
19 февраля представители нашего фонда были приглашены на российскую премьеру французского художественного фильма «Лучше всех», которая состоялась в московском кинотеатре «Пять звезд на Смоленской». В числе первых зрителей оказались и молодые люди с синдромом Дауна – участники наших программ и проекта «Инклюзия в кино». А всё потому, что в фильме задействованы 11 актеров с ментальными особенностями, роли которых дублировали наши ребята.
«Сказка о человечности» - так отозвался один из зрителей об этом смешном и трогательном фильме. Картина не только дарит зрителям массу положительных эмоций, но и затрагивает важные социальные темы толерантности и принятия «инаковости». Ее сюжет начинается с того, что двое преступников – отец и сын – скрываясь от полиции после ограбления, находят убежище в летнем лагере для молодых людей с особенностями развития. Теперь неудачливым грабителям придется выдавать себя за нового отдыхающего и его опекуна. Однако они и не догадываются, что проведенное вместе с особыми ребятами лето изменит их жизнь навсегда.
Режиссер и сценарист этого фильма, а также исполнитель одной из ключевых ролей - 37-летний Виктор Артюс Соларо, известный как Артюс – яркий и многогранный представитель французского шоу-бизнеса, который работает и в кино, и в театре, и выступает на телевидении как стендап-комик, покоряя зрителей своим искрометным юмором и неукротимой энергией.
«Лучше всех» стал режиссерским и сценарным дебютом Артюса, и в одном из своих интервью об этом фильме он говорил: «Мне всегда хотелось показать, на что способны люди с ментальными особенностями: у них невероятное воображение, это какая-то магия, изюминка, которая больше нигде не встречается. Мне хотелось снять фильм вместе с ними. А не о них. Сама по себе инвалидность не является темой фильма. Это фильм про летний лагерь, про то, что там происходит, но в тысячной степени, потому что историю рассказывают и играют люди, которых мы не привыкли видеть в кино».
Безусловно, дебют Артюса можно назвать очень успешным. Фильм был тепло встречен публикой и кинокритиками во Франции, получив приз зрительских симпатий на престижном фестивале в Альп-д’Юэз и номинацию на премию «Сезар» в категории «Лучший дебютный фильм».
А еще фильм добился второго лучшего старта в истории французского кино (после фильма «Бобро пожаловать» 2008 года). За первые 20 дней проката «Лучше всех» собрал более 3 миллионов просмотров во Франции.
В августе фильм набрал более 10 миллионов просмотров, став 12-м в списке самых кассовых французских фильмов всех времен (и самым кассовым со времён пандемии). Это был самый просматриваемый фильм во французских кинотеатрах в 2024 году — он обогнал даже голливудские блокабастеры вроде нашумевшей «Дюны 2». И это учитывая, что во французском фильме не только нет звёзд, но и очень мало профессиональных актёров.
Наше первое интервью после премьеры – с кинорежиссером, автором и руководителем проекта «Инклюзия в кино» режиссером Юлией Сапоновой и продюсером этого проекта, продюсером в сфере креативных индустрий Ксенией Кабишевой.
- Ксения, как получилось, что кинопрокатная компания «Вольга» обратилась в поисках особых актеров дубляжа именно в ваш проект?
Ксения Кабишева: Сарафанное радио рождает прекрасные истории в креативных индустриях. Ко мне обратилась сценаристка Мария Панасюк, с которой мы были знакомы по другому крупному кинопроекту, в котором также участвовали актёры с синдромом Дауна. Маша рассказала, что кинопрокатная компания «Вольга» ищет того, кто мог бы проконсультировать и ответить на вопрос - а возможно ли в принципе озвучить в России фильм актёрами с особенностями?
Я сразу сказала, что однозначного ответа нет, но надо пробовать! Без риска не бывает новых интересных историй!
И буквально в эти же дни, параллельно с получением этого запроса, мы ударили с Юлей по рукам, и я присоединилась к проекту «Инклюзия в кино» в качестве продюсера.
Очень верю, что такие совпадения указывают нам на правильность нашего выбора и пути. По сути, мы с Юлей сразу же после начала сотрудничества получили подтверждение востребованности нашей работы и проекта «Инклюзия в кино», целью которого в том числе является построение мостика между огромным миром креативных индустрий (и зрительского кино в частности) и миром инклюзии.
Мы очень рады, что коллеги из «Вольги» рискнули и мы вместе прошли этот путь и получили такой результат!
- Юлия, правильно ли я поняла, что раньше особые участники вашего проекта озвучиванием не занимались?
- Да, для них это действительно был первый опыт. Более того, насколько нам известно, это первая подобная практика в России, а возможно, и в мире, когда роли героев с инвалидностью дублировали актеры с инвалидностью. Я вижу в этом проекте реальный прецедент на будущее: он показывает, что инклюзивный подход может и должен стать привычным форматом, если продолжать привлекать людей с особенностями в развитии к дубляжу и съемкам на постоянной основе.
- В России уже стали появляться кинопроекты, в которых задействованы актеры с синдромом Дауна. Но, если я не ошибаюсь, это в основном серьезные фильмы. А тут – комедия! Если бы вы снимали очередной фильм со своими воспитанниками и ориентировались бы на российского зрителя, то выбрали бы этот жанр?
Юлия Сапонова: Если вы посмотрите мой фильм «Съесть слона», вы сразу получите ответ на этот вопрос. Да, я люблю жанр комедии со смыслом. Когда раз за разом смотрела фильм «Лучше всех» при работе в процессе дубляжа, я все время ловила себя на мысли, что сама хотела бы и могла бы сделать ту или иную сцену именно такой.
То же могу сказать и об интервью режиссёра. Когда я его слушала, у меня всегда было чувство, что я именно эти мысли хочу донести до зрителей своего фильма «Съесть слона», в котором задействованы 12 актеров с синдромом Дауна.
- Какие помехи сейчас препятствуют тому, чтобы актеры с синдромом Дауна чаще появлялись на киноэкранах? Может быть, режиссеров пугают трудности работы с ними? Или режиссеры готовы, но никто не берется такое кино финансировать? Или нет сильных сценариев? Или есть опасения, что тема принятия «инаковости» будет неинтересна зрителям?
Ксения Кабишева: В вашем вопросе в общем-то перечислены все основные причины. Это совокупность факторов и страхов, которые рождают барьеры и стереотип: кино с человеком с инвалидностью и с синдромом Дауна в частности - это грустное, тяжелое кино, да и снимать его трудно. Задача нашего проекта - не только рассказать, но и на деле, и в рамках конкретных кейсов показать профессионалам киноиндустрии, что это не так. Но самое сложное - это изменить восприятие зрителя. Ведь и правда, человек приходит домой и выбирает фильм на вечер, а может, и фильм недели для себя. И на автоматическом уровне пока что для большинства зрителей человек с синдромом Дауна в актерском составе - это предвестник сложного или грустного кино. Как это решать? И тонким подходом к промо кампаниям фильмов, и просто увеличением положительного опыта у зрителей, когда они посмотрели хороший с художественной точки зрения фильм с участием актера с инвалидностью, получили удовольствие и поделились с друзьями. И просто работой со стереотипами о людях с синдромом Дауна. И в этом, конечно, огромный вклад фонда «Синдром любви». Чем больше истинных вещей о людях с синдромом Дауна узнаёт широкая целевая аудитория, тем спокойнее относится к продуктам искусства с их участием, и обращает внимание на качество фильма, а не на особенности актёров.
- Как пишет известный американский журнал об искусстве Variety, продюсеры Тьери Вонг и Пьер Форэт (Thierry Wong and Pierre Forette) долго искали финансирование, в итоге сошлись на том, что будут собирать по минимальному вкладу из разных источников, а не дожидаться, когда найдется одна компания-дистрибьютор, которая профинансировала бы всё. И они даже покрыли часть расходов из своего кармана. Возможна ли в российских реалиях такая схема, когда деньги на фильм собирают всем миром?
Ксения Кабишева: Возможно всё! Но, конечно, есть большая специфика и разница между французским и российским рынком. Мне кажется очень важным при поиске бюджетов на фильм, так или иначе связанный с инклюзией, ответить себе честно на вопрос: а для кого я это кино или любой другой продукт искусства создаю? Буду немного категоричной, но мотивация - создать что-то связанное с инклюзией для продвижения этой темы - плохая мотивация!
А вот желание создать зрительский, крутой по своим смысловым, сценарным, художественным, маркетинговым качествам продукт, который при этом ещё и продвигает тему инклюзии - это залог успеха.
В первом случае это будет интересно максимально узкой прослойке людей, погруженной в тему благотворительности или интеграции людей с инвалидностью в общество, а во втором случае мы поворачиваемся лицом к широкой аудитории, к бОльшей части общества.
И найти деньги на такое кино сразу чуть проще, потому что у инвесторов меньше сомнений по поводу охватов, а значит, и окупаемости.
Фильм «Лучше всех», это, конечно, чудесный пример кино не о проблемах людей с инвалидностью, а о трепетных темах, которые касаются каждого из нас: любви, доверии, отношениях внутри семьи и о смелости быть собой, будь ты человек с синдромом Дауна или сын вора, который решается не идти по стопам отца и тем самым меняет жизни массы людей вокруг себя.
- Еще один интересный факт: сценарий фильма «Лучше всех» был завершен только после кастинга: режиссёр решил, что диалоги можно писать только после того, как будут понятны актёры и их особенности. Как вы считаете, это правильно? И можно ли вообще по-другому работать с нашими ребятами?
Юлия Сапонова: Одним из прекрасных качеств актеров с особенностями является то, что они спонтанно могут отреагировать нестандартно или показать привычные вещи с неожиданного ракурса. Ни один сценарист не сочинит из своего привычного видения мира такие диалоги. И еще, конечно, заучивать и произносить естественно в кадре написанные другими реплики - сложная задача для любых актеров, тем более, для таких неординарных.
- Гигантская часть промоушена и заслуга первого успеха фильма «Лучше всех» в том, что у режиссёра Артуса был тур со стендап-шоу по Франции, и он на каждом выступлении рекламировал фильм, показывал его трейлер и раздавал кьюар-коды, чтобы люди бронировали места на премьере. Есть ли в вашем окружении звезды, которые могли бы поддержать ваши начинания с особыми ребятами, продвигать их?
Ксения Кабишева: Это и правда важно - иметь таких друзей - проводников проекта, которые доносят идеи и ценности до широкой аудитории, причем очень разной аудитории по своим сегментам и характеристикам.
На разных этапах мы взаимодействовали и с чудесной телеведущей и актрисой Алиной Астровской, актрисой Алиной Ивановой, наши начинания поддерживали Никита Ефремов, Катерина Шпица и многие другие.
Скажу, что мне кажется интересным не просто ретрансляция наших публикаций или новостей через медийных личностей. Для нас очень важны именно креативные коллаборации в рамках наших кинопроектов или коммуникационных кампаний, когда мы что-то вместе придумываем, креативим, снимаем, пишем вместе с интересными и разделяющими наши ценности медийными личностями из креативных индустрий. И тогда они не просто делают условный репост публикации, они рассказывают, ориентируясь на свою большую аудиторию о том, во что они погрузились и прочувствовали.
- Спасибо, и успехов вам в ваших творческих начинаниях!
Актеры дубляжа Артем Силин и Мария Быстрова после премьеры выглядели довольными и вдохновленными.
- Маша, Артем, вам понравился фильм?
Мария Быстрова: Да, понравился!
Артем Силин: И мне тоже.
- Это ведь не первая ваша работа в кино?
Артем Силин: Нет, не первая. Я раньше снимался в двух фильмах и в видеоролике Сбербанка.
Мария Быстрова: И я раньше уже снималась.
- Расскажите, трудно было участвовать в дубляже фильма «Лучше всех»?
Мария Быстрова: Нам приходилось подолгу работать, и был всего один перерыв днем. Мы немножко уставали, но было так интересно, что мы этого не замечали.
- Что вам больше понравилось – сниматься самим или дублировать других актеров?
Мария Быстрова: Мне одинаково нравится и сниматься, и озвучивать.
Артем Силин: А мне больше понравилось озвучивать. Потому что, во-первых, это моя большая ответственность, работа. И сам фильм интересный, веселый.
- Маша, героиню, которую ты озвучивала, даже зовут похоже: Мари. А характер у нее похож на твой?
Мария Быстрова: Наверное, в чем-то похож. Но я всё равно вживалась в ее характер, чтобы лучше его понять. У нее мягкий характер и она внимательна к окружающим.
- В фильме есть такой герой – Сильван. И он, вообще-то, преступник, он вместе со своим отцом ограбил магазин. Можно ли сказать, что он, несмотря на это, вызывает симпатию?
Артем Силин: Он мне всё равно нравится, потому что он не унывает, любит тусовки и вообще он неплохой человек.
- С особыми героями, отдыхающими в летнем лагере, часто происходят мелкие неприятности: кого-то случайно мячом ударили, кто-то чуть в лесу не заблудился… А ведь они всё равно не унывали и казались очень счастливыми, да?
Артем Силин: Да, это правда!
- Артем, как ты думаешь, кто более счастливый человек – тот, кому удается избегать неприятностей и трудностей или тот, кто умеет с ними справляться?
Артем Силин: На самом деле, с неприятностями надо уметь справляться. Такой человек может большего в жизни добиться. Вперед, вперед и только вперед!
Участница наших программ и проекта «Инклюзия в кино» Варвара Верхова тоже с удовольствием посмотрела кинокомедию «Лучше всех».
- Варя, тебе понравилось кино?
Варвара Верхова: Да, понравилось. Было весело.
- Кто из героев тебе наиболее симпатичен?
Варвара Верхова: Мари. Она хорошая, милая. И она кажется счастливой.
- А ты считаешь себя счастливым человеком?
Варвара Верхова: Да! У меня есть мечта – сняться в кино. И если она исполнится, я стану еще счастливее!
- «Лучше всех» - это веселый фильм, он для развлечения. И всё-таки можно ли из него почерпнуть что-то полезное, важное?
Варвара Верхова: Что нужно быть позитивным, добрым человеком.