дауна, есть среди россиян, особенно среди молодежи. Если посмотреть, кто сегодня сидел в зрительном зале, можно это заметить. Сейчас молодежь иначе смотрит на людей вообще, в ее сердцах находится место искренности и пониманию».