Электронная библиотека / О Владимире Ивановиче Лубовском
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
4370

О Владимире Ивановиче Лубовском

Описание:

Автор пишет о своем отце — выдающемся ученом В. И. Лубовском, который ушел из жизни 9 ноября 2017 г. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, В. И. Лубовский внес огромный вклад в изучение психологии детей с нарушениями интеллекта и в подготовку специалистов в этой области. Владимир Иванович был членом редакционного совета журнала «Синдром Дауна. XXI век» с момента его основания.

9 ноября 2017 года ушел из жизни выдающийся ученый Владимир Иванович Лубовский. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, он внес огромный вклад в изучение психологии детей с нарушениями интеллекта и в подготовку специалистов в этой области. Владимир Иванович был членом редакционного совета журнала «Синдром Дауна. XXI век» с момента его зарождения в 2008 году. Для нас это было большой честью и одновременно большой ответственностью. Отрадно, что в составе редколлегии журнала работает психолог Даунсайд Ап В. А. Степанова, защитившая под его руководством кандидатскую диссертацию. Знания, полученные ею благодаря профессору Лубовскому, находят практическое воплощение в ее работе с детьми и родителями.

Мы представляем читателям биографический очерк, автор которого — сын В. И. Лубовского.

Владимир Иванович Лубовский, мой отец, родился 15 декабря 1923 года в Витебске в семье учителей. Его отец был учителем истории и белорусского языка, мать преподавала биологию и химию. Семья Лубовских была в самом центре культурной и общественной жизни города: Иван Прокофьевич в начале 1920-х годов возглавлял городской отдел народного образования, был знаком с великим Марком Шагалом, который заведовал городским отделом культуры. Дед отличался добротой, открытостью и общительностью; среди его знакомых были многие выдающиеся белорусские писатели и поэты – Янка Купала, Якуб Колас, Кондрат Крапива. Много лет спустя Владимир Иванович вспоминал, что благодаря отцу у него зародился интерес к психологии — Иван Прокофьевич преподавал педагогику и психологию в педагогическом техникуме, в домашней библиотеке были книги по психологии, в том числе «Мышление и речь» Л. С. Выготского.

В 1937 г. семья пережила трагедию – отец В. И. Лубовского был репрессирован по ложному доносу и расстрелян. Его семье пришлось буквально спасаться бегством из родного города. Они переехали в Тульскую область, где мать В. И. Лубовского Евдокия Моисеевна нашла работу в школе. Учась в старших классах, Володя Лубовский готовился к поступлению в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории в Москве), который был в то время лучшим в стране гуманитарным вузом. Мечте не суждено было сбыться – 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Не дожидаясь призыва, он ушел добровольцем на фронт. Он не любил вспоминать о войне и рассказывал об этих страшных четырех годах редко. После тяжелого ранения под Сталинградом осенью 1942 года В. И. Лубовский воевал до победного дня в подразделении связи, был награжден двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией». Демобилизовавшись через несколько месяцев после окончания войны, он поступил на кафедру психологии философского факультета МГУ.

Еще в студенческие годы он заинтересовался нейропсихологией, а на четвертом курсе стал работать под руководством великого Александра Романовича Лурии. До конца своих дней В. И. Лубовский говорил о своем учителе с огромным уважением и признательностью. А. Р. Лурия предложил способному и трудолюбивому студенту поступить в аспирантуру. Работа над кандидатской диссертацией по нейропсихологии восприятия времени была прервана в конце 1952 года – на волне разворачивающегося «дела врачей-вредителей» лаборатория нейропсихологии в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко была закрыта, несмотря на то что в трудные послевоенные годы это был единственный в стране центр нейропсихологической диагностики и реабилитации. А. Р. Лурия и группа его молодых учеников, среди которых были О. С. Виноградова, В. И. Лубовский А. И. Мещеряков, Е. Н. Правдина (Винарская), Е. Д. Хомская, переходят в Институт дефектологии АПН РСФСР, где создается сектор физиологии высшей нервной деятельности и психологии детей с нарушениями развития.

Так для В. И. Лубовского началась работа в дефектологии, которая длилась почти шестьдесят пять лет, до его ухода из жизни. Благодаря А. Р. Лурии в Институте дефектологии начинается широкомасштабное комплексное психолого-нейрофизиологическое изучение детей с нарушениями развития, было положено начало новой отрасли науки – специальной психологии. Активное участие в ее становлении принял В. И. Лубовский. В 1955 году он защитил кандидатскую диссертацию, посвященную особенностям словесной регуляции действий у детей при олигофрении.

К середине шестидесятых годов круг его научных интересов расширяется, становится очевидной необходимость изучения детей с задержками психического развития. Вместе с М. С. Певзнер, Э. Я. Пекелис и Н. Н. Зислиной Владимир Иванович публикует монографию, посвященную этой группе детей. Результатом исследований этого периода становится доклад на IV съезде Общества психологов в 1971 году и небольшая статья, опубликованная тогда же в журнале «Дефектология». В этих работах была впервые изложена концепция общих и специфических закономерностей аномального развития, которая впоследствии стала признанной основой специальной психологии. В 1975 году В. И. Лубовский подытожил двадцатидвухлетнюю работу в дефектологии защитой докторской диссертации, посвященной развитию словесной регуляции действий у детей в норме и при нарушениях развития.

Складывается научная школа, из которой в дальнейшем выйдут С. А. Домишкевич, Э. П. Замбацявичене, И. А. Коробейников, Я. Кыргесаар, В. И. Насонова, Е. С. Слепович, Г. Б. Шаумаров, С. М. Валявко, Е. А. Екжанова, Г. Р. Новикова и многие другие. Под руководством В. И. Лубовского было защищено около пятидесяти диссертаций. В восьмидесятых годах новыми направлениями в его научной школе становятся психолого-педагогические основы обучения детей с нарушениями развития и диагностика аномального развития. Становится очевидным отставание отечественной психологии в данной области. В. И. Лубовский прилагает большие усилия, чтобы его преодолеть. Он консультирует А. Ю. Панасюка при разработке и стандартизации русскоязычного варианта теста Д. Векслера, становится инициатором перевода на русский язык учебника А. Анастази «Психологическое тестирование». Осуществляет вместе с К. М. Гуревичем научное редактирование этого издания. Им пришлось долго доказывать людям, от которых зависел выход книги, что это не «пропаганда буржуазных и лженаучных тестов», а крайне необходимая нашим психологам литература.

Демократизация общества во 2-й половине 1980-х – начале 1990-х годов совпала с непродолжительным периодом, когда В. И. Лубовский руководил Институтом дефектологии. Все, кто работал в институте в те годы, вспоминают, что взаимоотношения руководства и сотрудников были подлинно демократическими. Никогда не стремившийся к руководящим должностям, Владимир Иванович ушел с должности директора, но отношения с новым руководством складывались непросто. Например, он не одобрял переименование института – сделав очень много для того, чтобы работы сотрудников института получили мировое признание, он прекрасно понимал, что предлагаемое им название «Институт специальной педагогики» не вызвало бы недоумения нигде. В конце 1990-х Владимир Иванович принимает решение уйти из института, где прошли почти сорок пять лет его напряженной научной работы.

Последнее двадцатилетие жизни ученого было по-прежнему посвящено работе, несмотря на ухудшающееся здоровье. После основания кафедры специальной психологии в тогда еще Московском городском психолого-педагогическом институте (ныне МГППУ) В. И. Лубовский осознает необходимость создания учебника по специальной психологии. Вместе с группой единомышленников и давних коллег (Т. А. Басиловой, Е. М. Мастюковой, Р. А. Курбановым, В. А. Лониной, В. Г. Петровой, Т. В. Розановой, Л. И. Солнцевой) он создает учебник специальной психологии, который за двенадцать лет выдержал семь изданий. Владимир Иванович вплоть до середины 2000-х годов не оставляет преподавательскую деятельность, руководит аспирантами, принимает активное участие в работе диссертационного совета МГППУ, продолжает работать в Институте специального образования и комплексной реабилитации МПГУ. Он развивает культурно-исторический подход к проблемам нарушений развития, дополняет концепцию общих и специфических закономерностей аномального развития, углубляет понимание сущности особых образовательных потребностей, выявляет терминологические проблемы специальной психологии.

На фоне его статьи, посвященной болезненным проблемам инклюзивного образования, которая вызвала широкий резонанс, не так заметны другие работы, написанные им в последние годы. В. И. Лубовский разрабатывал новую концепцию психологической диагностики нарушений развития, которая была значительным шагом в развитии идеи Л. С. Выготского о том, что эта диагностика должна раскрывать структурный аспект симптомокомплекса. Он хотел принять участие в работе Второго съезда дефектологов России 2–3 ноября 2017 г., но уже не мог ходить. Он очень обрадовался, получив от коллеги благосклонный отзыв о новой статье. На следующий день Владимира Ивановича не стало. Но его научное наследие ждет осмысления, идеи — дальнейшей разработки, планы и замыслы – осуществления.

 

Похожие материалы