Электронная библиотека / МАКАТОНу – зеленый свет
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
2489

МАКАТОНу – зеленый свет

Описание:

Педагоги-дефектологи и логопеды Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап делятся своим мнением о перспективах применения системы альтернативной дополнительной коммуникации МАКАТОН для детей с синдромом Дауна, испытывающих трудности со звучащей речью. В каких случаях его следует использовать? Не затормозит ли активное применение жестов развитие устной речи? В чем преимущества МАКАТОНа перед так называемыми интуитивно понятными жестами? Обо всем этом рассказывают специалисты, имеющие большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна.

В 70-х годах прошлого века в Великобритании дефектолог и логопед Маргарет Уокер разработала систему АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации), которая позже получила название МАКАТОН. Это уникальная языковая программа с использованием трех каналов передачи и восприятия информации: жестов, символов и звучащей речи. Она помогает общаться людям с физическими и интеллектуальными нарушениями.

В зависимости от своих возможностей человек может использовать как все три коммуникационных канала сразу, так и делать упор на отдельных из них. Главное отличие МАКАТОНа в том, что одному понятию соответствуют сразу жест и символ. При этом жесты в МАКАТОНе довольно простые: их легко показать и, что самое главное, легко понять. Важно, что МАКАТОН может применяться не только как полная альтернатива речи, но и как дополнение к ней. Причем одновременно с этим, как правило, идет интенсивная логопедическая работа.

К 1982 году 95 % английских школ для детей с серьезными расстройствами развития учебных навыков использовали МАКАТОН. Эта языковая программа также стала применяться в больницах, центрах обучения взрослых, дошкольных учреждениях и в семьях, где есть нуждающиеся в ней люди.

Dn_iTcOP1YU-1.jpg

Некоторое время назад МАКАТОН добрался до России. Появились методические материалы на русском языке, позволяющие его освоить, что и начали делать дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей. Как известно, есть такие трудности и у людей с синдромом Дауна. Они связаны с тем, что устная речь является проблемной стороной их развития. Поэтому понятен интерес к МАКАТОНу со стороны наших читателей – родителей детей с синдромом Дауна. Насколько МАКАТОН подходит для таких детей? В каких случаях его следует использовать? Не затормозит ли активное применение жестов развитие устной речи? Об этих и других вопросах рассуждают педагоги Даунсайд Ап.

Татьяна Нечаева, директор Центра сопровождения семьи:

– В Даунсайд Ап есть свой опыт применения методов АДК в работе с детьми с синдромом Дауна. Наши специалисты всегда настаивали на необходимости наглядности и предлагали родителям использовать жесты, начиная с первых месяцев жизни ребенка. Это естественные жесты, которые любая мама интуитивно делает в процессе общения со своим малышом, иллюстрируя обращенные к нему слова. Интуитивный жест будет понятен всем членам семьи ребенка, а затем – сотрудникам детского сада, в который он придет.

В МАКАТОНЕ некоторые жесты всё-таки достаточно специфичны, и большинство воспитателей в детских садах с ними незнакомы. Как воспитатель поймет ребенка, если тот будет обращаться к нему с помощью специфичных жестов? Этот момент в использовании МАКАТОНа меня раньше смущал. Однако можно предположить, что специалистов, знакомых с МАКАТОНом, будет становиться всё больше и больше, потому что как раз сейчас происходят определенные шаги в этом направлении. Показательный пример – город Киров, где МАКАТОН стали использовать и семьи с особыми детьми, и специалисты – как обязательную систему коммуникации в тех местах, куда ходят эти дети.

Иногда нашим педагогам приходится сталкиваться с такой позицией семьи: якобы любая АДК – это шаг назад. Родителям кажется: если они перейдут в общении с ребенком на жесты, то тем самым согласятся, что речи у него не будет. На самом деле, наоборот, альтернативная и дополнительная коммуникация – тот самый инструмент, который помогает сделать важные шаги вперед, причем не только в развитии устной речи.

Многие родители замечают, что у ребенка после трех лет появляются поведенческие проблемы. Они недоумевают, откуда эти проблемы возникли, ведь раньше ребенок был очень покладистый. И когда специалисты начинают разбираться, оказывается, что дело в отсутствии коммуникации между родителем и ребенком, который плохо понимает речь и сам не может высказать свои эмоции и желания.

Екатерина Пономарева, заместитель директора Образовательного центра:

– Судя по тому, что мы видим на коллегиальных консультациях, для некоторых семей МАКАТОН может стать как раз тем, что им нужно, чтобы выстроить общение с ребенком внутри семьи, а возможно, и какие-то внешние коммуникации. Ведь это готовое решение и большая подмога: родители получают определенный, очерченный, понятный маршрут, после чего могут двигаться в заданном направлении, беря из МАКАТОНа то, что подходит им и их ребенку.

И еще одно очень важно: мы не рассматриваем МАКАТОН как замену устной речи. Это лишь дополнение к ней — использование жестов не отменяет произнесение слов. Жест сопровождается словом. Если ребенок, научившись произносить слово, все равно обращается к жесту, уходит в сторону альтернативной коммуникации, то, скорее всего, произнесение слова забирает у него столько ресурсов, что он больше ни на что другое не способен. В противном случае ребенок, умеющий говорить, не станет использовать жесты, так же как малыш, умеющий ходить, не начнет опять передвигаться ползком, видя вокруг ползающих детей.

Мария Бодрова, педагог-дефектолог, специалист по раннему развитию, методист и ведущий групп поддерживающего обучения для детей от 3 до 6 лет, а также групп подготовки к школе:

– С детьми с синдромом Дауна мы так или иначе начинаем заниматься устной речью с опорой на жесты, картинки или игрушки. На групповых занятиях с дошкольниками мы видим, что дети с синдромом Дауна порой по своей инициативе применяют жесты для обозначения тех предметов, которые не могут назвать словами. Например, мы разговаривали о посуде. Девочка Кира обозначает ложку слогом «ло», а вилку – жестом, выставляя два пальца вперед и тыкая ими в стол. Этого достаточно, если у ребенка активно развивается устная речь. Но речевое развитие у наших детей очень разное. Если устная речь развита плохо, то все же таких спонтанных жестов бывает мало для полноценного общения, и тогда дополнительная коммуникация как готовая система, которой можно обучить ребенка, действительно нужна.

Наталья Штепа, логопед:

– Мне нравится МАКАТОН как система. Мне нравится, что эта система придумана давно, адаптирована, имеет свои результаты, и они во многом положительные. Поэтому здесь не приходится «изобретать велосипед»: мы используем чужой положительный опыт, который, в принципе, нам подходит. Второй аргумент «за» такой. Когда мы объясняем, что жесты – это мостик к активной речи ребенка, а потом предлагаем использовать интуитивные жесты, родители, как правило, очень загораются этой идеей, получая от нас поддержку здесь и сейчас, но очень быстро гаснут, оказываясь один на один с ребенком дома. И это объяснимо: фактически, мы отсылаем их к собственной интуиции. Им самим надо что-то придумать, и спросить не у кого. В итоге семья чаще всего останавливается на нескольких самых очевидных жестах. Не у всех хватает фантазии, чтобы придумать жесты для обозначения, к примеру, каши, сока, банана, игрушек и прочих значимых для ребенка слов.

Из нашей практики видно, что родителям всегда удобнее заниматься с ребенком, когда есть какой-то определенный, подробно описанный метод. Чем конкретнее рекомендации, которые родитель получает от специалиста, тем ему проще. МАКАТОН как раз дает такую возможность. А вопрос о понятности интуитивных жестов я бы оставила открытым. Потому что интуитивность – понятие относительное. То, что интуитивно понятно одному человеку, может быть непонятно другим. Кроме того, мне кажется, не надо опасаться того, что ребенок придет в детский сад, и воспитатель не поймет его жесты по МАКАТОНу. Ребенок приходит в детский сад после трех лет. А вспомогательную коммуникацию мы вводим достаточно рано. Если ребенок будет использовать метод вспомогательной альтернативной коммуникации с самого раннего возраста, и это станет системой для семьи, возможно, это его продвинет в освоении устной речи, и к тому моменту, когда он пойдет в сад, он уже сможет как-то объясняться.

Раньше я относилась к МАКАТОНу довольно настороженно. Но ознакомившись с этой программой, я свое мнение изменила. Для меня, например, было открытием, что разработчики не предлагают сразу выучить словарь МАКАТОНа, а идут от самых значимых коммуникативных жестов: «дай», «еще», «хочу», «стоп», «туалет» и так далее. И потом постепенно добавляются новые жесты в привязке к словарю именно в той последовательности, которая характерна для разговорной практики ребенка, в зависимости от того, насколько это для него значимо. Мне кажется, в этом есть очень здоровое зерно, которое будет побуждать к использованию МАКАТОНа, а значит, к улучшению качества общения с ребенком.

IMG_9920.jpg

Ирина Панфилова, логопед-методист:

– Я всегда рассматриваю АДК гораздо шире, чем набор неких жестов и картинок. И к МАКАТОНу я не могу относиться только как к техническому инструменту. Потому что для появления речи у ребенка нужно сделать определенные шаги, и одни лишь технические шаги не гарантируют эмоциональный вокализационный отклик. Речь – это и яркие жесты, и мимика, и театрализованность, и улыбки. Как вы распорядитесь МАКАТОНом, с какой эмоциональной подачей преподнесете пиктограмму или жест, – это очень важно.

Я думаю, что как основной способ коммуникации МАКАТОН применим лишь для немногих детей с синдромом Дауна, которым это абсолютно необходимо. Определенный процент таких детей есть, но во всех остальных случаях он может применяться только как дополнительная поддержка для активизации устной речи.

Всё-таки у детей с синдромом Дауна, как правило, есть большие потенциальные возможности для развития устной речи. Если ребенок не имеет каких-то дополнительных проблем (например, аутистических черт поведения), то я, конечно, за то, чтобы вызывать у него устную речь. Вызывать любыми средствами, в том числе путем использования альтернативной коммуникации, в частности МАКАТОНа.

Ольга Силкина, психолог, руководитель студии мультипликации:

– Я занимаюсь с подростками, в том числе неговорящими. Поэтому меня привлекает идея использовать МАКАТОН как основу общения с ними. На занятиях мы пытались найти общий язык самыми разными способами: использовали эмодзи, рисовали, писали СМС. У других педагогов – свой поиск взаимопонимания. А универсальной системы нет. Такие «метания» не мотивируют подростков выстраивать эффективный диалог, а только еще больше запутывают их. Не обязательно брать МАКАТОН в его классическом варианте. Можно сделать его понятной всем основой, а на нее накладывать те приемы, которые полюбились ребятам. Если есть единая базовая основа, то это облегчит коммуникацию между ребятами разного возраста хотя бы на территории Даунсайд Ап, где проходит много занятий.

Depositphotos_1832752_xl-2015.jpg

Полина Жиянова, педагог-дефектолог, методист Образовательного центра:

– МАКАТОН – хороший, понятный язык. Однако человек, к которому обращаются жестами, еще должен захотеть их понять, будь то водитель автобуса или продавец в магазине. Представьте, что произойдет с эмоциональным состоянием ребенка, если он станет использовать жесты, которые, как ему кажется, окружающие должны понимать, а они их не поймут? Это не значит, что от системы АДК надо отказываться. Но кроме нее нужно учить ребенка некой коммуникационной стратегии, настраивать его на то, чтобы в разном окружении, в зависимости от конкретной ситуации он использовал разные средства и способы общения, максимально применяя указательный и другие общепринятые жесты, а также пиктограммы, в частности наборы картинок, которые были подготовлены специалистами Даунсайд Ап и розданы подросткам, участвующим в программах фонда.

 

 

Похожие материалы