Главная / Электронная библиотека / Учимся рассказывать истории
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
822

Учимся рассказывать истории

Описание:

При попытке написать или придумать историю люди с синдромом Дауна испытывают те же трудности, что и любой другой человек, не владеющий техникой сторителлинга. Как помочь им справиться с этими трудностями? Какие приемы и методы обучения сторителлингу наиболее эффективны? Об этом рассказывается на примере работы с воспитанниками Медиалаборатории Даунсайд Ап – участниками проекта «Всероссийская школьная летопись».

2 ноября 2022 года состоялась Всероссийская конференция «Практики развития литературного и художественного творчества детей и подростков». Конференцию организовали: АНО «Центр культурных инициатив «Ликей»; ООО «Школьная летопись»; ГБУК г. Москвы «ЦГДБ им. А. П. Гайдара»; Союз детских и юношеских писателей.

Журнал «Синдром Дауна. XXI век» стал одним из информационных партнеров конференции, а один из наших постоянных авторов, журналист-обозреватель, педагог Медиалаборатории Даунсайд Ап Н. Ю. Иванова выступила с докладом на тему «Участие авторов с интеллектуальными особенностями в проекте “Всероссийская школьная летопись”. Чем этот опыт может быть полезен учителям нормотипичных школьников». Предлагаем вам ознакомиться с ее наблюдениями и выводами, которые могут быть использованы на занятиях по сторителлингу с детьми, подростками и молодыми людьми с синдромом Дауна и не только.

«Жили-были мы» – первая книга участников Медиалаборатории

 Медиалаборатория – экспериментальная творческая площадка для подростков и молодых людей с синдромом Дауна, один из проектов Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», начатый в 2017 году. На занятиях участники Медиалаборатории учатся грамотно и понятно излагать мысли, задавать вопросы, писать тексты и рассказывать истории, осваивают интернет и компьютерные программы, создают короткометражные фильмы, открывают для себя возможности социальных сетей.

В 2021/22 учебном году Медиалаборатория стала участницей проекта «Всероссийская школьная летопись». В рамках проекта была выпущена книга «Жили-были мы», в которую вошли истории, придуманные участниками Медиалаборатории на занятиях по сторителлингу и проиллюстрированные воспитанниками детской школы искусств «Фантазия» из поселка Боровский Тюменской области. К огромной радости авторов, книга получила диплом первой степени на Всероссийском конкурсе юных авторов «Школьная летопись», в котором приняли участие более полутора тысяч авторов и творческих коллективов из 63 регионов России.

Сторителлингом воспитанники Медиалаборатории Даунсайд Ап занимались целый год: изучали закономерности и правила создания историй, придумывали и предлагали сюжеты, а потом все вместе обсуждали образы героев и их приключения. Всё это они делали под руководством педагогов, которым иногда приходилось помогать им правильно формулировать мысли и исправлять грамматические ошибки. Но все идеи, повороты сюжетов и характеры персонажей были придуманы самими ребятами. Так и получились истории, которые вошли в сборник «Жили-были мы».

Хотя все истории, которые опубликованы в сборнике, вымышленные, в них много такого, что их авторы увидели, узнали, почувствовали в реальной жизни. А еще – того, что они представляют в своих мечтах.

Обучить человека с синдромом Дауна искусству сторителлинга – дело непростое. Но потраченные усилия окупаются теми преимуществами, которые он в итоге получает. Как известно, сторителлинг развивает воображение, помогает понять себя и собственные чувства, тренирует умение концентрироваться; развивает навыки восприятия речи на слух, абстрактное и логическое мышление, а также является одним из способов познания мира.

При попытке написать или придумать историю люди с синдромом Дауна испытывают те же трудности, что и любой другой человек, не владеющий техникой сторителлинга. Ошибки, которые они допускают, типичны и характерны для всех. Но научить их видеть и исправлять эти ошибки гораздо труднее, чем при работе с нормотипичными детьми и взрослыми.

Педагогу приходится идти на ощупь, опытным путем искать простые и эффективные способы объяснения принципов сторителлинга и тренировки полученных навыков. Пройдя этот путь, можно сказать, какие из способов действительно работают и, следовательно, могут применяться на занятиях по сторителлингу с любой целевой аудиторией, особенно – детской.

Тема, цель и идея истории

Не все понимают, что тема, цель и идея истории – это разные вещи. Кроме темы, истории обязательно нужна идея. Например, существует множество историй про дружбу. Но вот, скажем, в «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери тема – дружба, а идея – «мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Конечно, я своим ребятам объясняю всё это на словах. Но этого оказывается недостаточно, и тогда я делаю подборку мультфильмов на ту или иную тему, и мы смотрим их вместе; составляю список художественных фильмов и прошу ребят посмотреть их дома, а потом мы обсуждаем, какие в конкретном фильме были тема и идея.

Большинство ребят, которые ходят в Медиалабораторию, занимаются также в Театральной мастерской Даунсайд Ап. Спектакль по книге «Маленький принц» они ставили в технике театра теней. Чтобы спектакль получился, им пришлось глубоко прорабатывать и смысловую, и эмоциональную составляющую произведения. Поэтому именно эту знакомую и глубоко прочувствованную ими историю я использовала как ключ к разъяснению разных тем.

2.jpg

Целевая аудитория

Вторая ошибка на начальном этапе создания истории – непродуманность того, к кому она обращена. А это очень важно. Поэтому после вопроса «Что ты хочешь рассказать?» мы обязательно спрашиваем: «Кому ты хочешь рассказать?» У нас с участниками Медиалаборатории состоялся отдельный разговор на эту тему. Сначала мы договорились, что наша цель – сочинять именно поучительные истории. Я спросила ребят, кому им хочется их рассказать. И первым делом мне ответили: родителям, педагогам, вообще всем взрослым, чтобы они оценили их творчество, похвалили. Тогда я заметила, что это цель, в которой заинтересованы они сами, и спросила, заинтересованы ли читатели в том, чтобы хвалить авторов. Ребята поняли, что читателям поучительной истории гораздо важнее узнать что-то новое, полезное, интересное. Мои воспитанники согласились с тем, что со своим небольшим жизненным опытом им вряд ли удастся рассказать что-то новое и поучительное взрослым людям. А вот у детей, например младших школьников, жизненного опыта гораздо меньше, чем у них. И этой читательской аудитории ребята могут принести реальную пользу своими историями, заинтересовать ее.

Так мы решили, что будем писать для детей. Но одно дело – сказать, другое – сделать. Мы тренировались. Есть многие вещи, которые нашим уже взрослым ребятам понятны и привычны, а у маленьких детей могут вызывать затруднения. Например, ребята начали историю: «Каждый день 12 друзей встречались в зум-конференции». Во время пандемии ученики Медиалаборатории занимались в Zoom, поэтому им это понятно. Как лучше сказать, чтобы было понятно ребенку? В итоге написали: «Встречались и разговаривали в интернете».

Для отработки готовности ориентироваться на ту или иную читательскую аудиторию мы устраивали специальные тренировки в форме игры: я просила ребят разделиться на команды и сказать другими словами то или иное утверждение. А потом мы сравнивали, у какой команды лучше получилось.

Образ героя

Третья ошибка – когда образ героя истории получается плоский, неживой, противоречивый, а то и абсурдный. Например, один из участников Медиалаборатории говорит: «Я придумал героя по имени Николай. Это пожилой человек 35 лет. Он умный, добрый, смелый, активный, веселый, хмурый, красивый». В подобных случаях приходится задавать много уточняющих вопросов: «Может ли пожилому человеку быть всего 35 лет?», «Может ли человек быть одновременно и веселым, и хмурым?»

Разобравшись с этим, поговорили о том, что даже положительный герой не может быть идеален во всем. Что в жизни у каждого человека бывают какие-то недостатки, и в истории должно быть так же. Удивительно, но это условие мои воспитанники выполняют крайне неохотно. Мне кажется, это связано с тем, что в жизни их часто одергивают, делают замечания, за что-то ругают, и в такие моменты они чувствуют себя плохими. У них не возникает здоровый вывод: «Я поступил плохо», а появляется убеждение: «Я плохой, глупый». Как поначалу говорила одна из моих воспитанниц – «У меня голова с дырой, у меня мозгов нет». А раз герой хороший, положительный, следовательно, у него должно быть всё идеально. Так что параллельно мы усваивали две вещи: во-первых, что ошибаться можно, и это нормально. Во-вторых – идеальных людей не бывает, а значит, и герой истории не должен быть идеальным.

Когда черты характера героя намечены, мы пытаемся его оживить. Сложность этого процесса связана с еще одной типичной ошибкой: когда автор истории пытается всё рассказывать, а не показывать.

Одна из аксиом сторителлинга — «Показывайте, а не рассказывайте». Не нужно говорить с читателями, рассказывать им, что они должны сделать или почувствовать. Поделитесь своей историей таким образом, чтобы она разворачивалась естественно и чтобы аудитория сама пришла к нужным заключениям. Люди не просто поглощают факты и информацию. Они активно слушают истории и делают собственные выводы. Поэтому события мы пытаемся описывать так, будто они происходят у нас на глазах. А характер героя вообще описываем только для себя. Читателям показываем лишь поступки персонажа, говорящие о той или иной черте его характера.

Совершить переход от описания к созданию объемного, яркого образа героя непросто. Поэтому я пользуюсь классическими упражнениями, которые есть в любом учебнике по сторителлингу. Я прошу ребят: представьте себе, что вы вместе с вашим героем надолго застряли в лифте. Как он себя поведет? Что будет делать, говорить? Или: представьте, что герой попал на необитаемый остров; представьте, что герой видит, как хулиганы отбирают сумку у старушки... Понятно, что если герой – мальчик на инвалидной коляске, то он не встанет и не начнет драться с хулиганами. Но он может позвонить в полицию или своей коляской отгородить старушку от хулиганов, и она успеет скрыться. А если герой, например, супермен, то он, скорее всего, не только вернет сумку старушке, но и накажет хулиганов.

Второй прием, который я использовала, тоже общеизвестный: взять у героя интервью. Один ученик отвечает на вопросы за героя, другие их задают. Понятно сформулировать вопрос – тоже непростая задача для ребят с синдромом Дауна. Но мы начинали занятия в Медиалаборатории с изучения самых элементарных основ журналистики, и лишь через два года перешли к сторителлингу. И теме «Как правильно задавать вопросы» у нас было посвящено несколько занятий. Так что интервью у них получаются, и по ходу герой истории обрастает плотью, его образ становится более выпуклым. И я прошу ребят: пусть главный герой вашей истории будет достаточно реальным, чтобы читатели почувствовали интерес и желание узнать, что произойдет с ним дальше.

К этим общеизвестным упражнениям я добавила только одно: тренировочные задания с визуальной опорой. Я искала в интернете сюжетные фотографии и просила придумать свою историю про людей, которые там изображены. И ребята гораздо лучше справлялись с таким заданием, чем когда я просто просила их придумать сюжет на такую-то тему с таким-то героем.

4.JPG

Сказочный герой и волшебный предмет

Отдельная задача – придумать фантастического, сказочного героя или волшебный предмет. Некоторые люди делают это просто благодаря своей природной фантазии, не ориентируясь ни на какие правила и приемы. А если с фантазией туговато? Существует множество приемов, известных всем, кто работает со словом. Какие из них самые простые, понятные моим воспитанникам и в то же время эффективные

Например, можно придумывать новое, используя метод фокальных объектов, суть которого состоит в переносе на объект, попавший в фокус внимания, свойств других объектов или явлений. В одной из историй, которые вошли в книгу «Жили-были мы», есть волшебный предмет – волшебные наушники, которые реагировали на то или иное поведение героев и давали им соответствующие подсказки. Придумывая эти наушники, мы как раз использовали метод фокальных объектов.

Последовательность работы:

  1. Выбрать предмет для усовершенствования. Поскольку в нашей истории все герои сидели за компьютерами, то ребята решили, что это будут наушники.
  2. Назвать несколько случайных объектов, непохожих на предмет усовершенствования, и их признаки. У нас это умная колонка «Алиса», которая может давать подсказки по запросу и включать разные песни. И еще – игровой аттракцион в парке развлечений. Когда у него выигрываешь, он мигает разными огоньками и исполняет бравурную мелодию.
  3. Перенести свойства случайных объектов на фокальный объект. Когда герои ссорятся, наушники пытаются им подсказать правильные действия песнями соответствующего содержания. Когда герои уступают друг другу и ведут себя по-дружески – наушники блестят огоньками, играют приятные мелодии.
  4. Развитие идеи. Говорящие наушники помогли героям сохранить дружбу.

Еще один прием – «Объединение». Его можно использовать для придумывания необычных существ. Например, существо, которое выглядит, как ежик, но при этом у него огромный клюв, как у орла, и оно может сражаться им с врагами.

Также хорошо работают приемы уменьшения-увеличения объекта, оживления неодушевленного предмета, присваивания свойств, связанных с ускорением и замедлением.

Художественная среда истории

Следующий камень преткновения при сочинении историй – мир, среда, в которой происходит действие. Если авторы неопытные, то тут тоже наверняка будет много нестыковок: молодой человек из XIX века позвонит по телефону своей девушке, а супергерой из выдуманного мира вдруг окажется на другой планете без летательного аппарата, неизвестно как. Мы разбираем такие нелепые случаи и говорим о том, что история должна быть достоверной. Не документальной, а именно достоверной. Даже если она абсолютно выдуманная, воздух не может быть тяжелее, чем поверхность планеты, плоды на деревьях не могут появиться раньше цветов, а герой не может сначала вытереть слезы, а потом заплакать.

Как всегда, в работе с моими воспитанниками одного объяснения недостаточно. Чтобы они всё усвоили, им надо выполнить много-много пробных заданий. Для начала используем мозговой штурм: придумываем особенности мира, следим, могут ли они достаточно реалистично сочетаться друг с другом, и находим, какие свойства появятся благодаря той или иной особенности. Например, если это волшебный мир, то мы можем наделить его таким свойством: все животные могут разговаривать, как люди.

С особенностями и свойствами мира разобрались – пытаемся объединить их в единое целое. Делаем это, опять же, в форме интересной игры. Поскольку ребята знакомы с основами журналистики, они знают, что такое репортаж. Я придумываю какое-то небольшое событие, которое происходит в придуманном нами мире, и прошу их вести репортаж от лица разных участников, наблюдателей, даже неодушевленных предметов. Например, в комнату к девочке проникли герои, которых ребята выдумали для одной из историй: Скука Николаевна и Лень Михайловна. И они пытаются сделать так, чтобы девочка не занималась своими делами, а только ленилась и скучала. Мы ведем репортаж от лица девочки, потом – от лица Скуки Николаевны, потом – от лица мамы девочки, которая находится в соседней комнате и только слышит, но не видит происходящее. И даже можно вести репортаж от лица мухи, которая сидит на потолке.

Любую информацию с особыми ребятами приходится многократно повторять, чтобы она запомнилась и укоренилась в сознании. Закрепить понимание того, что мир меняется, что он не всегда и не везде такой, как сейчас вокруг нас, помогает такой прием, как написание писем герою другого времени. Например, мы писали письма Александру Сергеевичу Пушкину. И ребята объясняли ему, как выглядит современный мир, говорили, что они думают о жизни в XIX веке.

Упражнения на развитие образного мышления

С какими еще трудностями я столкнулась на занятиях по сторителлингу? У ребят с синдромом Дауна очень плохо с ассоциативным, образным мышлением. Это обусловлено особенностями когнитивного и эмоционального развития людей c трисомией-21. Однако, согласитесь, и у нормотипичных современных детей речь далеко не всегда изобилует сравнениями и удачными ассоциациями. Этот навык, как и фантазию, необходимо развивать. Поэтому по возможности, если есть время, перед занятием мы делаем разминку. Это тоже разные лингвистические игры и упражнения.

Наше самое любимое – когда я пишу на листочке слово или словосочетание и показываю этот листок только одному человеку. Он должен объяснить всем остальным, что же здесь написано, не употребляя однокоренные слова. И вот, чтобы обойтись без однокоренных слов, приходится придумывать сравнения: «Это похоже на…», «Это выглядит как…», «Это используется так же, как…»

Другое похожее упражнение – для борьбы с психологической инерцией. Педагог дает задачу-ситуацию, дети должны отгадать ее, задавая вопросы, на которые можно ответить только да или нет.

Кроме того, мы любим придумывать афоризмы и загадки по принципу метафор.

Алгоритм создания афоризма:

  1. Выбираем предмет или понятие, про которое будет афоризм. Например, море.
  2. Выбираем, на что этот предмет или понятие похожи. Например, тарелка с ухой. У моря, как и у тарелки с ухой, есть края. В море, как и в тарелке с ухой, есть соленая жидкость. В море, как и в тарелке с ухой, есть рыба.
  3. А теперь – какая между ними разница. Во-первых, море, по сравнению с тарелкой, очень большое. Во-вторых, рыба в нем живая.
  4. Собираем наш афоризм: «Море – это самая огромная в мире тарелка с ухой, только рыба в нем живая».

Алгоритм создания загадки:

  1. Выбираем слово, которое будем загадывать, никому его не говорим.
  2. Делим лист бумаги на две вертикальные колонки.
  3. В левой колонке пишем несколько свойств, признаков или действий, присущих загаданному предмету или понятию. Например, мы задумали слово «морковка». В левой колонке в столбик записываем: рыжая, твердая, сладкая, растет в огороде. В правой колонке записываем возле каждого признака, у кого или у чего он еще есть. Рыжая – лиса, твердая – сосна, сладкая – конфета, растет в огороде – свекла. А теперь вставляем в каждой строчке между колонками «но не». Получается: «Рыжая, но не лиса, твердая, но не сосна, сладкая, но не конфета, растет в огороде, но не свекла».

Еще одна игра на развитие ассоциативного мышления – «Угадайте, какая профессия у человека». Предлагаю ряд слов, даю конфету тому, кто первым правильно назовет профессию. Например:

Весы, прилавок, товар (Продавец)

Сцена, роль, грим (Артист)

Доска, мел, учебник (Учитель)

Руль, колеса, дорога (Водитель)

Микрофон, блокнот, диктофон (Журналист)

Конечно, это очень простое задание, и ребята легко с ним справляются. Но тут важен еще один момент. Им очень нужны ситуации успеха, когда у них всё легко, быстро и правильно получается. Тогда у ребят повышается уверенность в себе, и они свободнее высказывают свои мысли, не пытаются угадать, что от них хочет услышать педагог.

У людей с синдромом Дауна плохо развито абстрактно-логическое мышление. Из-за этого на занятиях по сторителлингу довольно непросто преодолеть затруднение особых ребят в абстрагировании от конкретики («что вижу, то пою») и научить их оперировать фактами и информацией более общего порядка. Особенно если это не выдуманная, а документальная история. Например, одна девушка пишет, как участники их творческой студии поехали в Санкт-Петербург на танцевальный конкурс. И начинает с того, во сколько отправился поезд из Москвы, с какого вокзала, в какой гостинице их поселили, и что еда там была «вкусной и сытной».

Как объяснить, что так делать не надо? Ведь человек уверен, что таким образом он насыщает свой текст подробностями, а на занятиях мы говорили, что подробности обязательно нужны. Я использовала следующий прием: распечатала ее историю крупным шрифтом, каждый факт – с новой строки. Разрезала листок на соответствующее количество полосок и прикрепила их к магнитной доске. А потом мы вместе убирали по одной полоске с описанием какой-то подробности и решали: стал ли текст про конкурс менее понятным без нее? нужна ли она там? В итоге выяснили, что многие подробности были лишними, а в некоторых местах их, наоборот, не хватает. И мы раздвинули наши полоски на доске и вставили туда недостающие детали истории.

5.jpg

С готовыми алгоритмами – проще

С чего начать историю? Как сделать, чтобы подробности не нарушали динамичность сюжета, чтобы в нем было много действия? Как усвоить раз и навсегда, что не может быть истории без конфликта? Конечно, обо всем этом написано множество работ разной степени научности. Но все они – не для наших ребят. Им это непонятно и скучно. Я объясняю: чтобы ваша история могла реально повлиять на людей, в ней должны нарастать риски и возрастать последствия действий вплоть до последнего, неизбежного заключительного момента — и необязательно такого, какого ждут читатели. Поэтому попытаемся действовать, как кинорежиссеры, чтобы заставлять людей включать эмоции.

Я говорю своим воспитанникам и о трехчастной структуре текста, и о тех элементах, из которых состоит сюжет: про экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал. Но лучше всего работают готовые алгоритмы, которые можно использовать как каркас при сочинении историй. Те алгоритмы, которые мы используем на занятиях, я нашла в книге Блейка Снайдера «Спасите котика!». Конечно, я адаптировала их для ребят. Как именно – я неоднократно рассказывала на своих вебинарах и мастер-классах, например, на мастер-классе «10 сценариев на все случаи жизни», который проводился для участников инклюзивной смены арт-кластера «Таврида». Короткие тезисы о классификации историй можно прочитать по ссылке: https://vk.com/@tavrida_art-10-zhanrov-na-vse-sluchai-zhizni

Да, когда речь идет о творчестве, сводить всё к стандартным механизмам опасно и, наверное, неправильно. Дословное, пошаговое исполнение инструкций не приводит к творческим прорывам. Но всё же сторителлинг сегодня – это практически наука, приемы и механизмы которой изучены и описаны. И благодаря этой науке мы можем дать каждому без исключения человеку, независимо от его природных способностей, возможность стать автором и сказать свое собственное слово. А, как известно, сила слова меняет не только тех, кто читает, но и тех, кто пишет.

Похожие материалы