Главная / Электронная библиотека / Как устроено обучение альтернативной и дополнительной коммуникации на примере языковой программы «Макатон»
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1233

Как устроено обучение альтернативной и дополнительной коммуникации на примере языковой программы «Макатон»

Описание:

В интервью с Е. В. Запарой – координатором команды по адаптации и развитию языковой программы «Макатон» в России – идет речь о практическом опыте российских специалистов по организации обучения разных категорий слушателей альтернативной и дополнительной коммуникации: о форматах обучения, содержании тренингов, методических материалах и многом другом.

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), то есть все возможные способы общения, которые при необходимости заменяют или дополняют устную речь, в настоящее время стала обязательным и необходимым условием реализации права человека с особенностями развития на образование. Приходя в образовательную организацию, ребенок с коммуникативными трудностями имеет законодательную гарантию, что ему будут предоставлены те средства общения и обучения, которые ему подходят. Это позволяет говорить об АДК как об обязательном инструменте, который должен быть в наличии у педагогов, психологов и других специалистов, работающих с детьми с нарушениями развития. Но как вооружить всю эту армию специалистов знаниями в области АДК?

Об этом мы поговорили с Еленой Запарой — кандидатом биологических наук, педагогом, ведущим специалистом ЦЛП «Особое детство», координатором команды по адаптации и развитию языковой программы «Макатон» в России.

— Елена, прежде чем говорить об обучении АДК, давайте напомним читателям, почему очень важно предоставить человеку с коммуникативными трудностями доступный способ общения.

— АДК дает человеку с коммуникативными трудностями чувство безопасности, возможность сообщить о себе (о своем выборе, желаниях, чувствах, мыслях и т. д.). Также она помогает предвосхищать события, ориентироваться в происходящем и понимать, чего хочет другой человек. И конечно, очень важно, что благодаря АДК человек может учиться и работать, быть более самостоятельным и независимым, сохранять чувство собственного достоинства и ощущение принадлежности к обществу. Кроме того, АДК помогает формировать позитивный социальный образ людей с нарушениями развития.

— Чтобы всё это происходило, средствами АДК должен овладеть не только сам человек с коммуникативными трудностями, но и те, кто его окружает: члены семьи, воспитатели в детском саду, педагоги в школах, сотрудники развивающих центров и так далее. Насколько это реально сегодня?

— Мы еще в начале пути, но положительные сдвиги уже есть. Для меня самый распространенный инструмент АДК, который я использую в своей работе, — это языковая программа «Макатон», сочетающая в себе жесты, символы и звучащую речь, так что буду говорить об АДК на примере этой языковой программы[1]. Мы стараемся расширять круг людей, которые владеют Макатоном, хотя предстоит еще многое сделать в этом направлении. Наша статистика показывает, что с 2009 года, когда началась работа по адаптации программы в России, более 800 человек овладели базовыми жестами и символами и более 600 человек из разных регионов страны прошли тренинг базового уровня.

 — Как устроен процесс обучения Макатону?

— Обучая Макатону, мы ставим следующие задачи:

  • познакомить слушателей с особенностями программы (в первую очередь с тем, что частично адаптированные жесты русского жестового языка и специально разработанные символы Макатона всегда используются совместно со звучащей речью);
  • помочь слушателям освоить жесты и символы на практике;
  • научить использовать жесты и символы гибко, на том уровне, который подходит конкретному пользователю, начиная с тех слов и понятий, которые наиболее близки человеку и чаще других употребляются в его повседневной жизни;
  • объяснить важность использования жестов и символов для развития понимания, а не только в качестве опор для проявления экспрессии.

Последнее вообще очень важно: начиная обучение АДК, мы прежде всего работаем над пониманием, потому что у большинства наших пользователей есть значительные трудности именно в понимании звучащей речи. Жесты и символы привлекают внимание пользователя, помогают лучше понимать смысл сказанного, и только после этого он может начать отвечать доступным ему способом. Нам важно, чтобы люди, которые у нас учатся, опирались на этот тезис, начиная свою практику.

2.jpg

— Какие форматы обучения вы используете?

— Мы используем два формата: очное и онлайн-обучение. Вводный семинар «Макатон: введение в программу» проходит в онлайн-формате, а базовый тренинг «Макатон: базовый уровень» — очно. Продолжительность вводного семинара — пять академических часов. На нем слушатели получают начальные знания о Макатоне, знакомятся с практикой его применения в повседневной жизни, осваивают 20 основных жестов и символов.

Тренинг базового уровня длится 18 академических часов. В течение этого времени слушатели глубоко погружаются в программу, получая большой объем теоретических и практических знаний, а также представление о технологиях обучения пользователей Макатону. В процессе обучения они осваивают около 250 жестов и символов. И после вводного семинара, и после базового тренинга слушатели получают сертификаты, печатные и видеоматериалы и могут начинать использовать Макатон в своей практике.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как устроен тренинг базового уровня.

— Тренинг базового уровня включает в себя лекционную и практическую части. Тематика лекций разнообразна: мы много говорим об истории и особенностях Макатона, отдельно — о символах и учимся их рисовать, говорим про научное обоснование использования жестов и символов, про мультимодальность Макатона — словом, предоставляем довольно большой объем теоретической информации. Лекции чередуются с практическими занятиями, где участники тренинга осваивают жесты, учатся грамотно их применять, отрабатывают навык жестикулирования в жестовых предложениях. Очень важно, что практики много, мы постоянно тренируемся использовать жесты и символы, чтобы за два учебных дня люди, которые никогда ничего подобного не делали, поняли, что это доступно, и приобрели достаточную уверенность в своих силах. Объем информации очень большой, и часто участники после первого дня опасаются, что они запомнили мало из пройденного материала, но на следующий день выясняется, что они помнят гораздо больше, чем им казалось, потому что в освоении жестов кроме других видов памяти задействована и моторная память. Точно так же это работает, когда мы занимаемся с людьми, имеющими коммуникативные трудности.

— А какие методические материалы вы предоставляете слушателям?

— Это те материалы, к которым наши слушатели могут обращаться при необходимости. Во-первых, рабочая тетрадь, в которой распечатаны слайды презентаций наших лекций и есть поля для заметок, где человек может записать, что ему показалось важным и ценным, и потом в любой момент к этому вернуться. Во-вторых, книга символов Макатона. В-третьих, мы даем слушателям доступ к видео с освоенными жестами.

А еще в прошлом году мы написали приложение к рабочей тетради. В нем мы делим пользователей Макатона на разные группы в зависимости от их уровня владения жестами и символами и даем методические рекомендации, в каком направлении и как можно двигаться дальше, работая с этим пользователем.

Первая часть приложения «Как использовать жесты и символы языковой программы “Макатон”» содержит глоссарий, таблицу оценки коммуникативных навыков, описание основных групп пользователей и рекомендации для работы с ними, список прав и обязанностей участников тренинга.

Вторая часть — перевод главы из книги Manual Sign Acquisition in Children With Developmental Disabilities[2] о культурных аспектах отбора и использования жестов в рамках программы «Макатон» в разных странах, впервые изданный на русском языке.

— Каковы, на ваш взгляд, сильные стороны базового тренинга по Макатону?

— Тренинг всегда ведут два тренера. Благодаря этому создается особая атмосфера: тренеры находятся во взаимодействии, у каждого из них свой практический опыт, и это дает слушателям более широкое представление о Макатоне. У нас много жестовых практикумов, и один тренер показывает жесты, а второй может отследить, насколько правильно их повторяют участники. Мы отвечаем за стандарт качества преподавания перед Makaton Charity, и нам важно, чтобы люди, прошедшие наш тренинг, правильно использовали жесты. Наличие двух тренеров позволяет решить эту проблему.

У нас практико-ориентированные лекции, на которых мы показываем много фото- и видеопримеров с реальных занятий с пользователями Макатона. Наличие рабочих тетрадей, о которых я уже упоминала, мы тоже считаем своей сильной стороной. Помогает осваивать учебный материал и то, что мы чередуем теорию с практикой, и этой практики много: учим жесты и закрепляем их в упражнениях, знакомимся с символами, рисуем их вместе с участниками. Также мы разбираем конкретные коммуникативные кейсы и даем рекомендации по началу использования Макатона. Просим кого-то из слушателей охарактеризовать человека, с которым они хотели бы использовать Макатон, вместе с группой составляем список понятий для этого человека, и вся группа принимает участие в обсуждении, а мы как тренеры комментируем и корректируем. Слушателям становится понятно, как то же самое можно сделать для «своего» пользователя. И вообще, мы много говорим про технологии обучения: с чего начинать, что и в каких ситуациях лучше попробовать, о чем не забыть.

Приемы, которые мы используем, доказали свою эффективность на примере обучения Макатону, мы будем рады, если кому-то из читателей, обучающих применению любых других средств АДК, будет полезен наш опыт.

3.jpg

— Кроме непосредственных пользователей с коммуникативными трудностями есть еще несколько групп людей, связанных с ними: члены семьи, специалисты, сотрудники социальных учреждений и общественных пространств. По идее, им тоже необходимо знание АДК. Означает ли это, что всех их надо обучать АДК одинаково?

— Нет, важно учитывать особенности каждой из этих групп. Поскольку у них различные запросы, то и акценты при подаче информации необходимо делать разные. В процессе преподавания Макатона нам стало ясно, что для членов семьи пользователей необходимо приводить больше примеров, давать больше практических рекомендаций по использованию АДК в повседневной жизни, в конкретных жизненных ситуациях. При работе со специалистами мы даем много ссылок на исследования, которые показывают эффективность использования АДК, а также делаем упор на особенности передачи инструментов АДК в семьи и коллегам. Людям из более дальнего круга, в частности сотрудникам социальных учреждений, необходимо дать общее представление об АДК, о поведенческих особенностях пользователей, предоставить им актуальный набор инструментов АДК (тематические жесты и символы, буклеты, книги с социальными историями). К сожалению, в нашей стране эта третья группа пока практически не охвачена обучением АДК, есть лишь отдельные попытки и примеры. Но, с другой стороны, очевидно, что рано или поздно мы к этому придем.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь, обучая людей АДК (в частности, Макатону), и как пытаетесь их преодолеть?

— Первая трудность — это наличие некоторых мифов и заблуждений об АДК. Хотя в последние годы информированность людей стала выше, по-прежнему существуют эти предубеждения. Например, о том, что если мы учим человека АДК, то он не заговорит, или о том, что АДК — это очень тяжело и сложно и мы перегрузим ребенка, который и так занимается с логопедом и другими специалистами. Также это может быть мнение, что учить АДК нужно лишь тогда, когда после многолетней работы по вызыванию и развитию речи человек не заговорил. Бороться с этими мифами можно только с помощью просвещения. Надо как можно больше делиться с семьями и коллегами успешными кейсами использования АДК, давать ссылки на исследования, переводить и распространять англоязычную тематическую литературу.

Следующая трудность — недостаточность информации об АДК в целом и о Макатоне в частности, из-за чего людям непонятно, стоит ли тратить время и силы на обучение. Поэтому мы проводим бесплатные вебинары, прямые эфиры с известными специалистами, которым люди доверяют, ведем соцсети программы, обновляем свой сайт, собираем и публикуем отзывы.

Еще у наших слушателей могут возникать опасения, что АДК и Макатон — это слишком сложно, они боятся забыть жесты после тренинга. Мы даем им понять, что эти трудности преодолимы: стараемся, как я уже говорила, включать в тренинг больше практики, поддерживаем и консультируем тех, кто прошел обучение, по запросу организуем супервизии, предоставляем бессрочный доступ к видеоматериалам с жестами, чтобы можно было найти и повторить нужные.

Нередки ситуации, когда человек, который прошел наш тренинг, испытывает трудности, потому что в своей организации у него нет единомышленников и он там — единственный специалист, практикующий Макатон. Мы стараемся быть на связи и поддерживать контакт. Если нет тесного сообщества рядом, то всегда есть более широкий круг людей, которые используют Макатон, и мы, как команда по его развитию и адаптации, стараемся всех объединять: делать информационные рассылки, проводить групповые супервизии, обмениваться опытом. В планах — проведение конференции по Макатону.

И наконец, еще одна трудность, о которой нельзя не упомянуть, — недостаточная известность Макатона как средства коммуникации. Впрочем, то же самое можно сказать и о других средствах АДК. Мы видим только один путь: публиковать больше материалов об АДК в соцсетях и СМИ, в том числе материалов с жестами и символами, сотрудничать с различными известными людьми и организациями, работать над распространением программы.

1.jpg

— Что вы советуете своим слушателям, когда объясняете им, как правильно передать АДК в семью?

— Первое, что важно, — прислушиваться к запросу семьи, к мнению о том, что семье нужно в повседневной жизни. С нашей стороны, со стороны специалистов очень важно напоминать (и себе в том числе), что АДК — это не столько про какие-то учебные ситуации, сколько про ситуации ежедневного общения.

Второе — вместе с родителями ребенка с коммуникативными трудностями составить, как мы их называем, список А и список Б. В первый входят те понятия, жестам и символам для которых мы хотим постепенно обучить ребенка, чтобы он мог сам использовать их для общения, а во второй — понятия, жестами и символами для которых будут пользоваться родители и специалисты, взаимодействуя с ребенком. Во многом эти два списка пересекаются, однако второй — более обширный, поскольку некоторые жесты и символы ребенок не будет воспроизводить самостоятельно, однако научится их понимать.

Еще важно обсудить конкретные ситуации использования АДК, обучить родителей и других членов семьи жестам (очно и по видео), причем поначалу это может быть очень маленький набор жестов.

Следующий пункт — надо стараться быть на связи с семьей, регулярно встречаться для обсуждения успехов и трудностей, а также для обновления упомянутых выше списков, рассказывать о том, что происходит на занятиях. Также необходимо говорить о важности коммуникативной среды, о том, что чем больше членов семьи и других людей из окружения ребенка используют АДК, тем лучше.

Специалист должен дать столько информации об АДК, сколько необходимо семье, рассказать о примерах успешного использования выбранного инструмента, познакомить с другими семьями, использующими АДК.



[1] ЦЛП «Особое детство» — единственная организация, которая имеет права на адаптацию и распространение Макатона в России.

[2] Manual sign acquisition in children with developmental disabilities / N. Grove, K. Launonen (Eds.). New York: Nova Science Publishers, 2019. 460 p.

Похожие материалы