Трудотерапия. В Новоульяновске работает уникальное предприятие для «больших детей»
Шкатулка и волк
В помещении мастерской стоит уютный запах опилок и древесного дыма. Молодые люди совершенно не обращают на нас внимания, потому что заняты важным делом - они выпиливают и выжигают из дерева фигурки Дедов Морозов. А 18-летний Ваня выпиливает волка на подставке по силуэту, который недавно сделали его товарищи. Таких, как Ваня, в новоульяновском интернате, что пару лет назад начал работать на базе спецшколы для детей с интеллектуальной недостаточностью, занимается немало. Мастерят они самые разные вещи - клеят аппликации, создают деревянные мозаики, ключницы и даже ажурные шкатулки.
- Из последнего, что наши ребята научились делать, - это большие шахматы. Это и для них занятие, и летом мы выставим их на улицу, чтобы можно было играть, - рассказывает воспитатель Владимир Киряшин. Он поясняет, что у людей с умственной отсталостью (например, при синдроме Дауна) хорошо развита моторная память и исполнительность, они очень старательны.
Поделка помогает заговорить
На одной из выставок пазл, вырезанный Ваней, посетительница купила за 200 рублей.
- Обычно ребята дарят свои поделки. А на эти деньги Ваня купил себе лимонада, мороженого. А главное, он радовался, что его работу оценили, - рассказал Владимир Киряшин.
Терапия занятостью начала распространяться в Советском Союзе с 1930-х годов. Хотя система социально-трудовой реабилитации в СССР считалась безусловным достижением советской психиатрии, в постсоветское время большая часть существовавших практически во всех психиатрических стационарах СССР лечебно-трудовых мастерских оказалась заброшенной из-за недостатка финансирования. В 2018 году ПНИ в Новоульяновске получил из бюджета 800 тысяч рублей на развитие трудовой терапии.
Помогает ли эта работа тем, кто занимается в мастерской? Владимир Киряшин отвечает - да. Как минимум в плане улучшения эмоционального состояния и осознания себя. Например, недавно в интернате прошел своего рода конкурс по выжиганию изображения Деда Мороза. У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже. «Если не получилось - стараются переделать, а уж когда получается хорошо, то они радуются, несут поделку себе в палату, хвалятся», - говорит Владимир Киряшин.
А вот самый главный эффект трудотерапии, который отметил воспитатель, - один из жителей интерната научился говорить.
Всё по-взрослому
Но при всей игре здесь созданы самые настоящие современные цеха. Причем все организовано с соблюдением всех норм и правил, определяющих труд «больших детей», учитывается и экологичность материалов.
В швейной мастерской при нас кто-то делал игрушку в виде сердца, кто-то шил полотенца, кто-то делал аппликации из ниток и бумаги, кто-то вышивал. А самым сложным процессом занимался еще один Ваня - теперь уже 30-летний. Он делал медведя с помощью техники кинусайга - японского искусства, суть которого заключается в том, что на пенопластовой основе делаются картины из ткани. Конечно, в Японии создают настоящие произведения искусства. Но ведь Ваня пока только учится. Вообще, как говорит директор ПНИ Светлана Фефелова, Ваня вообще местная звезда - он и шьет, и вышивает, и даже танцует.
Стоят в швейной мастерской и машинки, но, по словам Светланы Фефеловой, на них их подопечные пока только учатся работать. Зато вышивают, вяжут и вообще делают поделки от души. Например, в новоульяновском ПНИ я впервые увидел поделки из… одноразовой посуды. Настоящие картины из пластиковых ложек, ножей и вилок.
Такая деятельность, во-первых, развивает у людей мелкую моторику, которая дает очень большой стимул для работы мозга. А во-вторых, потом этими поделками украшаются коридоры самого интерната, и тот, кто сделал панно или игрушку, может каждый раз, проходя мимо, смотреть на нее и радоваться. Радоваться как ребенок.
Доброе варенье
Заполнено и свободное время. Ребята играют и в волейбол, и в баскетбол, и в настольный теннис.
- Правда, силу они не рассчитывают, - рассказывает директор интерната и с улыбкой добавляет: - Иной раз так наступят на ногу, что искры из глаз.
Здесь периодически проводятся матчи между персоналом и воспитанниками, и даже с другими командами Новоульяновска играют.
Кого еще из местных жителей привлекают к работе с «большими детьми», так это бабушек, которые ходят в клуб активного долголетия. Благо он находится здесь же. Пожилые женщины в первую очередь делятся с жителями интерната кулинарным мастерством. Учат варить щи, делать бутерброды, салаты и даже варенье. Зачем?
- Многие приходят сюда из детских домов, где их не научили элементарным вещам. Поэтому здесь они получают возможность научиться готовить и в будущем обслуживать себя, - объясняет Светлана Фефелова.
Кстати
С недавних пор ПНИ в Новоульяновске стал предоставлять родственникам людей с психическими заболеваниями возможность временного содержания, в течение нескольких дней. Это, конечно, стоит денег, зато люди получают возможность куда-то съездить или просто перевести дух. Потому что быть старшим для «большого ребенка» - это очень трудно.
Запишитесь на консультацию
Поля, помеченные *, обязательны для заполнения