Главная / Электронная библиотека / Педагогическая работа по адаптации и развитию ребёнка с синдромом Дауна в инклюзивной группе кратковременного пребывания
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1922

Педагогическая работа по адаптации и развитию ребёнка с синдромом Дауна в инклюзивной группе кратковременного пребывания

Описание:

В материале педагога-дефектолога описан опыт эффективной организации адаптации детей с синдромом Дауна и воспитательно-образовательного процесса в интегративной группе ДОУ. Представлены методические приемы, занятия, выделена специфика проведения режимных моментов, нюансы организации взаимодействия в детском коллективе, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности нормотипичных детей и детей с трисомией-21.

Всё чаще в обычные детские сады стали приходить дети с ОВЗ. Хорошо, если детский сад уже имеет опыт работы с особыми детьми и в нем осуществляется грамотное психолого-педагогическое сопровождение такого ребенка. Но порой педагоги впервые встречаются с малышом с синдромом Дауна и не знают, как включить его в образовательный процесс, с чего начать. На примере группы кратковременного пребывания инклюзивного детского сада «Наш дом» ГБОУ «Школа 1206» города Москвы мы расскажем, как организовать работу, как правильно расставить акценты, какие формы работы лучше использовать, как организовать и адаптировать развивающую среду и подобрать наиболее привлекательные материалы для детей.

Для того чтобы инклюзия была эффективной и ребенку с особыми образовательными потребностями, в том числе с синдромом Дауна, пребывание в детском саду было полезно и комфортно, важно, чтобы детский сад был готов к принятию такого ребенка. В инклюзивном детском саду должно быть организовано грамотное психолого-педагогическое сопровождение: выстроена работа дефектолога, логопеда, психолога и других специалистов. Они проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, дают рекомендации по развитию ребенка воспитателям и родителям. Важно, чтобы кроме воспитателя в каждой группе был второй взрослый, тьютор или помощник, который направляет и оказывает организующую помощь детям или конкретному ребенку. Обучение носит игровой характер, в детском саду организована структурированная безопасная игровая и предметно-развивающая среда.

Для успешной инклюзии важно сформировать доброжелательные отношения между детьми. Этого легче достичь, когда все дети еще маленькие и у них похожие интересы. Малыши растут и развиваются вместе, привыкают к особенностям каждого, к характерам и интересам друг друга. Взрослым следует доброжелательно относиться ко всем детям, в своих высказываниях не выделять особого ребенка ни с отрицательной, ни с положительной стороны.

Похвала ребенка должна выглядеть как положительная оценка его поступка и достижения, а не его личности. Важно избегать соревновательной мотивации детей в играх, занятиях и режимных моментах, ведь ребенку с синдромом Дауна в силу его особенностей труднее стать первым. Наоборот, лучше привлекать детей к взаимопомощи.

Для того чтобы в будущем успешно обучаться в инклюзивной группе полного дня, важно, чтобы ребенок соответствовал некоторым критериям. Важно, чтобы у него начинали формироваться элементарные навыки самообслуживания. Немаловажным является определенная сформированность произвольной регуляции: способность к концентрации внимания и наличие первых попыток подражания. Необходимо, чтобы ребенок умел действовать по инструкции взрослого. Одновременно с устным высказыванием взрослый может сопровождать свою просьбу жестами и показом определенных предметов. Следует научить ребенка обращаться за помощью к взрослому любым доступным ему способом. Также важно нарастить самостоятельность ребенка, умение находиться в детском саду с воспитателями и относительно легко расставаться с родителями.

2.jpg

Хорошей подготовкой ребенка к группе полного дня в детскому саду является посещение группы кратковременного пребывания (ГКП)[1].

Каждое занятие имеет четкую и понятную структуру, основанную на смене видов деятельности. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности переключения внимания, поэтому переход с одного вида деятельности на другой желательно сделать наиболее наглядным. Например, когда время игры подходит к концу, педагог звонит в колокольчик, призывая детей собирать игрушки. Он говорит: «Стоп игра!», поет песенку «Колокольчик всех зовет, собирается народ», потом говорит: «Убираем игрушки!», сопровождая свою инструкцию жестами. Постепенно, от звука колокольчика и песенки до речевой инструкции, информация поступает к детям, у них есть время заметить и обдумать, что начинается другая часть занятия. Некоторых детей педагог может заранее лично предупредить, что скоро нужно заканчивать игру и убирать игрушки. Если следующей частью занятия будет физкультура, то в дополнение к устному обращению («Пойдемте на физкультуру, будем играть в мяч») педагог может показать детям мяч как символ этого вида деятельности.

Занятия группы кратковременного пребывания в нашем детском саду длятся около трех астрономических часов и имеют следующую структуру: адаптация, игровое занятие «Круг», обучение сюжетной игре, музыка или физкультура, сенсорная игра, изобразительная деятельность, сказка и прощание с детьми. Каждая часть длится примерно полчаса. Рассмотрим эти виды деятельности подробнее.

Адаптация в помещении

Адаптация в помещении необходима каждому ребенку. Детям важно осмотреться, понять, куда они попали, заметить других детей и взрослых. Некоторые дети не сразу заходят из коридора в раздевалку, а затем и в групповую комнату, а сначала наблюдают, оценивают то, что происходит. Детям с синдромом Дауна особенно важно это время из-за их трудностей переключения внимания и сниженной скорости восприятия происходящего. Важно, чтобы ребенок мог через открытую дверь посмотреть на то, что происходит. Можно приглушить свет в коридоре и зажечь в групповой комнате, помогая ребенку понять, что там будет что-то происходить. Хорошо, когда педагог может встретить ребенка, поприветствовать его, позвать за собой. Поскольку восприятие речи на слух у детей с синдромом Дауна раннего возраста затруднено, а зрительное восприятие является их сильной стороной, педагог может показать ребенку игрушку или предмет, в который предлагает поиграть. Так ребенку будет понятнее, куда и зачем его зовут.

Когда малыши осмотрелись в раздевалке и коридоре, переоделись и помыли ручки, они заходят в групповую комнату.

Это небольшое помещение с ковром и с определенными зонами для сюжетных игр. Очень важно правильно зонировать пространство и подобрать игрушки так, чтобы их было удобно и интересно использовать. Игрушечный холодильник, раковина, плита, духовка, стол и стульчики соответствуют росту детей раннего возраста. Часто педагог заранее накрывает на стол, расставляет посудку и кладет в нее игрушечные продукты, чтобы дети заинтересовались этой игрой. Педагог предлагает детям поиграть в то, что они хотят. Задачей педагога в условиях группы является организация игры детей рядом друг с другом или их совместной игры, он наблюдает и поочередно присоединяется к игре одного ребенка или группы детей.

Игровое занятие «Круг»

Когда время адаптации и свободной игры подходит к концу, педагог звонит в колокольчик и приглашает детей сесть на подушечки на большой ковер в круг. Аналогично можно садиться и на стулья. Рассадка в кругу очень удобна, потому что дети хорошо видят педагога и друг друга, могут повторять жесты и слова, могут давать друг другу руки, передавать предметы по кругу, держать в руках большую общую ткань.

«Круг» начинается с приветствия — педагог и дети берутся за руки и поют песенку с называнием имени каждого участника: «Света дала руку Оле, Оля дала руку Ксюше... Вот и собрался наш круг. Здравствуй, здравствуй, здравствуй, милый друг! Хорошо, что этим утром (вечером) ты пришел к нам в круг». Некоторые малыши, в том числе дети с синдромом Дауна, могут стесняться или не понимать, что происходит. Поэтому цепочку лучше начинать с тех, кто уже готов участвовать в такой деятельности, чтобы другие успели понаблюдать и уже потом, когда до них дойдет очередь, включиться в это задание.

Для того чтобы более наглядно обозначить следующую часть «Круга», полезно использовать сундук, из которого появляются все необходимые материалы. В детском саду, так же, как и в Даунсайд Ап, мы используем большой сундук на колесиках с крышкой и вместе с детьми произносим стишок: «Тук, тук, тук, тук, вот приехал наш сундук». Можно провезти сундук мимо каждого ребенка или позвать детей подойти к сундуку и постучать по крышке, ведь от этого получается громкий гулкий звук. Чем больше сенсорных ощущений мы сможем дать во время нашего занятия, тем лучше будут включены дети в предлагаемую деятельность.

Содержимое «сундука» от занятия к занятию меняется, но часто мы используем материал несколько дней подряд для закрепления. Одной теме мы обычно посвящаем около недели, но обращаемся к различным формам работы. Темы меняются в зависимости от сезона. Также в детском саду есть свое планирование тем, исходя из возраста и потребностей детей. На одном занятии из сундука появляется реквизит не более чем для одной или двух игр по ознакомлению с окружающим и формированию представлений о сенсорных эталонах, а также игрушки для одной сюжетной игры. Эта часть занятия длится примерно полчаса.

Одной из форм работы по ознакомлению с окружающим и формированию представлений о сенсорных эталонах является рассматривание предметов всей группой детей с передачей их по кругу и выполнением функциональных действий. Кроме того, что внимание детей собрано на одном предмете, дети также учатся наблюдать за действиями других и ждать своей очереди. Например, при работе над темой «Овощи» педагог последовательно достает из сундука настоящие сырые и помытые, но нечищеные морковь, картошку, капусту и т. д. Педагог называет каждый овощ, а также побуждает детей повторить его название, по возможности назвать цвет, форму и размер. Там, где это уместно, педагог использует жесты. Детям, которые не могут назвать овощ, предлагается показать его при выборе из двух. Педагог дает детям образ действия с каждым предметом: показывает, как можно погладить по поверхности гладкий лук, покачать в руках тяжелую капусту, понюхать свежий огурец. Каждый овощ дети передают по кругу, обследуют его. Педагог старается объяснить, что в данной ситуации не нужно пробовать овощи на вкус. Этот запрет немного искусственен, поэтому хорошо, если знакомством со съедобными предметами дети могут заняться дома в естественной обстановке.

Еще одной формой работы на занятии «Круг» является подбор пар предметов. Каждому ребенку педагог раздает свой овощ. Потом из сундука или из большой корзины по очереди появляются пары к каждому из них. Педагог показывает и называет овощ. Задача ребенка — узнать и любым доступным способом показать, что у него есть такой же. Ребенок с синдромом Дауна вполне может участвовать в такой игре. Педагог принимает любой ответ — в виде взгляда, жеста, лепетного или полного слова, а также фразы: например, более простой вопрос педагога «Где еще капуста?» — и ответ «Вот»; более сложный вопрос «У кого такая же капуста?» — ответ «У меня (у Тани)». Ребенку с синдромом Дауна можно предложить более знакомый и более крепкий овощ. Часто при обследовании свойств предмета малыши не рассчитывают силу нажатия, и тогда, например, помидор может оказаться раздавленным. Это очень интересный сенсорный опыт, его также можно приобретать в домашних условиях.

Иногда из сундука появляется герой-помощник, это позволяет привлечь внимание всех детей. Мы не используем абстрактных персонажей типа Незнайки или Буратино, а используем героев по сезону: белочку, ежика, птичку или большую куклу.

 Педагог вместе с детьми рассматривает ежика, показывает и называет его части тела. Чтобы привлечь и удержать внимание какого-то конкретного ребенка, например с синдромом Дауна, можно дать ему ежика в руки и попросить подержать, пока педагог описывает эту игрушку. Прием, когда ребенок получает предмет в руки, делает беседу о нем наиболее наглядной. Далее педагог использует прием передачи игрушки по кругу, дети по очереди рассматривают и гладят ежика.

Очень хорошо поддерживает внимание детей работа с сенсорными раздаточными материалами. Например, ежик приносит детям в корзинке вязаные грибочки или шишки, белочка может принести детям настоящие орехи. Определенный раздаточный материал в руки получает уже каждый ребенок. Полезно использовать материалы, имеющие яркие сенсорные характеристики: форму, размер, цвет, вес, структуру поверхности, запах, вибрацию, движущиеся предметы и т. д. Для этой части занятия можно использовать разнообразные природные материалы (шишки, грецкие орехи, желуди, крупные ракушки, настоящие влажные осенние листья, веточки с почками, живые цветы, настоящие овощи и фрукты). Также можно использовать муляжи и игрушки, сделанные из различных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, тканевые, вязаные). Привлечение внимания детей происходит за счет ярко выраженных сенсорных характеристик самих материалов.

 Одной из форм работы в этой части занятия является ориентировка в схеме собственного тела. Каждый ребенок получает, например, шишку. Педагог при этом может петь песенку или произносить: «Шишка для Маши, шишка для Насти...» Этот прием помогает детям настроиться на игру, подождать своей очереди, услышать свое имя, встретиться взглядом с педагогом, запомнить или актуализировать имена других детей. После того как ребенок услышал свое имя и получил предмет, он слышит продолжение песенки, и ему легче подождать, пока педагог раздаст предметы другим детям. Далее дети удерживают внимание за счет подражания действиям педагога и других детей на сенсорных характеристиках предмета. Педагог предлагает детям покатать шишку по ладошке, переложить ее на другую ладошку, покатать между ладошками, спрятать за спинку, покатать по ножке, коснуться коленки, животика, плеча, дотронуться шишкой уха, носа, покатать по голове. Аналогично дети могут работать с маленькими тканевыми снежинками, птичками и другим реквизитом.

Логичным продолжением игр с сенсорными раздаточными материалами является их сортировка. Педагог может предложить детям положить шишки обратно в корзинку. Затем раздать каждому ребенку по орешку, поиграть с ними так же, как и с шишками. Попросить убрать в другую корзинку. А потом, как бы случайно, рассыпать перед детьми и шишки, и орешки, а дальше попросить собрать шишки в одну корзинку, а орешки — в другую. Для повышения мотивации некоторых детей можно попросить помочь ежику и белочке. Чтобы сделать устную инструкцию более наглядной, например, для детей с синдромом Дауна, педагогу нужно самому положить первую шишку и первый орешек в корзинки в качестве образца.

 Интересной формой работы в кругу является нахождение предметов на ощупь в «волшебном мешочке». Педагог вместе с детьми рассматривает и обследует два-три предмета, кладет их в непрозрачный мешочек, а затем по очереди просит каждого ребенка найти что-то конкретное: морковь или лук; шишку, орешек или грибок.

После одной или двух игр по ознакомлению с окружающим и формированию представлений о сенсорных эталонах педагог достает из сундука игрушки для сюжетной игры и демонстрирует детям, как именно их нужно использовать.

3.jpg

Обучение сюжетной игре

Это специально организованная деятельность, в которой педагог учит детей обыгрывать игрушки, выполнять отдельные игровые действия, объединять эти действия в пары, затем в цепочки, а потом переходить к сюжетно-ролевой игре. Некоторые дети, например дети с синдромом Дауна, на начальном этапе обучения в основном используют игрушки с определенным эффектом — нажимают на кнопку звучащей или светящейся игрушки, и только-только осваивают функциональные действия с предметами. Часто дети с синдромом Дауна не могут научиться играть, запоминая те действия, которые совершают они сами (едят, спят, купаются) или их родственники (варят кашу, стирают, подметают пол), дети не переносят эти действия в свою игру самостоятельно. Также детям с синдромом Дауна трудно научиться играть, наблюдая за игрой сверстников. Этому нужно учить специально.

На первом этапе работы педагог показывает, как выполнять отдельные игровые действия под руководством взрослого. Для детей, которые это уже освоили, будет полезно закрепить данные навыки, а для некоторых это может быть первым опытом подобной игры. Одним из самых простых игровых действий является кормление куклы. Педагог достает куклу, показывает ее детям, дает потрогать, рассмотреть. Затем говорит, что кукла хочет есть. Для того чтобы сделать свою речь доступной для понимания и повторения детям с разным уровнем развития, а также чтобы поддерживать интерес нормотипичных детей, он использует эмоциональную развернутую фразовую речь, полные слова, усеченные и лепетные слова, а также может использовать жесты («есть, кушать» — подносит пальцы, собранные в щепоть, к углу своего рта). Педагог достает игрушечную ложку и говорит: «Давайте покормим куклу, кушай, ляля, ам-ам» и демонстрирует образ действия — подносит ложку ко рту куклы. От лица куклы педагог может сказать: «Ммммм, как вкусно, я хочу еще». Это игровое действие можно повторить несколько раз. А потом предложить детям по очереди покормить куклу. За одно занятие можно продемонстрировать связанные или не связанные друг с другом отдельные игровые действия: дать кукле пить, покачать куклу на руках, как будто она спит. После такой демонстрации педагог побуждает детей продолжить выполнять эти и другие знакомые им игровые действия самостоятельно. Для этого должно быть достаточное количество игрушек и необходимых материалов. Кроме куклы можно использовать других персонажей. На следующем групповом занятии вместо куклы педагог достанет большого мишку. Ещё через занятие — покажет новые игровые действия с куклой и так далее, пока дети не научатся их использовать.

Следующим уровнем освоения сюжетной игры является воспроизведение цепочки игровых действий. Есть дети с синдромом Дауна, которые уже освоили отдельные игровые действия, но они не переходят от одного к другому без помощи взрослого. Например, ребенок кормит и кормит куклу. А потом кладет игрушки и идет искать другие. Или даже бросает их, потому что не знает, что с ними делать дальше. Взрослый специально учит детей переходить от одного действия к другому, строить цепочку игровых действий. На нашем занятии через какой-то промежуток времени педагог начинает учить детей объединять отдельные игровые действия в пары и цепочки. Педагог достает куклу, предлагает дать ей попить, но сначала показывает, как наливать чай в чашку из чайника, а только потом подносит чашку ко рту куклы. Прежде чем покормить куклу, педагог показывает, как сварить кашу: поставить кастрюлю на плиту, включить плиту, помешать кашу ложкой, положить кашу в тарелку, зачерпнуть ложкой, поднести ее ко рту куклы, вытереть рот салфеткой. Постепенно можно добавлять в игру всё новые подробности. После демонстрации педагог предлагает детям самим повторить такие цепочки игровых действий или составить свои. Возможные сюжеты для подобных игр — «Приготовление обеда», «Кормление куклы (мишки)», «Купание», «Причесывание», «Укладывание спать», «Стирка и глажка», «Уборка», «Поездка в гости», «Лечение куклы» и т. д. Кроме сюжетных игр с куклами и другими персонажами, которые являются прототипами самого ребенка, и мальчикам, и девочкам полезно играть в машинки и другой транспорт. Такие сюжеты тоже обыгрываются педагогом, а потом переходят в самостоятельную игру детей. Варианты игр могут быть такими: «Машины на дороге», «Парковка и гараж», «Погрузка и разгрузка», «Заправка», «Автомастерская», «Железная дорога», «Порт», «Аэропорт» и т. д. С использованием человечков можно играть в семью, с использованием фигурок животных — в ферму, зоопарк. Обучаясь игре в детском саду, на специальных занятиях, а главное, дома, через какое-то время ребенок с синдромом Дауна сможет выполнять отдельные игровые действия и объединять их в цепочки самостоятельно.

Следующим более сложным этапом развития игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра с принятием на себя одной из ролей под руководством взрослого. В осознании ролей хорошо помогают атрибуты, шапочки и костюмы. На нашем групповом занятии со временем педагог начинает учить детей действовать исходя из тех ролей, которые они получили, например продавца и покупателя, врача и пациента. Сначала педагог демонстрирует игру во врача, в которой он лечит куклу. Для более развернутой игры с одновременным наличием ролей врача и пациента желательно привлечь второго взрослого. После демонстрации педагог может назначить роли одному или нескольким детям. Поскольку данную ГКП посещают дети раннего возраста, то до такого уровня развития игры доходят далеко не все.

Некоторые дети с синдромом Дауна научаются играть в сюжетно-ролевые игры с принятием на себя одной из ролей только в старшем дошкольном возрасте. В зависимости от уровня развития навыков игры и интересов педагог назначает детям разные роли. Ребенок с синдромом Дауна обычно получает более пассивную роль. Однако некоторые дети с синдромом Дауна оказываются более инициативными и даже сами могут инициировать и планировать игру.

Когда время обучения сюжетной игре закончено, приходит пора убрать игрушки обратно в сундук. Педагог опять звонит в колокольчик, поет песенку, просит детей убрать игрушки и закрыть сундук крышкой. Педагог может произнести: «Один, два, три, четыре, пять — будем крышку закрывать». Затем предлагает постучать по закрытой крышке и сказать: «Тук, тук, тук, тук, уезжает наш сундук».

Такие ритуалы помогают детям лучше понять, что происходит, успеть переключиться с одного вида деятельности на другой. Повторяемость ритуалов обеспечивает детям предсказуемость происходящего.

Далее педагог говорит, что пора идти на музыку (или физкультуру), и уточняет, как именно нужно идти: «Беритесь за веревочку» или «Поскачем на лошадках». Путешествие по зданию детского сада, во время которого дети держатся за веревочку, позволяет им лучше ориентироваться в пространстве, учит их идти вслед за другим ребенком, не обгонять его и самим не отставать.

6.jpg

 Музыка

Дети заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики, стоящие по кругу. Музыкальное занятие ведет музыкальный руководитель. Вместе с ним на занятии присутствует воспитатель группы и, по возможности, его помощник. Мы рассмотрим некоторые виды деятельности, которые помогают включить детей с синдромом Дауна в образовательный процесс.

Хорошим заданием, которое побуждает детей запоминать и называть имена друг друга, а также наблюдать за действиями других и ждать своей очереди, является передача по кругу одного музыкального инструмента и игра на нем. На некоторых инструментах нужно играть, используя одну руку (погремушка или маракас, колокольчик). На других нужно использовать обе руки (деревянные ложки и трещотка — обе руки делают симметричные движения, бубен или тамбурин — одна рука держит, другая ударяет). Какие-то инструменты предполагают использование дополнительной палочки (барабан, музыкальный треугольник). На начальных этапах обучения мы используем колокольчик с крупной ручкой, удобной для захвата.

 Песенки могут быть такими:

К нам Света пришла,

Колокольчик взяла,

Поиграла, поиграла

И Оле отдала.

Поиграй нам, Ксюша, в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй нам, поиграй,

Ване бубен передай.

Поиграй нам, Маша, в ложки,

Мы похлопаем в ладошки.

Поиграй нам, поиграй,

Саше ложки передай.


одновременная игра на музыкальных инструментах. Это помогает всем детям включиться в задание. Например, музыкальный руководитель раздает детям деревянные ложки, показывает, как нужно ударять ложкой о ложку. В раннем возрасте мы используем симметричную игру на ложках двумя способами. Первый способ — дети держат ложки за ручки, а широкими частями ложек ударяют друг о друга. Второй — дети держат ложки за широкие части, повернув открытые части к ладошкам, а выпуклыми частями ложек ударяют друг о друга. Музыкальный руководитель не садится за пианино спиной к детям, а садится на стульчик в круг вместе с детьми, чтобы достичь лучшего эмоционального контакта с ними. Он поет песенку, аккомпанируя себе на гитаре, укулеле или балалайке. Это может быть любая ритмичная песенка, хорошо подходит песня про лошадку. Воспитатель показывает детям образец игры на ложках. Можно усложнять задание — учить малышей играть на ложках то быстро, то медленно, учить не играть, когда педагог не поет. Чтобы дополнительно привлечь внимание детей, можно просить их по устной инструкции педагога и по подражанию прятать ложки за спину.

 Вариантом этого вида деятельности является одновременная игра на разных музыкальных инструментах, или оркестр. В зависимости от задачи дети могут играть все вместе или по очереди.

Следующим видом деятельности, который используется на музыкальных занятиях, является совместное исполнение песен, сопровождаемое жестами. Дети с синдромом Дауна имеют хорошую способность к подражанию. Им легче копировать движения тела и рук, чем движения губ и языка, поэтому в раннем возрасте использование песен с жестами лучше вовлекает детей в общий процесс. Опора на сильные стороны развития детей с синдромом Дауна позволяет включать их в общее исполнение песен на доступном им уровне совместно с их сверстниками.

Почти все дети любят прятаться под платочком, а потом вылезают сами или ждут, чтобы их нашли. Игра в «Ку-ку» — одна из самых доступных игр для детей с синдром Дауна на начальном этапе их развития. Часто на занятиях педагоги использует большую ткань: серую — для осенней тучи, белую — для зимней тучи, синюю — для моря и т. д. Сидя в кругу, все участники берут ткань за края, поднимают, опускают руки и поют песню: «Прилетела туча большая, прилетела туча дождевая (снеговая), а из тучи дождик полил (снег повалил), землю всю он каплями умыл (сугробами покрыл)».

 Благодаря движениям ткани, дети чувствуют перемещение воздуха, лучше ощущают движения собственных рук, некоторые дети намеренно касаются тканью своего лица, чтобы получить дополнительные тактильные ощущения. Чтобы провести эту игру в группе, педагоги используют такие слова: «Падает снег, спрячет нас всех» (или «спрячет Ваню»). Или «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Один, два, три — на Ваню лети». Если педагог предлагает спрятать кого-то определенного, то все дети должны быть более внимательными и слушать, кого он назовет. Еще эта игра учит дожидаться своей очереди. Ткани помогают организовать в интерьере сугробы, водоемы, грядку для овощей — для соответствующих тематических игр в кругу.

Еще одним видом деятельности, основанным на подражании, является движение под музыку, или танец. Музыкальный руководитель может сам исполнять музыку (тогда образец движений показывает воспитатель), а может включить музыку в записи. В основном движения выполняются стоя, дети перемещаются по залу соответственно задачам конкретного танца. Используются простые движения: ходьба, бег, остановки, повороты вокруг себя, поднятие рук вверх, покачивания из стороны в сторону, приседание на корточки. Используется много повторов.

Во время движений под музыку часто применяется реквизит, имеющий ярко выраженные сенсорные характеристики. Хорошей находкой являются шуршащие кисточки из нарезанного цветного полиэтилена с ручкой, похожие на те, с которыми выступают девушки во время поддержки спортивных команд на соревнованиях. Оранжевые «шуршалки» или ленточки можно использовать вместо осенних листьев, белые — вместо снежинок, голубые или синие — в виде бегущих ручейков.

 Также удачно включает детей в общую деятельность участие в хороводных играх. Дети и педагоги берутся за руки. На первых порах малыши будут часто отпускать ручки и хоровод будет рассыпаться. Поэтому в начале учебного года полезно привлечь к такому виду деятельности дополнительных взрослых, ассистентов или тьюторов. Ребенка с синдромом Дауна лучше поставить за руку со взрослым или между двумя взрослыми. Педагоги поют песню или произносят стихотворение, задают направление движения по кругу в ту или в другую сторону, делают остановки, меняют направление движения, идут в центр, расходятся обратно. В некоторых хороводных играх предполагается, что все участники отпускают руки и повторяют движения: хлопают, топают, поднимают и опускают руки, поворачиваются вокруг себя.

Физкультура

В зависимости от расписания, вместо музыкального занятия проводится физкультура, ее проводит инструктор по физическому воспитанию. У детей с синдромом Дауна обычно хорошо развита способность к подражанию, поэтому они, так же, как и во время музыкальных занятий, могут включаться в задания на повторение движений, делать зарядку, перемещаться по залу, катать мяч и т. д.

Одним из удачных заданий в инклюзивной группе является перемещение по полосе препятствий: пройти по извилистой дорожке, по тактильным доскам, по мягкой поверхности, по пенечкам, по бревнышку, перешагивать с кочки на кочку. В силу особенностей двигательного развития — низкого мышечного тонуса, сниженной глубокой чувствительности, нарушений координации и трудностей равновесия, а также сниженной скорости восприятия и формирования ответа — дети с синдромом Дауна будут выполнять все задания медленнее и с качественным своеобразием. Важно нарабатывать качество крупной, а также мелкой моторики у ребёнка не только на занятиях, но и дома, включая его в помощь по хозяйству, а также на улице и на даче. На занятиях дети будут также учиться замечать и учитывать перемещение других участников, ждать, не толкаться, просить о помощи.

На физкультурных занятиях также полезно использовать материалы с различными сенсорными характеристиками: это может быть мяч, легкий или тяжелый, гладкий или ребристый; различные по весу мешочки с крупами или песком, которые дети будут бросать в цель.

Сенсорные игры

 После активной структурированной деятельности на музыкальном или физкультурном занятии уместно предложить детям более расслабленный вид деятельности — сенсорные игры, например игры с сыпучими материалами. Для этого удобно иметь комнату, в которой на полу нет ковра, чтобы было легко подметать пол от рассыпавшегося песка или крупы. На столы или на пол ставятся один большой или несколько контейнеров поменьше. В контейнерах могут быть обычный или кинетический песок, различные виды круп: манная, гречневая, горох, фасоль, а также различные природные материалы — каштаны, желуди, шишки. С одним контейнером может играть как один ребенок, так и одновременно несколько детей.

На занятиях педагог знакомит с различными способами взаимодействия с этими материалами: класть одну или обе ладошки на поверхность крупы, опускать ручки в крупу, сжимать и разжимать кулачки, брать крупу кулачком или щепотью, невысоко поднимать над поверхностью, высыпать на свою ладошку или обратно в контейнер. Дополнительно используются различные пустые емкости для насыпания и пересыпания крупы, перекладывания каштанов, ложки и половники, полые пластиковые трубки, воронки. Также используются ракушки, камушки, небольшие игрушки, которые можно прятать в крупе, а потом искать.

Иногда на занятиях мы используем песок и световые столы. Рисование песком в этом возрасте направлено скорее не на результат, а на сам процесс. Созданием картин и историй из песка дети, возможно, смогут заняться в более старшем возрасте. Педагог учит детей оставлять на тонком слое песка опечаток своих ладошек и различных предметов, аккуратно гладить ладошками песок, двигать его по поверхности, проводить боковой стороной ладони и пальчиками различные линии по образцу. Учит детей зажимать песок в кулачках, брать его щепотью и двумя пальчиками, аккуратно сыпать на поверхность. Можно предложить детям использовать совочки, кисточки, трафареты.

 В этой части занятия также можно использовать стол для игр с водой, наливать и переливать ее, используя различные подручные средства. В воде можно пускать кораблики, плавающие заводные игрушки, искать утонувшие сокровища. Во время подобных игр дети надевают защитные фартуки. Но во избежание ситуации, в которой дети могут сильно промокнуть, педагоги заранее предупреждают родителей, и они приносят детям сменную одежду и обувь.

Иногда педагог использует для сенсорных игр мыльный раствор или пену для бритья. Важно убедиться, что у детей нет на них аллергических реакций. Пену можно поместить в большой контейнер или стол для игр с водой. В нее можно опускать руки, сжимать и разжимать кулачки, прятать и искать небольшие игрушки. Пена для бритья может изображать снег, а если подкрасить ее, то озеро или море.

Еще одним необычным материалом для занятий в помещении является настоящий снег. Непосредственно перед началом этой части игры помощник педагога приносит с улицы чистый снег. Из него можно делать куличики, накладывая столовыми ложками в формочки. На снежные куличики можно кисточкой капать цветную гуашь. Получается очень красиво.

Дети с синдромом Дауна, так же, как и другие дети, охотно включаются в такую деятельность за счет своего сенсорного интереса к материалу. На первых порах могут возникнуть трудности с тем, что ребенок слишком активно разбрасывает материал. Обычно это говорит о том, что ему не хватает сенсорных стимулов в жизни. Или бывает так, что ребенок отказывается прикасаться к сыпучим материалам или пене для бритья из-за гиперчувствительности поверхности кожи. Педагог рекомендует родителям различные игры и занятия с сенсорными материалами дома и на природе, направленные на развитие поверхностной и глубокой чувствительности всего тела ребенка, а не только его рук. А на занятии в детском саду педагог накапливает сенсорный опыт ребенка и пытается ввести определенные правила игр с такими материалами, учит не бросать песок в других детей и не класть его себе в рот. Все сыпучие и мелкие материалы используются только под пристальным руководством взрослого. Таким образом, детям с синдромом Дауна становятся доступными игры с сенсорными материалами в парах или мини-группах.

8.jpg

Изобразительная деятельность

Навыки создания предметного рисунка, модели из пластилина, аппликации и других поделок у детей с синдромом Дауна, как и у их нормотипично развивающихся сверстников, в раннем возрасте только начинают формироваться. Поэтому задачами изобразительной деятельности являются привлечение и поддержание интереса детей к продуктивным творческим видам деятельности, формирование представлений о том, что их старания могут принести результат и порадовать близких взрослых. В связи с этим на занятии используются различные привлекательные сенсорные материалы. Усилие детей минимально, а результат их деятельности должен получаться очень красивым. Рассмотрим некоторые идеи, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности в нашей ГКП.

«Волшебные картины». Педагог заранее рисует на белом листе белым восковым мелком узоры или рисунки. Осенью это могут быть листочки и грибочки, зимой — снежинки или деревья, весной — кораблики и цветы, летом — бабочки и ягоды. Дети закрашивают акварельными красками весь лист, и, как по волшебству, рисунки проступают. Это задание не сложное с точки зрения моторики, но дети обычно очень удивляются и восхищаются своими картинами. Педагог подбирает для детей краски различных цветов: для осенних работ — желтую, оранжевую и красную, для зимних картин и ручейков — синие тона, для весенних и летних тем — оттенки зеленого и другие цвета. Мы не даем детям краски с большим количеством цветов, вместо этого педагог разводит необходимые цвета водой и разливает по индивидуальным стаканчикам-непроливайкам. Таким образом, детям не приходится думать о выборе из большого количества цветов, они рисуют только предложенным цветом или могут выбрать из двух-трех.

 Другим видом работы может быть раскрашивание определенным цветом простой раскраски, например изображения капусты. Перед рисованием педагог дает детям рассмотреть и обследовать настоящий кочан. В раннем возрасте при раскрашивании дети обычно выходят за контур рисунка. Но, когда рисунки высохнут, педагог может вырезать их по контуру, и тогда у каждого ребенка окажется своя очень красивая узнаваемая капуста, которую он нарисовал почти сам.

Еще один интересный вид деятельности — печатание красками по трафаретам. Например, педагог делает трафарет в форме елочки и некрепко приклеивает его на темный фон на двусторонний скотч. Дети макают губки в белую гуашь, налитую в тарелочки, и с помощью приема примакивания закрашивают и елочку, и фон. После этого педагог отклеивает елочку с рисунка — остается четкий незакрашенный силуэт елочки.

Очень красивую картину можно получить, если предложить детям красить гуашью настоящие осенние листья, а потом делать оттиски — отпечатывать их на бумаге, хорошо прижимая ладошками.

Для знакомства с аппликацией мы рекомендуем использовать не жидкий клей и кисточку, а клей-карандаш. Это уменьшает количество действий в цепочке, делает процесс более аккуратным. Также мы предлагаем использовать клей-карандаш, который при нанесении на бумагу оставляет розовый или фиолетовый след. Это позволяет детям лучше контролировать, где они уже нанесли клей, а где еще нет. После приклеивания пятно от клея становится бесцветным. Аппликации могут быть очень простыми, состоящими из одного-двух элементов: приклеить на спину ежику яблоко, приклеить в корзинку капусту и морковку, приклеить под дерево сугроб. Детали педагог вырезает заранее. Детям помогает прием, когда деталь уже обведена. Дети наносят клей именно на это место, а потом по контуру примерно приклеивают деталь.

Для лепки мы используем цветное соленое тесто, которое готовим самостоятельно. Оно очень мягкое, красится пищевыми красителями и очень соленое. Малыши неизбежно пробуют его на вкус, но быстро отказываются от этой идеи. Такое тесто легко раскатывать скалками, делать в нем отпечатки, а также из него можно лепить простые объекты: блинчики для куклы, морковки для зайчика.

Сказка

Ближе к концу занятия дети садятся полукругом на стульчики перед невысоким столом, чтобы посмотреть сказку. Мы называем это «сказка в домашнем интерьере», потому что для нее не требуется ни ширма, ни сцена. Такие сказки можно показывать даже на ковре. Педагог накрывает стол плотной тканью, на ней расставляет реквизит: домик, огород, дерево, сделанное из толстой ветки на подставке, или вязаную елку — то, что требуется по сюжету. Затем педагог ставит за столом корзинку с героями сказки и до поры до времени закрывает стол полупрозрачной тканью. Начинается волшебство. Педагог рассказывает стишок, сопровождая свою речь жестами. По возможности дети повторяют слова и движения. Звучит присказка: «За широкими полями, за высокими горами стоит в поле теремок, из трубы идет дымок. Мы замочек отворяем, сказку в гости приглашаем». С этими словами педагог убирает полупрозрачную ткань, начинается действие. Педагог не прячет свои руки, а спокойно достает героев сказки, расставляет и перемещает их по столу.

Реквизит и герои сказок могут быть любыми. В нашем саду они в основном сделаны своими руками: это сшитые, вязаные и валяные игрушки, домики из картона и фанеры, овощи, слепленные из затвердевающего на воздухе пластилина. Иногда мы показываем теневую сказку. Педагог рассказывает ее медленно, но эмоционально, использует жесты там, где это уместно. Чтобы поддержать включенность детей, он побуждает их повторять жесты, иногда задает вопросы, например «Как медведь рычит?». Просмотр сказки развивает у детей умение смотреть и слушать, учит их спокойно сидеть на стульчиках, сохранять внимание в условиях фронтальной инструкции, развивает импрессивную и экспрессивную речь. Одну и ту же сказку педагог показывает в течение недели несколько раз, постепенно всё больше вовлекая в ее исполнение детей. За счет достаточного количества повторов дети могут постепенно запомнить персонажей и понять простой сюжет. Просмотр и частичная драматизация сказки также способствуют активизации сюжетной игры ребенка. Привлекательный реквизит и действия педагога пробуждают желание детей повторить сказку или показать свою. В группе кратковременного пребывания мы показываем следующие сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Яблоко» В. Г. Сутеева, «Пых» про ежика, «Два козлика», «Волк и семеро козлят» и другие. Мы стараемся подобрать их в соответствии с временами года и тематическим планированием других частей занятия.

Когда основная сказка заканчивается, педагог завершает показ определенным, знакомым детям ритуалом: «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец. Мы замочки закрываем, нашу сказку провожаем». Педагог накрывает стол с героями сказки тканью. Потом разрешает детям встать со стульчиков, подойти и рассмотреть героев, аккуратно поиграть в них.

 Окончание занятия и прощание

В самом конце занятия, когда дети поиграли с героями сказки, приходит время прощаться. Педагог поет такую песенку: «Ладошка на ладошку, прощаться на дорожку». Дети собираются в круг и дают друг другу руки. Или другой вариант — каждый ребенок кладет свою ладошку на ладонь педагога или ребенка — одну поверх другой. Все поют песенку: «До свиданья, до свиданья, приходите к нам опять, до свиданья, до свиданья — будем вместе мы играть. До свиданья, до свиданья, приходите к нам еще. До свиданья, до свиданья — вместе было хорошо». И в конце все расцепляют ручки, машут ими и говорят: «Пока!» Педагог провожает детей: для наибольшей наглядности можно открыть дверь, выключить свет в группе, вместе пойти в коридор встречаться с родителями.

1.jpg

* * *

Использование мультисенсорных материалов позволяет педагогам опираться на сильные стороны развития детей с синдромом Дауна и включать их в общий образовательный процесс с обычно развивающимися сверстниками. Разнообразие материала позволяет индивидуально адаптировать поставленные задачи для разных детей, упрощая или усложняя их в процессе взаимодействия. Благодаря тому, что детям нравится предлагаемый материал, а инструкции при необходимости подкрепляются наглядно, дети заинтересованы участвовать в занятии, легко включаются и удерживаются в нем. Это позволяет им действовать по инструкции взрослого или по подражанию, ориентироваться в частях комплексного группового занятия. Формируется их предметная, игровая и продуктивная деятельность, представления о мире предметов и их свойствах, дети научаются ориентироваться в помещении детского сада, становятся более самостоятельными и подготовленными к группе полного дня.



[1] В детском саду «Наш дом» ГКП также являются инклюзивными. Всего в группе около 20 детей в возрасте от полутора до трех лет. В разное время группу посещают от 3 до 5 детей с ОВЗ. Это могут быть дети с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, дети с тяжелыми и множественными нарушениями. В основном эти дети имеют врожденные или приобретенные на первом году жизни нарушения развития: синдром Дауна, синдром Вильямса, синдром Мартина — Белл, ДЦП и другие. Некоторые приходят в ГКП без диагноза и заключения, и их особенности обнаруживаются в процессе обучения. Так, например, выявляются дети с задержкой психического развития, с задержкой развития речи, с расстройством аутистического спектра.

Похожие материалы