Электронная библиотека / Иногда лучше играть, чем говорить, или зачем нужны настольные психологические игры
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1042

Иногда лучше играть, чем говорить, или зачем нужны настольные психологические игры

Описание:

Клинический психолог, детский психотерапевт Анна Боева рассказывает об играх, которые помогают детям дошкольного и младшего школьного возраста. Она описывает игры, с помощью которых можно работать над эмоциональной сферой: расширять эмоциональный словарь, развивать рефлексию и эмпатию, улучшать навыки коммуникации. Также в статье говорится о двух нейропсихологических играх, которые больше нацелены на развитие произвольности и самоконтроля, памяти, внимания и пространственных представлений.  

Когда я была маленькой, моя мама привозила настольные игры из разных стран. Папа переводил правила, и мы играли всей семьей. Иногда часть правил мы не понимали и додумывали сами. Было очень весело! А еще мы кучу всего обсуждали в это время.

Когда я пришла работать психологом в детский сад и школу, я вспомнила этот опыт. И начала размышлять о том, что в игре нам многое удается обсудить лучше, чем в специально организованной беседе. В результате я стала приносить из дома разные игры, которые, как мне казалось, могли быть полезны детям и удобны мне в работе. В какой-то момент я столкнулась с тем, что некоторые мои профессиональные задачи обычными настольными играми всё-таки не решить. Значит, нужны специальные.

В этой статье я сначала опишу игры, с помощью которых можно работать над эмоциональной сферой: расширять эмоциональный словарь, развивать рефлексию и эмпатию, улучшать навыки коммуникации. А во второй части статьи я расскажу о двух нейропсихологических играх, которые больше нацелены на развитие произвольности и самоконтроля, памяти, внимания и пространственных представлений.

Семейка Гномс

Я была знакома кое с кем из издательства «Генезис» и стала обсуждать идею создания психологической игры «Семейка Гномс». Ее мы с коллегой придумали специально для работы психологов в детских садах и школах. Она вышла в 2014 году.

4.jpg

Концепция этой игры пришла нам в головы, когда мы сетовали, что детям очень трудно искать слова для обозначения собственных чувств и состояний. Более того, в своей работе я увидела, что и родителям иногда эта задача не под силу. «Семейка Гномс» была создана для развития эмоциональной сферы. Участникам игры предстоит непростая задача – собрать линейку чувств (например, раздражение – злость – гнев – ярость). В игре всего 10 линеек по четыре чувства в каждой, все они записаны на шести карточках-подсказках. Некоторые карточки обозначают чувства, которые не входят ни в одну линейку.

Карточки имеют рамки разных цветов, поэтому даже если ребенок не умеет читать, то он может собирать линейки чувств, сопоставляя карты по цвету. Иллюстрирует эмоции симпатичная семейка гномов: они и огорчаются, и радуются, и завидуют, и восхищаются. В моей практике эта игра зарекомендовала себя как для индивидуальной, так и для групповой психологической работы с детьми и взрослыми, а также в консультационной работе с семьей. С ней я как специалист помогаю детям и взрослым расширить свой эмоциональный словарь. А еще создается комфортная и безопасная ситуация, в которой взрослые и дети могут разговаривать о том, что они чувствуют, когда и почему. Она безопасна, потому что участникам кажется, что это всего лишь игра, и эти обсуждения как будто бы понарошку. Однако мы как специалисты можем услышать много полезного для дальнейшей работы. Например, как-то раз один ребенок, обсуждая карточку «злость», рассказал, что он очень злится, когда мама взбивает ему подушку перед сном. Мама, слушая его, была крайне удивлена! Она призналась, что для нее это глубокое проявление заботы. Однако больше она так делать не будет, потому что, конечно, ей не хочется злить сына. Таким образом, в игре был обнаружен небольшой источник напряжения между мамой и ребенком, которое возникало в их доме каждый вечер. И таких историй масса! Родители узнают, как именно выглядит тревога или восторг их ребенка. Дети узнают, как называется то или иное состояние. Всё это отлично видно в процессе этой игры!

Опасности Волшебного леса

Помимо проблемы с называнием собственных чувств, в своей работе я столкнулась с тем, что дети многого боятся. В работе с этой проблемой мне помогает игра «Опасности Волшебного леса». Что интересно, там тоже гномики. Правда, совсем другие. Это шесть забавных гномов, которые живут в Волшебном лесу. Каждый из них приготовил для игроков свои задания и не пустит дальше гулять по лесу, если их не выполнить.

3.jpg

Злюкодав попросит вас злиться, раздражаться и даже ругаться, Неправин – дурачиться и делать все шиворот-навыворот, Бояськин – пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться, Поболтушка – улыбаться и рассказывать истории, Добролина – благодарить других игроков и говорить комплименты, а Смехотун – хихикать от души и смешить партнеров по игре. 

В этой игре можно и нужно злиться, бояться, делать ошибки, смеяться, быть смешным, болтать без умолку и делать добрые дела. Каждый участник получает фишку и, кидая кубик, продвигается по полю в соответствии с выпавшим количеством очков (от 1 до 6). Переместившись на новую клетку, участник получает карточку с заданиями от того гнома, на чью клетку он попал, и, соответственно, выполняет задание под тем же номером, что выпал на кубике.

У этих забавных гномов есть задания, которые позволяют проработать разные виды социальных страхов: страх быть смешным или наоборот, раздраженным; страх выйти за границы «правильного» поведения и пр. В процессе игры участники встречаются с разными чувствами и страхами.

Почему эта игра кажется мне крайне полезной? Во-первых, там очень забавные задания. Детям весело, они с удовольствием играют, а я наблюдаю, как они расслабляются, начинают больше доверять мне и другим ребятам. Во-вторых, здорово придумано, что есть дополнительные карточки гномиков, за счет чего можно добавлять те задания, в которых вы больше видите смысл для конкретных участников. Иными словами, если у вас играют, например, застенчивые и неуверенные в себе дети, то можно добавить больше заданий от Добролины и таким образом научить их говорить и принимать комплименты. Это и уверенность в себе повысит, и стеснительность поможет преодолеть. В правилах достаточно подробно описано, какие гномики с чем помогают справляться. Я довольна тем, что игра очень вариативна! Правила можно упрощать так, что любые дети смогут активно играть.

Почеши мне спинку!

Конечно, замечательно, когда дети могут спокойно сидеть за столом и играть. Но, как вы понимаете, это практически нереалистичная картина. Поэтому я постоянно меняю виды деятельности: то настольная игра, то подвижная. Одна из подвижных и крайне забавных игр, которую я часто использую в своей работе, это «Почеши мне спинку!». Ее смысл заключается в том, что дети на спинах друг друга выводят пальцами разные элементы, буквы, цифры. Тот, кому «чешут» спинку, должен отгадать что же ему там «начесали». Почти все специалисты делают такие упражнения с детьми, не то, чтобы это какая-то очень оригинальная идея. Но эта игра имеет преимущество: там хорошие карточки, описанные правила с разными вариантами. Поэтому ее можно буквально достать и начать играть!

Screenshot_505.png

Карточки там не только с буквами или цифрами, но есть и разные узоры. Эти кракозябры вполне подходят для игры с дошкольниками или с детьми, которые в силу каких-либо причин не знают цифр и букв. Обычно я сначала знакомлю детей с этими рисунками, и мы разминаем спины. Делаем друг другу легкий массаж: поглаживания, пощипывания, постукивания. В правилах есть варианты игр: в парах, каждый сам за себя или все против ведущего. Чаще всего, я использую эту игру в начале занятия, чтобы «включить» детей, развеселить, а потом перейти к более сложным занятиям и упражнениям. Помимо того, что это весело, такие рисунки на спине очень хорошо развивают пространственные представления, чувствительность и навыки восприятия.

Мне особенно нравятся групповые варианты этой игры. Например, с младшими школьниками отлично получается играть во что-то наподобие сломанного телефона, но с рисованием на спине. Выглядит это примерно так: ведущий загадывает слово, раздает каждому игроку карточку с буквой. По очереди дети должны нарисовать друг другу буквы, а потом выстроиться в слово. Обычно это бывает очень весело и полезно не только с точки зрения нейропсихологии, но и коммуникации. Закрепляю я всё это следующей, последней, игрой, которую я опишу в этой статье.

Четыре ключа

Сначала, когда я взяла в работу «Четыре ключа», я была не совсем довольна. Потому что это как бы не совсем игра. Но потом я втянулась и обнаружила, что это буквально кладезь материала для занятий. Такое количество разных вариантов графических диктантов сама бы я никогда в жизни не подготовила! По правилам, чтобы пересечь игровое поле и добраться до башни с сокровищами, игрокам нужно собрать четыре ключа, а для этого — выполнить задания четырех типов. Игра направлена в первую очередь на развитие пространственных представлений у детей. При этом она, конечно, развивает и память, и внимание, и умение действовать по инструкции. В процессе этой игры дети многому учатся, но главное – развивают пространственные представления. Даже малейшие проблемы в этой области приводят к сложностям в обучении. Своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция выявленных нарушений помогают предупредить школьные трудности, и самым продуктивным периодом для такой работы является возраст 5–7 лет, когда пластичность структур мозга еще высока и идет активное формирование внутри- и межполушарных связей, обеспечивающих работу высших психических функций. Всё это звучит сложно, но в реальности это действительно очень важно.

Screenshot_506.png

Что здорово в игре «Четыре ключа», так это то, что там есть разные уровни сложности: «Новичок», «Любитель», «Мастер», «Виртуоз». Они обозначены на обратной стороне карт звездочками, поэтому ориентироваться легко. Безусловно, начинать нужно с «Новичка». По опыту могу сказать, что уделять этой игре на занятии нужно совсем немного времени, потому что дети могут быстро истощаться. Она действительно непростая!

Подводя итог, я хочу сказать, что игры – это замечательный инструмент в работе психолога, но и родители могут с успехом использовать их в домашних условиях, привлекая к ним, помимо особого ребенка, еще и других членов семьи – детей и взрослых. Такое времяпрепровождение получается живым, ярким и содержательным. Чаще всего никому не бывает скучно: ни детям, ни родителям. Важно помнить о двух главных моментах. Во-первых, правила всегда можно менять под себя и под детей. Во-вторых, игра должна приносить не только пользу, но и удовольствие. Не забывайте об этом!

Похожие материалы