Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
    9167

    Музыка объединяет. Интеграция ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в среду здоровых сверстников через музыкально-игровые занятия

    Описание:

    В статье представлен путь социализации ребенка раннего возраста с синдромом Дауна через частичную интеграцию в среду здоровых сверстников с помощью регулярных совместных музыкально-игровых занятий. Отмечая, что у маленьких детей с синдромом Дауна потребность в общении со сверстниками не возникает спонтанно, автор описывает специальные занятия, стимулирующие их интерес и доброжелательное отношение к партнерам по играм.

    Известно, что ограниченность социальных контактов усугубляет проблемы, имеющиеся в развитии детей с синдромом Дауна, являясь одной из причин формирования вторичных отклонений. С созданием отечественной системы ранней помощи, развитием интеграции и реализацией гуманистических идей воспитания личности маленькие дети с синдромом Дауна получили возможность посещать не только специальные образовательные учреждения, но и массовые: группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки ребенка, ДОУ комбинированного вида и т. д.

    Наиболее приемлемой организационной формой общения особых малышей с их нормально развивающимися сверстниками, на наш взгляд, является постоянная частичная интеграция, то есть систематическое объединение детей на отдельных занятиях (см., напр., [4]). Главная цель такого объединения – социализация малыша, всестороннее развитие через усвоение общественного опыта.

    Социализация ребенка как в норме, так и при наличии отклонений в развитии происходит в процессе взаимодействия с окружающими и начинается с формирования аффективно-личностных связей с близкими взрослыми: прежде всего с мамой, затем с папой, бабушками, дедушками и т. д. Затем малыш осваивает взаимодействие с новыми взрослыми, и, наконец, у каждого ребенка рано или поздно появляется интерес к общению с другими детьми.

    Общение с ровесниками является необходимым условием благополучного развития любого ребенка. Контакты друг с другом дают детям дополнительные впечатления, сильные эмоциональные переживания, развивают подражательные способности. У нормально развивающегося малыша такая потребность формируется к концу второго – началу третьего года жизни. А вот у маленьких детей с синдромом Дауна она не возникает спонтанно: нужны специальные занятия, стимулирующие интерес и доброжелательное отношение к сверстникам, способствующие эмоционально-положительным контактам между детьми; развивающие инициативные действия, направленные друг на друга. 

    В беседах с родителями и другими взрослыми, окружающими ребенка с проблемами в развитии и участвующими в его воспитании, выясняется, что интуитивно они понимают важность общения малыша с ровесниками, но наладить его чаще всего не могут. Особую тревогу вызывает неумение особого ребенка играть вместе с другими малышами, безразличное отношение к сверстникам или негативно-агрессивные действия при попытках установления контакта с ними, нежелание делиться игрушками, лакомствами.

    У маленьких детей с синдромом Дауна потребность в общении со сверстниками не возникает спонтанно, а нуждается в специальной стимуляции.

    Музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия, а музыкально-игровые занятия – идеальным плацдармом для постоянной частичной интеграции. Педагог может специально создавать ситуации (а также использовать спонтанно возникающие), в которых становятся неизбежны совместные действия малышей, тактильный и зрительный контакты.

    Таким образом, главную задачу совместных музыкально-игровых занятий мы видим в формировании у детей раннего возраста с синдромом Дауна предпосылок к общению со сверстниками.

    Организация музыкально-игровых занятий.

    Прежде чем приступить к  объединению детей, необходимо провести подготовительную работу. Она заключается в организации индивидуальных музыкально-игровых занятий с особыми малышами. Их целью является формирование и актуализация чувства взаимного доверия ребенка и музыкального педагога, которое начинается с установления эмоционально-положительного контакта.

    Маленький ребенок воспринимает окружающих и выстаивает свои отношения с ними, ориентируясь прежде всего на реакцию близкого взрослого. Знакомство и первые встречи с малышом рекомендуется проводить в привычной для него обстановке (например, в групповой комнате, пространство которой он уже освоил) и  в присутствии мамы.

    К новому взрослому (у нас речь идет о музыкальном педагоге) каждый ребенок привыкает по-разному. Некоторые дети адаптируются в течение короткого времени, легко идут на контакт, проявляют интерес к игрушкам, положительно реагируют на игры и быстро в них включаются. Другие стараются избежать общения с незнакомым человеком, плачут, отказываются играть.

    В такой ситуации поможет следующий прием: взрослые (мама и специалист) начинают игру между собой. Новый взрослый как будто не обращает внимания на малыша, лишь изредка посылая ему взгляд, улыбку. Мама, старается всячески выразить свое расположение к педагогу: называет по имени, улыбается ему, дает игрушку, берет из его рук игрушки, прикасается к нему и т. д. Доброжелательное поведение взрослых, спокойное, позитивное отношение мамы к музыкальному педагогу снимает тревогу у ребенка и позволяет ему включиться в игру.

    Следующим шагом будет «экскурсия» в музыкальный зал. Педагог помогает малышу освоить новое помещение, знакомит с фортепиано или другими музыкальными инструментами, игрушками, которые здесь имеются, предлагает поиграть. Можно исполнить короткую мелодию, разрешить крохе потрогать клавиши, извлекая из них звуки.

    Стремление вовлечь маленького ребенка в ситуацию игры необходимо сочетать с атмосферой радостного оживления, доброжелательностью и лаской. Очень важно соблюдать дистанцию общения, которую устанавливает сам малыш, и не форсировать ее сокращение. Если музыкальный педагог внимательно отнесется к перечисленным «мелочам», у ребенка обязательно возникнет чувство доверия к нему, которое станет основой для развития их взаимодействия: появится возможность заражения малыша положительными эмоциями, совместного переживания новых ощущений, тонизирующих радостное настроение, постепенно произойдет сокращение дистанции общения.

    Индивидуальные музыкально-игровые занятия необходимы не только на начальных этапах психолого-педагогической работы, но также в случаях, если малыш с синдромом Дауна по какой-либо причине «выпадает» из режима группы (например, из-за болезни). Их продолжительность и количество зависят от того, насколько легко ребенок идет на контакт со специалистом. Однако не стоит забывать, что это подготовительный этап к интеграции особого малыша в группу здоровых сверстников и затягивать его не следует.

    Групповые музыкально-игровые занятия начинаются с того, что детей, примерно одинаковых по уровню психического развития, объединяют в малые группы. Это могут быть пары, тройки и т. д. В такую группу вводится ребенок с синдромом Дауна. Нужно подчеркнуть, что максимальное количество малышей не должно превышать шести, из них не более двух детей с проблемами в развитии, так как помимо них на музыкально-игровых занятиях могут присутствовать мамы. Большее количество участников вызовет быстрое утомление или чрезмерное возбуждение детей, у которых нервные процессы и так еще не достаточно уравновешены.

    Вызвать у ребенка с синдромом Дауна интерес к сверстникам и их действиям, быстро включить его в игру можно следующим образом: малыша сажают в прыгунки (что особенно актуально, если он неуверенно двигается), а остальные дети встают напротив. Взрослые располагаются сзади. Музыкальный педагог исполняет веселую, ритмичную плясовую, стимулируя детей (и взрослых) к выполнению пружинных движений ногами. Если особый малыш не может самостоятельно отталкиваться от пола – ему помогает взрослый (мама или воспитатель). Прыгунки фиксируют его в определенном положении, позволяющем наблюдать за пляшущими сверстниками, а движение, не требующее особых усилий при выполнении, вызывает положительные эмоции и делает участником общей пляски.

    Этот прием хорош на первых этапах совместных занятий, когда только происходит становление взаимодействия между детьми; в дальнейшем использование прыгунков нецелесообразно, так как может тормозить развитие движений ребенка.

    Не следует забывать о роли взрослых в организации музыкально-игрового взаимодействия. Огромное значение для развития общения детей со сверстниками имеет активность воспитателя и присутствующих мам. Она заключается в организации малышей, участии вместе с ними (по мере необходимости) в играх, плясках, пении песен и т. д. Освоенный музыкальный репертуар взрослые затем могут использовать, играя со своими детьми в группе или дома.

    Однако хочется предостеречь родителей и воспитателей от излишней опеки детей. С одной стороны, взрослые должны помогать малышам, с другой – предоставлять свободу и не делать за них того, с чем дети могут (пусть даже не всегда успешно) справиться самостоятельно.

    Совместные музыкально-игровые занятия можно проводить в помещении группы, но, если есть возможность, лучше это делать в музыкальном зале. В качестве инструмента предпочтительно использовать фортепиано. Маленькие дети настороженно относятся к аккордеону или баяну. Практика показывает, что взрослый, растягивающий меха, в лучшем случае вызывает у детей чувство напряжения, тревожности, а в худшем – страх, панику. Это происходит потому, что инструмент закрывает взрослого и малыши видят только голову, широко открывающую рот.

    Содержание музыкально-игровых занятий.

    В психолого-педагогической работе, проводимой с детьми раннего возраста на музыкальных занятиях, мы выделяем несколько направлений, которые отражают особенности их психического развития: развитие восприятия музыки, развитие слухового восприятия, стимуляция певческой активности, стимуляция двигательной активности, развитие действий с сюжетными игрушками.

    Музыкальный материал для работы в группе, которую посещают дети с синдромом Дауна, должен отличаться простотой и выразительностью, доступностью восприятия и исполнения. Очень важна эмоциональность взрослых, которые участвуют в музыкальных играх. Необходимо прежде всего заинтересовать малышей, заразить их своим радостным настроением и побудить к целенаправленным действиям. Частая смена видов деятельности вызывает у детей дополнительный интерес, концентрирует внимание, увеличивает время активности.

    Во время индивидуальных музыкальных занятий неважно, какие игры педагог предлагает малышу – развивающие восприятие музыки или стимулирующие певческую активность и т. д. Это будет зависеть от возможностей крохи, его настроения и эмоциональных реакций. Главное – создать атмосферу доверия, радости, пробудить интерес к музыкальным играм в процессе общения с новым взрослым. А вот в процессе занятий малыми подгруппами педагог должен вести работу по всем обозначенным направлениям. Поэтому мы отдельно остановимся на каждом из них.

    Развитие восприятия музыки. Малыши воспринимают музыку в целом, как сложный акустический стимул. Они эмоционально реагируют в основном на ее характер. Эмоции, связанные с восприятием музыки, во многом зависят от опыта, полученного детьми ранее. Составление репертуара для слушания – ответственный момент и во многом зависит от личного опыта педагога. Требования, предъявляемые к репертуару, следующие: музыка должна вызывать у малышей интерес, положительные эмоции, быть достаточно разнообразной, яркой, художественной, запоминающейся. Детям необходимо давать слушать фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, авторские детские песни в исполнении симфонического оркестра, народных оркестров, детского хора в аудиозаписи, а также детские песенки, короткие пьесы и музыкальные фрагменты классических произведений в «живом» исполнении.

    Малыши слушают музыку, сидя на стульчиках или на полу. Взрослые располагаются к ним лицом, выражая свое отношение к звучащей музыке экспрессивно-мимическими средствами. Чтобы настроить детей на восприятие музыки, необходимо дать краткую установку. «Будем слушать музыку!» – говорит педагог, и эти слова очень скоро становятся понятными детям. Настроение во время слушания должно отражать характер музыки. Педагог помогает малышам, объясняя словами и мимикой, какая будет звучать музыка: веселая или грустная, тихая или громкая, быстрая или медленная и т. д. Например, взрослый говорит: «Сейчас будем слушать веселую музыку!» – и после прослушивания комментирует: «Красивая была музыка, веселая!»

    Так как малыши двигательно активны и не могут длительное время находиться в неподвижном состоянии, необходимо находить способы, чтобы продлить время коллективного восприятия музыки. Включать в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения (например, покачивания рук или корпуса). В паузах между звучанием музыкальных фрагментов можно менять местоположение детей – если сидели на стульчиках, нужно переместиться на пол, и наоборот. Музыка звучит до тех пор, пока у детей сохраняются внимание и интерес.

    Слушая музыку совместно со здоровыми детьми, малыши с синдромом Дауна учатся соблюдать определенные правила поведения: не отвлекать соседа, не крутиться, не разговаривать, не мешать товарищам, смотреть туда, откуда льется звук, усаживаясь – не толкаться, уступать место сверстнику. К тому же разнообразная по характеру музыка обогатит слуховые впечатления детей, будет способствовать формированию интереса к ней и эмоциональной отзывчивости, развитию внимания, произвольности; актуализации чувства взаимного доверия между взрослыми и детьми.

    Развитие слухового восприятия малыша происходит каждый день в повседневной жизни. Ведь ребенка окружает множество различных звуков: бытовых, природных, музыкальных. Но для развития ребенка с синдромом Дауна спонтанного накопления слуховых впечатлений явно недостаточно.  Поэтому на совместных занятиях мы отводим особое место играм с детскими музыкальными инструментами. Они не только развивают слуховое восприятие, но и создают условия для взаимодействия маленьких детей между собой.

    Прежде всего необходимо вызвать у малышей интерес к простым детским музыкальным инструментам и желание ими действовать. Детям раннего возраста (в том числе с синдромом Дауна) доступны следующие музыкальные игрушки-инструменты: рожки, дудочки, свистульки, барабан, тарелки, трещотки, коробочки, колотушки, деревянные ложки, погремушки, маракасы, а также колокольчики, бубенчики, треугольники. Они подбираются с учетом физических возможностей детей. Так, дудочки и рожки должны издавать звук без особых усилий со стороны ребенка, погремушки – быть с удобной ручкой, колокольчики – иметь приспособление для захвата и т. д. Малыши учатся правильно держать игрушки-инструменты, действовать с ними по назначению.

    Для сопровождения детской игры лучше использовать веселую, четкую, ритмичную народную музыку. Так детям легче воспринимать начало и конец игры. Чтобы интерес к игре у малышей сохранялся как можно дольше, ее нужно разнообразить. Например, украсить погремушку бантиком, бубен ленточкой, ввести в игру простой сюжет, использовать аудиозапись, предложить детям поменяться игрушками и т. д.

    Малышам с синдромом Дауна непросто научиться «играть в оркестре», особенно если им предлагают разные игрушки-инструменты. Многие дети начинают, подражая товарищу, использовать неадекватные способы действия. Например, ребенок хлопает колокольчиком по ладошке, если рядом сверстник хлопает по бубну, или размахивает дудочкой, если сверстник гремит погремушкой, и т. д. В этом случае взрослый берет у малыша инструмент и показывает правильный способ действия или играет вместе с ним.

    Для детей раннего возраста самым привлекательным предметом является тот, который находится в руках у сверстника. Даже если малыши получают одинаковые «инструменты», они все равно при любом удобном случае пытаются завладеть игрушкой соседа. Взрослые должны контролировать ситуацию и не допускать конфликтов. Можно попробовать разместить детей подальше друг от друга, убедить в преимуществах своей игрушки, договориться с соседом об обмене, отвлечь внимание на что-то другое и т. д.

    Постепенно с помощью взрослых малыши справляются с этими задачами и в результате совместных музыкально-игровых занятий рождается примитивный шумовой оркестр. Такая деятельность способствует успешной интеграции малышей с синдромом Дауна в среду нормально развивающихся сверстников, доставляет много радости и способствует стимуляции психического развития всех детей.

    Стимуляция певческой активности. Дети раннего возраста (многие – начиная с середины второго года жизни), подражая взрослому и активным сверстникам, быстро овладевают подпеванием. Малыши с синдромом Дауна, у которых в силу специфики нарушения задерживается развитие речи, не могут проявить себя сразу. Работа с ними начинается со стимуляции голосовой активности: детей учат подражать звукам, вокализировать. Они делают это охотнее и быстрее включаются в деятельность, наблюдая за нормально развивающимися сверстниками.

    Прежде чем предложить детям петь, взрослый исполняет песню сам. Он показывает игрушки, картинки, обыгрывает персонажи, которые упоминаются в тексте, использует дидактические пособия, чтобы дети как можно лучше представляли, о чем песня. Педагог поет, адресуя взгляд, жест каждому ребенку. Если есть необходимость, прикасается к малышу. В песнях должны быть повторяющиеся, простые по звуковому составу слова, звукоподражания, куплеты слогового пения. Песни выбирают разные – веселые, спокойные, бодрые и т. д. Они исполняются в удобном темпе. Поющий взрослый четко произносит слова, выделяет в песне звукоподражания и многократно, протяжно их пропевает. Например: «Киса поет: “Мя-у, мя-у!” Как киса поет? – “Мя-у, мя-у!”». Если взрослый достаточно эмоционален и использует правильные методические приемы, дети с радостью подражают звукам, пытаются подпевать.

    Малыши лучше включаются в этот вид деятельности, если их не усаживать в определенном порядке, а предложить стоять у музыкального инструмента. Они хорошо видят обращенное к ним лицо педагога, его мимику, артикуляцию. Некоторым детям с синдромом Дауна из-за особенностей физического развития трудно стоять. Их можно посадить на высокий стул, на колени к воспитателю или маме. Во время пения взрослые должны находиться сзади детей и выразительно, негромко петь вместе с ними, не заглушая детских голосов и не отвлекая на себя внимание малышей.

    Работа, направленная на стимуляцию певческой активности, которая ведется на каждом занятии, развивает у детей раннего возраста внимание, память, речь (она становится более выразительной, эмоционально окрашенной, обогащается интонационно). А у малышей с синдромом Дауна в результате совместной со здоровыми сверстниками певческой деятельности часто появляются первые слова.

    Стимуляция двигательной активности. Музыкально-двигательные игры, пляски, упражнения всегда сопровождаются эмоциональным подъемом и благотворно влияют на развитие любого ребенка, в том числе с синдромом Дауна. Подбирать игры, стимулирующие двигательную активность, нужно с таким расчетом, чтобы малыши могли в них участвовать независимо от степени нарушения. Движения должны быть простыми и производиться в удобном темпе.

    Детям предлагают различные игры и упражнения с предметами и без них. Малыши могут выполнять их, сидя на полу лицом к взрослому или сверстнику, сидя на стульчике или на коленях у взрослого, стоя лицом к взрослому или сверстнику, в движении (бегом, шагом). Музыкальный педагог всячески поощряет попытки детей к самостоятельным действиям. Чтобы избежать перегрузок, активные, двигательные игры чередуются со спокойными.

    Под музыку малыши осваивают ходьбу сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно, простейшие танцевальные движения («пружинку», переступание с ноги на ногу, притоп одной ногой, хлопки в ладоши, повороты кистей рук, хлопки по коленкам), пляски «стайкой», тройками и парами. Дети пляшут под музыку с двумя разными частями, учатся менять движения, подражая сверстнику или взрослому, действуют по словесной подсказке. Если есть необходимость, малыши могут выполнять движения вместе со взрослым.

    Пляски «стайкой» проводятся под веселую плясовую мелодию. Пляски тройками и парами исполняются под спокойную музыку, дети держатся за руки и неторопливо передвигаются по комнате. Парная пляска может быть оживленной и состоять из одного плясового движения, хорошо знакомого детям. Такая пляска исполняется на месте. Партнеры стоят лицом друг к другу свободно или держатся за руки. Музыкальный педагог каждый раз напоминает малышам о том, что нужно смотреть в глаза друг другу. Постепенно дети осваивают движения в хороводе: спокойно двигаются по кругу, держась за руки. Взрослые следят за тем, чтобы дети не расцепляли рук, сопровождают их пляску словами, что помогает малышам лучше ориентироваться при смене движений.

    Музыкально-двигательные игры развивают взаимодействие малышей между собой, стимулируют появление интереса к сверстнику, а также способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, совершенствованию моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, эмоций, формированию представлений о связи музыки и движения, развитию ритмического чувства.

    Развитие действий с сюжетными игрушками. Нет ничего более увлекательного для малышей, чем веселая, познавательная игра с любимыми игрушками. Сюжетные игрушки очень привлекательны для ребенка. С их помощью он может воспроизводить освоенные действия, отыгрывать социальный опыт. Но не всегда ребенок с синдромом Дауна самостоятельно умеет это делать. Овладевать действиями с сюжетными игрушками ему помогает не только взрослый, но и нормально развивающиеся сверстники.

    Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особый интерес, так как сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активизации внимания, развития эмоций. Сначала совместно со взрослым, а затем подражая здоровым сверстникам, особый малыш учится выполнять действия со знакомыми персонажами (кукла пляшет, шагает, спит); догонять зайчика, собачку, играть в прятки с куклой; в паузах между играми гладить игрушечную собачку, кошечку, целовать зайчика, мишку и т. д. Музыкальный педагог должен стремиться к тому, чтобы научить детей прыгать «как зайчики», ходить «как мишки». Овладение сюжетными действиями помогает в дальнейшем постепенно перейти к простой сюжетной игре.

    В структуру описанных направлений органично вплетаются дидактические игры. Они помогают детям различать свойства и качества предметов, развивают слуховое внимание, память, восприятие, дают представления о некоторых свойствах музыки, о связях музыки и движения (музыка тихая – ручки тихо хлопают, музыка громкая – ручки громко хлопают, музыка побежала – ножки побежали и т. д.). Музыкально-дидактические игры просты и доступны детям с синдромом Дауна, приносят огромную пользу, стимулируя их психическое развитие в процессе взаимодействия со здоровыми ровесниками.

    В процессе совместных музыкально-игровых занятий постепенно происходит формирование маленького трогательного коллектива сверстников, которые доброжелательно относятся друг к другу.

    В наличии у музыкального педагога должны быть наборы дидактических игрушек соответственно количеству малышей в подгруппе. Их нужно хранить в отдельных коробках. Взрослые не только учат детей доставать коробки с нужными предметами, аккуратно открывать их, вынимать игрушки; после игры складывать предметы в коробку и ставить ее на место, но и проявлять выдержку, терпение по отношению к сверстникам, раздавать игрушки другим малышам и взрослым, брать их из рук ровесника, не толкаться, не отбирать у товарища понравившуюся игрушку, свои действия сопровождать доброжелательными жестами, мимикой, словами.

    ***

    Итак, интеграцию детей раннего возраста с синдромом Дауна в среду нормально развивающихся сверстников можно успешно осуществлять на музыкальных занятиях. Если содержание игр-занятий системно и они проводятся регулярно, то в результате дети начинают доверять новым взрослым, охотно отвечают на инициативу других малышей, играют не только рядом, но часто и вместе с ровесниками, проявляют выдержку и терпение, при встречах все чаще выражают радость. Таким образом, в процессе совместных музыкально-игровых занятий постепенно происходит формирование маленького трогательного коллектива сверстников, которые доброжелательно относятся друг к другу.

    Литература

    1. Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких : книга для родителей. М. : Школьная пресса, 2007. 160 с.
    2. Выродова И. А. Не растут друзья в огороде. Музыкальные игры как средство развития взаимодействия между сверстниками второго года жизни // Дошкольное воспитание. 2006. № 2. С. 112–124.
    3. Выродова И. А. Музыкальные занятия с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС // Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Полиграф сервис, 2003. С. 64–76.
    4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71–78.