Главная / Электронная библиотека / «Танцующий дом» ОНЛАЙН. Опыт организации занятий через интернет
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1850

«Танцующий дом» ОНЛАЙН. Опыт организации занятий через интернет

Описание:

Опыт работы московской школы инклюзивного творчества «Танцующий дом» в условиях изоляции показал: развивать большой творческий коллектив можно в любых обстоятельствах. Ситуация карантина позволила попробовать непривычные формы работы и проверить их достоинства и недостатки на практике.

Самоизоляция в связи с коронавирусом, которую нашей стране довелось пережить этой весной, стала большим испытанием для всех, в том числе и для творческих коллективов. Буквально за несколько дней всё, чем мы жили, исчезло: были отменены все мероприятия, конкурсы и фестивали, потом прекратились занятия в танцевальном зале, а в итоге нам вообще запретили выходить из дома. Ситуация менялась каждый день, и мы менялись вместе с ней – стремительно.

Мне как руководителю большого творческого коллектива (в «Танцующем доме» занимаются около 180 детей с синдромом Дауна, аутизмом и другими особенностями развития) нужно было принять решение: остановить работу и фактически в конце марта уйти на длинные каникулы до осени или что-то делать в новых условиях. Вместе с коллегами мы выбрали второе, хотя бы потому, что мы просто не можем сидеть на месте. О том, как мы переформатировали нашу работу, эта статья. 

Не было бы счастья...

О том, чтобы параллельно с очной работой вести какую-то работу через интернет, мы думали давно, но не было ни времени, ни ресурсов. Самоизоляция поставила нас перед фактом: нужно заниматься с ребятами дистанционно. В первые дни карантина многие семьи говорили о том, что хотят продолжать работу, т. к. детям необходимо активное времяпрепровождение, движение и творческое развитие.

Кроме того, мы давно планировали поддерживать семьи с особыми детьми в других регионах России и даже в других странах, получали соответствующие запросы от семей и организаций. Ведь многие из них находятся в постоянной педагогической изоляции: в маленьких городах нет помогающих организаций, фондов, специальных дошкольных образовательных учреждений и школ, специалистов и программ. Родители часто не имеют поддержки и развивают детей так, как могут. Именно поэтому работа «Танцующего дома» по созданию онлайн-курсов оказалась своевременной. У нас появилась возможность делиться нашими методиками и наработками, которые мы создавали в течение 15 лет ежедневной практической работы с детьми и специалистами. А делиться есть чем, ведь на сегодня «Танцующий дом» – это команда педагогов, которые ведут для детей занятия танцами, гимнастикой и общей физической подготовкой, а также курсы по арт-терапии и живописи, песочной терапии. Также школа объединяет родителей и широкую общественность на просветительских и благотворительных мероприятиях.

Так что кризис заставил нас двигаться, меняться, уходить в виртуальное пространство. Думая об этом сейчас, мы понимаем, что вряд ли смогли бы запустить онлайн-работу так быстро, не случись этой беды. Не было бы счастья, да несчастье помогло. 

11_02.jpg

Занятия онлайн – тысяча вопросов, миллион возможностей

Сразу замечу, что под понятием «онлайн» обычно понимается связь через интернет в режиме реального времени. В этой статье мы используем это понятие шире, подразумевая всю нашу деятельность в интернете: и прямые трансляции занятий, и видеозаписи тренингов, и работу в соцсетях.

В условиях самоизоляции наша работа в режиме онлайн велась в двух направлениях: мы продолжали заниматься с ребятами, которые раньше посещали занятия в «Танцующем доме», а также стали распространять наши программы среди широкой аудитории. В итоге у нас получилось несколько форм онлайн-работы:

- Заочные курсы (видеозаписи занятий) по хореографии, живописи и гимнастике.

- Очные онлайн-занятия по хореографии и гимнастике.

- Просветительская работа, консультации для семей и специалистов.

Расскажем подробнее о каждом из этих направлений. 

11_03.jpg


Заочные курсы (видеозаписи занятий)

Работу по направлению «Хореография» мы начали с того, что записали на видео серию заданий разного уровня сложности: для детей от 2,5–3 лет, ребят среднего школьного возраста (8/9–13/14 лет) и старших воспитанников (от 14–16 лет). Мы постарались включить в курс базовые упражнения, которые необходимы для развития каждого ребенка, основная их цель – поддержать тело в тонусе. При этом мы сохранили систему занятий (логику работы от занятия к занятию), основные части занятия, предусмотрели мотивирующие факторы для каждой возрастной группы («бонусы», которые стимулируют ребят заниматься).

Каждое занятие по хореографии включает в себя пять содержательных блоков:

- настройка на занятие: построение, приветствие-поклон;

- общеразвивающая разминка;

- основная тема;

- творческая часть;

- ритуалы завершения занятия: построение, поклон.

В каждом занятии есть неизменные части, они нужны для поддержки детей, их мотивации, формирования у детей чувства успешности и стабильности. Базовая разминка – это полезный комплекс упражнений для всей семьи, что очень важно, ведь дома «особенный» ребенок, как правило, занимается с родителями. Мы хотели, чтобы эти упражнения были интересны и детям, и взрослым, и семья могла повторять их каждый день, например, на утренней гимнастике. Также важны и некоторые ритуалы: приветствие, поклон, воздушный поцелуй или движение «дай пять». С их помощью ребенку, который посещал занятия в зале, было легче настроиться на работу перед монитором компьютера.

11_04.jpg

Дети, которые раньше не посещали занятия в «Танцующем доме», благодаря этим блокам могли понять последовательность работы, почувствовать уверенность и, конечно, познакомиться с культурой поведения в детском творческом коллективе.

Основную тему (или новый материал) мы давали в середине занятия. В рамках дистанционной работы мы предлагали разучивать отдельные комплексы упражнений, которые были направлены на развитие координации движений, осанки, баланса, а также на отработку сложных позиций рук и ног. В этом же блоке мы учили элементы новых танцев. Именно эта часть работы отличалась от подобной работы в зале. Новые движения приходилось показывать в гораздо более медленном темпе, детально прорабатывая мельчайшие нюансы – для того, чтобы быть уверенными, что каждый ребенок понял и усвоил новый материал. В зале, как правило, все это происходило само собой и гораздо быстрее. По этой же причине (отсутствие физического и эмоционального контакта с педагогом) приходилось многократно повторять новые движения и комбинировать их с уже знакомыми детям связками движений.

В творческой части мы предлагали разучивать простые и веселые танцы, мы их называем «флешмобы». Они поднимают детям настроение, позволяя отрабатывать все изученные движения и связки в интересной форме. Мы надеемся, что все, кто прошел наш онлайн-курс и выучил флешмобы, смогут станцевать их «вживую» на творческом вечере «Танцующего дома» в Москве или вместе с друзьями в своем городе. У нас есть такая традиция – делать из видеозаписей флешмобов яркий ролик в поддержку инклюзивного творчества и тиражировать его в сети, демонстрируя, какие мы активные и талантливые.

Каждое занятие по хореографии длится около 60 минут. На что мы ориентировались, снимая и монтируя материал для видеоуроков?

– Во-первых, на то, чтобы семья, включив урок, могла заниматься, не ставя видео на паузу. Для этого педагоги показывают движения в медленном темпе несколько раз.

– Во-вторых, каждая задача разделена по краткие подзадачи (сначала отдельно демонстрируются движения рук, ног, туловища и головы, затем все эти движения показаны в связке).

– В-третьих, ребенок видит на экране только крупное изображение педагога или часть тела, над которой идет работа, это нужно для демонстрации деталей, нюансов упражнения. В кадре нет отвлекающих факторов – других людей, зеркал, красочных декораций и т. д. За счет этого создается эффект присутствия, педагог разговаривает с детьми, показывает движения зеркально, поддерживая воспитанников, давая рекомендации.

В похожем ключе создавались наши видеокурсы по направлениям «Живопись и арт-терапия» и «Гимнастика». Ирина Мамонтова, художник, педагог направления «Живопись и арт-терапия», разработала серию заданий, ориентируясь на свой опыт преподавания и двухлетнюю практику работы с детьми в «Танцующем доме».

11_05.jpg

– Заинтересовать и научить чему-то «особенного» ребенка непросто, – делится своим опытом Ирина. – А на расстоянии, без личного контакта, это сначала казалось невозможным. Думая о том, как мотивировать детей заниматься, я решила построить занятие в форме, которая используется в известной передаче «Спокойной ночи, малыши». Я взяла плюшевого медвежонка и вместе с ним стала рассказывать ученикам историю, параллельно выполняя рисунок. Обращалась к игрушке с вопросами и сама на них отвечала. Возник диалог, который мог заинтересовать детей и которого мне, как педагогу, в формате видеоурока не хватало.

Что касается тематики уроков, то Ирина выбрала темы, близкие детям: овощи, цветы, море, предметы одежды. Работая над той или иной темой, дети изучали такие понятия, как «линия», «свет и тень», «объем», «цвет» и многие другие. В итоге получились ролики примерно на 40 минут, которые можно разбивать на несколько коротких занятий. Как показали отзывы слушателей курсов, многие родители увлеченно занимались вместе с детьми.

– Приходится признать, что видеоурок – это совсем другой жанр преподавания, – говорит Ирина Мамонтова. – В нем нет такого простора и масштаба, как в классе, а удаленность лишает и ученика, и педагога удовольствия от личного общения. Но при этом новый вид преподавания мне понравился – это вызов и интересный опыт.

Анастасия Махонько, педагог направления «ОФП и гимнастика», отмечает, что для нее главной сложностью при создании видеокурсов было полное отсутствие опыта такой работы и понимания, как нужно работать с ребенком, который находится по другую сторону экрана.

– Очно ты, как педагог, можешь показать, найти нужные слова, интонацию с учетом особенностей каждого ребенка, – говорит Анастасия. – Но поначалу мы были полностью лишены обратной связи! Поэтому решили не экспериментировать с содержанием занятий, а организовали каждое по привычной и для нас, и для детей структуре: приветствие, разминка, основной комплекс упражнений, игра и прощание. И это сработало. Мы получили от семей положительные видео- и текстовые отчеты о пройденных занятиях.

Кроме того, залог эффективности тренировочного процесса – это регулярность. По предложенной схеме у многих детей получилось заниматься каждый день, что далеко не всегда возможно в привычном ритме жизни.

 11_01.jpeg

Плюсы и минусы видеозанятий

Обобщая наш опыт создания заочных курсов (видеозаписей занятий), нужно отметить и их положительные стороны, и сложности. Среди плюсов особенно важно следующее:

- Индивидуальный подход. Каждый ребенок работает в своем темпе и ритме, может промотать видео или поставить его на паузу. Не обязательно проходить сразу все занятие, не нужно спешить за группой.

- Возможность повторения, отработки – к изученному материалу можно вернуться.

- Работа в удобное время. Не нужно согласовывать время занятий, тратить время на дорогу, изменять график жизни семьи.

- Комфортные домашние условия. Это особенно важно для малышей. Дома все знакомо и безопасно, нет чужих людей и вещей.

- Работа по подражанию эффективна. Детям с синдромом Дауна она подходит: они повторяют движения за педагогом. Также они любят телевизор и гаджеты, это хороший мотиватор для занятий: педагог на экране их любимого планшета.

- Стоимость услуг ниже из-за того, что охват аудитории достаточно широкий.

- В ситуации изоляции занятия по видеозаписям дают всем детям возможность творчески самовыражаться, приобщаться к инклюзивному танцевальному сообществу. Для детей из регионов – это шанс стать частью профессионального инклюзивного коллектива.

Что касается минусов такой формы работы, то ниже, в таблице, мы их называем. Но при грамотной организации работы эти моменты можно нивелировать:

Минусы видеозанятий


Как оптимизировать работу

 

Отсутствие контакта с педагогом, невозможность с ним общаться

 

Педагог обращается на видео к детям, как будто они в зале.

Педагог отправляет ребенку личные поощрительные ролики: «Какой ты молодец, я наблюдаю за тобой, ты прекрасно работаешь».

Педагог периодически наблюдает за ребенком в режиме реального времени через мобильные устройства

Невозможность корректировать движения ребенка

Педагог по запросу родителей дает ребенку индивидуальные задания, консультирует родителей

Отсутствие других детей

Создаются телефонные чаты для общения, где участники видеотренингов обмениваются мнениями, фото- и видеоматериалами

 

Высоки технические требования к организации работы

Опыт показал, что команде творческого коллектива необходимо владеть навыками съемки и монтажа видеоматериалов, разбираться в интернет-программах, быть в курсе новых течений и возможностей Сети. Это уже наша реальность.

 

В итоге наша работа дала свои плоды. К началу лета по видеоматериалам успешно занимались более 200 семей из разных регионов. Это не только особенные дети, но и их обычные братья и сестры, друзья и родные. По отзывам родителей те дети, которым сложно давались очные тренировки (к примеру, ребятам с сочетанным диагнозом «синдром Дауна и аутизм»), занимаются дома даже более успешно и энергично, чем в зале. Наблюдения педагогов это подтверждают.

Очные онлайн-занятия по хореографии и гимнастике

Во время первых двух недель карантина мы сосредоточились на распространении нашего видеокурса, но постепенно поняли, что очные занятия он не заменяет, а скорее дополняет. Было много желающих заниматься непосредственно онлайн, в режиме реального времени. Как мы поняли позднее, проанализировав отзывы родителей, на это было несколько причин. В первую очередь то, что родителям в «расслабленных» условиях дома не удавалось мотивировать детей заниматься, либо они тратили огромные усилия, чтобы организовать тренинг. Им было необходимо участие педагога, его опыт, знания и авторитет. Кроме того, в условиях самоизоляции и постоянного сидения дома многие семьи старались построить хотя бы какую-то систему жизни и занятий, для этого необходимо было иметь «опорные точки» – онлайн-встречи с педагогом, которые давали бы детям не только знания и умения, но и общение, обратную связь. И, конечно, двигательные занятия стали для многих ребят спасением от бесконечного сидения за компьютером, выполнения школьных заданий.

Как показал опыт, онлайн-занятия очень похожи на занятия в зале. Они проходили по расписанию, 2–3 раза в неделю, в заранее обговоренное время. Педагоги через современные системы связи и платформы (мы использовали программу «Zoom») имели возможность проводить занятие одновременно с неограниченным количеством воспитанников. Как правило, это было 5–11 человек.

В результате мы увидели множество плюсов в такой форме работы:

- Педагог может корректировать действия детей, давать рекомендации по выполнению упражнений.

- Педагог, учитывая состояние детей, имеет возможность повысить эффективность работы: адресно мотивировать детей, переключать их внимание, корректировать ход тренинга, менять вид деятельности и т. д.

- Возможность общения всех участников процесса.

- Положительный пример в лице других воспитанников.

Для большей эффективности очных онлайн-занятий мы рекомендуем:

- Заранее протестировать систему Zoom вместе с родителями, помочь в установке необходимых программ и оборудования.

- Не стремиться провести занятие сразу для большого числа детей. Лучше делить их на малые группы, оптимально – не более 10 человек. Педагог должен видеть на экране достаточно крупные изображения сразу всех детей, чтобы корректировать их движения.

- После приветствия лучше отключить звук устройств воспитанников, оставив включенным только свой микрофон. При этом придумайте условный сигнал, если ребенок или семья хотят вас о чем-то спросить.

- Очень удобно, если и дети, и педагоги смогут работать не через телефон или планшет, а как минимум через компьютер с большим монитором или даже телевизор. Это сделает изображение четким и создаст эффект присутствия педагога дома.

- Дома невозможно создать идеальные условия для занятий. Но все же мы рекомендовали родителям как минимум: освободить место в комнате, чтобы ребенок мог свободно двигаться; одеть его в танцевальную форму – это дисциплинирует; не мешать ходу занятий разговорами, едой и т. д. При этом участие родителей или братьев-сестер помогло некоторым детям заниматься продуктивнее.

- В начале и конце занятия дайте возможность детям пообщаться с педагогом и между собой.

Просветительская работа, консультации семей и специалистов

Тем, кто никогда не занимался созданием онлайн-материалов и курсов, может показаться, что это несложная работа. Мы тоже так считали, пока не погрузились в это дело с головой. В итоге оказалось, что онлайн-формат требует серьезных трудозатрат как при подготовке самого материала (составлении плана съемок, съемке видео, монтаже видеороликов, их размещении в интернете), так и при последующем его продвижении.

Дело в том, что педагоги должны постоянно находиться на связи с семьями, иначе эффективность работы будет низкой.

У нас не было цели просто дать семье задание и переложить роль педагогов на плечи родителей – мы стремились создать действенную систему онлайн-поддержки ребенка и его семьи.

Родители, получая видеоматериалы, могли задавать нам любые вопросы по телефону или электронной почте. Как правило, такие вопросы возникали, если ребенок не хотел заниматься. Родителям непросто мотивировать маленького ребенка танцевать дома, и для некоторых ребят был нужен авторитет педагога: личный разговор по телефону или Zoom. Мы просили родителей снять видео занятий ребенка, а потом комментировали его, корректировали выполнение упражнений – осуществляли своеобразную супервизию.

Хорошая форма связи и мотивации – телефонные чаты в программе Whats App (Ватсап). Мы создали тематические чаты по видам занятий, там давали оргинформацию, а также сделали единый чат-«болталку». Туда все желающие могли выкладывать фото- и видеосъемки занятий ребенка, делиться своими впечатлениями и вопросами. Чат помог нам получать обратную связь от слушателей курсов, вдохновлял на создание новых материалов. Родители, видя, как занимаются другие дети, тоже делились своими материалами. В итоге получилось пространство для живого и содержательного общения единомышленников.

Еще один канал связи с семьями – проведение прямых эфиров в «Инстаграме»1. Мы старались выходить в эфир ежедневно в будни, в одно и то же время. Это приучило подписчиков наших соцсетей видеть нас в прямом эфире и подключаться. Эфир также давал возможность отвечать на вопросы о развитии детей, о проведении онлайн-занятий, консультировать родителей по любым другим вопросам. Общение в прямом эфире, как правило, имеет непринужденный тон, семьи и коллеги-специалисты задают самые разные вопросы, которые, возможно, и не стали бы задавать по другим каналам связи.

Карантин стал для всех нас непростым испытанием. Но несмотря на все ограничения и неудобства, ситуацию можно было использовать и себе на пользу. Что мы и сделали, создав онлайн-курсы для воспитанников «Танцующего дома» и всех желающих. Получая восторженные отзывы о наших материалах от коллег-специалистов, наблюдая по видеосвязи за тем, как развиваются дети даже в «нерабочих» условиях квартир и дач, мы увидели, что это очень полезная и необходимая форма работы.

Сейчас, когда карантин закончился, мы планируем развивать наши онлайн-программы, сделав их частью деятельности школы инклюзивного творчества «Танцующий дом».

 

Если у вас есть вопросы по организации творческих онлайн-занятий для детей с особенностями развития, вы можете задать их руководителю Школы инклюзивного творчества «Танцующий дом» Сергею Фурсову, пишите 89197761962@mail.ru или заходите на сайт domhodunom.ru


1 Деятельность компании Meta, Facebook и Instagram запрещена на территории Российской Федерации.

Похожие материалы