Главная / Электронная библиотека / Воспитание ребенка с синдромом Дауна: влияют ли выбранные стратегии преодоления трудностей на состояние здоровья родителей?
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
5169

Воспитание ребенка с синдромом Дауна: влияют ли выбранные стратегии преодоления трудностей на состояние здоровья родителей?

Описание:

В статье анализируются характеристики поведения родителей, которые могут предотвращать возникновение у них психологических и физиологических проблем, связанных со стрессом из-за сложностей детско-родительского взаимодействия.

Воспитание ребенка с синдромом Дауна сопряжено с многими трудностями, которые влияют на детско-родительское взаимодействие. В первую очередь это проблемы с обучением и общением, особенности поведения, сложности самообслуживания. Кроме того, дети с синдромом Дауна часто имеют серьезные проблемы со здоровьем, которые требуют особой заботы и внимания со стороны родителей и могут стать дополнительным источником родительских страхов и переживаний. В результате, с одной стороны, семьям таких детей для того, чтобы справляться с проблемами здоровья, эмоциональными и поведенческими особенностями детей, требуется гораздо больше сил и терпения; с другой стороны, родители сталкиваются с социальными последствиями наличия у их ребенка  с синдром Дауна, например, риска стигматизации. Помимо этого, родители могут испытывать болезненное чувство потери воображаемого «нормального» ребенка и переживать процесс принятия того, что их ребенок особенный.

Все это может в буквальном смысле истощить  ресурсы семьи. В результате повышается риск появления у родителей психологических проблем, таких как депрессия, тревожность и психосоматические расстройства. Однако некоторые исследования доказывают, что можно успешно преодолеть эти трудности и достичь позитивной социально-психологической адаптации. В таких случаях родители меняют отношение к жизни и понятию инвалидности, действуют согласованно и признают позитивный вклад ребенка в жизнь семьи и общества. Однако все подобные исследования мало говорят о том, как именно позитивная социально-психологическая адаптация влияет на здоровье родителей.

Основная цель представленного исследования – определить общие характеристики поведения родителей, которые могут предотвращать возникновение у них психологических и физиологических проблем, связанных со стрессом из-за сложностей детско-родительского взаимодействия. Гипотеза авторов состоит в том, что родители, которые преимущественно используют адаптивные копинг-стратегии[1] (такие как эмоциональная открытость, поиск возможностей подняться над трудностями ситуации, готовность преодолеть невзгоды), а также регенерирующие стратегии[2], гораздо менее подвержены риску проблем со здоровьем по сравнению с родителями, которые используют дисфункциональные стратегии поведения (отрицание, самообвинение и т. п.).

Кроме того, авторы рассмотрели, как выбор той или иной стратегии поведения связан с умением родителей рефлексировать по поводу своих чувств, сознавать свои эмоциональные потребности и состояние их физического и психического здоровья.

В исследовании приняли активное участие 49 родителей детей с синдромом Дауна, 41 мама и 8 пап. Средний возраст респондентов составил 40,24 года (от 27 до 52 лет). 42 человека (90 %) состояли в браке и жили вместе с биологическим отцом (матерью) их ребенка; один человек жил с другим партнером (2 %); и четверо (8 %) были родителями-одиночками. Респонденты имели достаточно высокий уровень образования. Средний возраст детей с синдромом Дауна составил 7,13 лет (от 3 месяцев до 17 лет). У 24 детей (49 %) помимо синдрома Дауна имелись хронические заболевания, в первую очередь болезни сердца.

Анкеты были составлены так, чтобы выявить несколько показателей, на основании которых можно сделать выводы, отвечающие целям исследования.

1. Состояние здоровья родителей. Оценивались соматические проявления, признаки депрессии и уровень тревоги. При этом выявлялось наличие психологического дистресса, обусловленного физическими проблемами, симптомов клинического депрессивного синдрома (отсутствие интереса к жизни, дисфорический аффект[3], потеря энергии), состояние нервозности, беспокойства и напряжения.

2. Использование дисфункциональных и регенерирующих стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Участники отвечали на вопросы из серии «Что вы обычно делаете, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями?». Было дано несколько вариантов ответа, от «Я виню себя за то, что произошло» до «Я думаю, как не допустить подобного в будущем». Также для определения степени использования регенерирующих стратегий был составлен небольшой опрос (участники отвечали, например, изучают ли они специальные техники расслабления»).

3. Эмоциональные процессы. Шкала оценки эмоциональных процессов была использована для измерения того, насколько родители пытаются понять значение своих чувств. Например, «Я уделяю время тому, чтобы понять, что действительно чувствую» или «Я осознаю, что мои чувства ценны и важны».

4. Посттравматический рост личности[4]. Родители ответили на 36 вопросов, которые касались семи основных аспектов психологического роста: благодарности жизни («Каждый день для меня особенный»), отношений с другими («Я знаю, что в сложное время завишу от других людей»), новых возможностей («Я знаю по опыту, что страшные и трудные события могут принести совершенно неожиданные возможности»), силы личности («Я могу хорошо справляться с трудностями»), духовного роста («У меня есть твердая вера в Бога» или «Я уверенно следую духовному учению»), открытости («Мне нравится слушать мнение других людей, даже если оно противоречит моим убеждениям»), генеративности[5] («Мне нравится делиться опытом с другими, чтобы помочь решению их проблем»).

Анализ данных

Матери детей с синдромом Дауна продемонстрировали более высокий уровень тревоги, чем матери в популяции в среднем. Уровень материнской депрессии и соматических симптомов был не выше, чем в норме. Значения у отцов по всем трем показателям были несколько ниже, чем в норме у взрослых мужчин Германии. Однако по шкале соматизации разница по сравнению с нормой оказалась существенной, что свидетельствует о том, что отцы детей с синдромом Дауна сообщили о меньшем количестве соматических проявлений, чем взрослые мужчины в общей популяции.

Для того чтобы определить, какие предикторы оказывают влияние на четыре показателя здоровья родителей (тревога, депрессия, симптомы соматизации, а также физические жалобы), было проведено несколько иерархических регрессионных анализов[6]. На каждом шаге исследования вводились новые переменные: пол родителей и способ переработки эмоций, регенерирующая стратегия поведения, дисфункциональная стратегия, ценности родителей по шкале посттравматического роста.

Само исследование представляет собой составление сложной системы связей между различными показателями. Суммируя его результаты, особо следует отметить несколько моментов. Так, большая тревога и ярко выраженные соматические проявления оказались связаны с меньшей частотой использования регенерирующих стратегий и меньшим количеством изменений по шкале посттравматического роста. Тенденция родителей использовать дисфункциональные стратегии преодоления трудностей была мощным предиктором тревожности, но при этом не была связана с соматическими симптомами. Также вычисления говорят о том, что большинство симптомов депрессии связано с применением дисфункциональной стратегии преодоления трудностей.

Кроме того, авторы исследования выдвинули гипотезу, что склонность родителей использовать регенерирующие стратегии должна выступать посредником между их готовностью оценивать собственные чувства и психическим здоровьем. Результаты исследований показали значительную связь способа переработки эмоций со всеми тремя показателями психического здоровья (тревога, депрессия, соматические симптомы). Затем авторы оценили, имеет ли регенерирующая стратегия какое-либо значение при прогнозировании у родителей соматических симптомов. Было выявлено, что регенерирующая стратегия влияет на связь между способом переработки эмоций и соматизацией, снижая уровень последней.

Основные выводы

Адаптация родителей к жизненной ситуации зависит от их готовности и способности справиться с чувством потери образа «нормального» ребенка и принять своего ребенка таким, какой он есть. Возможность родителей встретиться со своими истинными чувствами, признать в их числе и отрицательные эмоции – это шанс успешной адаптации. Как следствие, родители могут достичь глубокого понимания собственной сущности и стать более гибкими в выборе подходящих стратегий преодоления трудностей. Они также могут лучше справляться с социальными последствиями, такими как риск стигматизации, со страхом, что с ребенком будут обращаться не так, как с другими, и с заботами о его будущей интеграции. Ссылаясь на это, авторы исследования предположили, что родители, которые открыты и могут анализировать собственные психические процессы, чувства и эмоции, склонны использовать адаптивные регенерирующие стратегии вместо дисфункциональных. Это, в свою очередь, будет иметь положительное влияние на их психологическое и физическое здоровье.

Регрессионный анализ выявил существенную связь между стратегией поведения и физическим благополучием родителей. Другими словами, родители, которые часто используют регенерирующие стратегии преодоления стрессовых ситуаций, испытали положительный опыт посттравматических изменений и способны осознавать собственные чувства и эмоции, а не отрицать их, в меньшей степени страдают от тревожности и соматических симптомов. Кроме того, родители, которые уделяют больше внимания своим чувствам и признают собственные психологические потребности, чаще используют адаптивные регенерирующие стратегии (такие как освоение специальных методов релаксации и составление стратегий обхода стрессовых факторов).

С другой стороны, родители, которые продемонстрировали большее понимание собственных психологических потребностей, не реже используют дисфункциональные стратегии преодоления трудностей, чем родители с более низкой тенденцией к осознанию собственных эмоциональных потребностей и чувств. Эти данные могут указывать на особый характер психологических механизмов, лежащих в основе выбора родителями регенерирующих либо дисфункциональных стратегий преодоления.

Необходимо помнить и о некоторых ограничениях данного исследования. На первый взгляд, напрашивается вывод о том, что родители, которые уделяют особое внимание своим эмоциональным потребностям и размышляют о причинах своих чувств, более вероятно предпочтут адаптивные регенерирующие стратегии поведения, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на их психологическое и психическое здоровье. Однако имеющиеся данные не позволяют с уверенностью утверждать это и даже указывают на обратное. Возможно, дело в том, что родители, страдающие от сильной тревоги и ее соматических проявлений, ограничены в способности оценивать чувства и эмоции и использовать регенерирующие стратегии, такие как освоение методов релаксации. Такие родители, как правило, все больше стремятся избежать оценки своих чувств из-за страха усилить эмоциональный дистресс. В дальнейшем родители с выраженными симптомами тревоги могут воспринимать многие потенциально нейтральные стимулы, в том числе конкретные особенности поведения ребенка, как повод для беспокойства. Такой способ реагирования может ограничить их возможности личностного роста.

Для уточнения направления возможных причинно-следственных связей между переменными, представляющими родительские стратегии поведения, и показателями их психического и физического здоровья, необходимы дополнительные лонгитюдные исследования. Так как выборка состояла преимущественно из матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, возможно проведение дополнительных исследований, чтобы понять, используют ли отцы и матери различные стратегии преодоления трудностей, а также выявить различия в воздействии выбранной стратегии поведения на здоровье матерей и здоровье отцов. Необходимы дополнительные исследования и того, имеют ли различные стратегии поведения родителей разное адаптивное значение в зависимости от возраста ребенка.

Что касается практического применения результатов данного исследования, то знание о благотворном влиянии нескольких адаптивных копинг-стратегий на здоровье родителей может быть использовано в ходе разработки и реализации программ помощи, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и на повышение качества жизни родителей. Вмешательство может принести пользу, если оно побуждает родителей к размышлению об их эмоциональных потребностях и психических процессах, к переоценке ценностей и приоритетов в жизни и дает им знания о долгосрочных регенерирующих стратегиях преодоления стресса.

 

Сокращенный перевод статьи М. А. Фурсовой

[1] Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы отвечать на запросы обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание.

[2]Регенерирующие стратегии — стратегии, позволяющие восстановить душевное равновесие или хорошее состояние психического здоровья.

[3]Дисфория — форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим. Для дисфории не характерна психическая и двигательная заторможенность, при ее наличии часты аффективные вспышки, легкие проявления агрессии.

[4] В основе теории посттравматического роста лежит идея, что вследствие преодоления травмирующих обстоятельств жизнь человека может меняться к лучшему. Это позитивно-психологический подход к последствиям экстремального опыта и фактически интерпретация известного тезиса: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

[5] Генеративность — интерес к следующему поколению и его воспитанию, проявляемый в продуктивности и созидательности в различных сферах жизни у человека, достигшего 40 лет и положительно переживающего свойственный этому возрасту кризис.

[6]Регрессионный анализ — статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную. Независимые переменные иначе называют предикторами, а зависимые переменные — критериальными. Терминология отражает лишь математическую зависимость переменных, а не причинно-следственные отношения.

Похожие материалы