Главная / Электронная библиотека / Гибкость, ловкость, сила. Опыт организации и проведения занятий по гимнастике и ОФП для детей с интеллектуальными особенностями
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
183

Гибкость, ловкость, сила. Опыт организации и проведения занятий по гимнастике и ОФП для детей с интеллектуальными особенностями

Описание:

В статье педагог школы инклюзивного творчества «Танцующий дом» делится опытом организации занятий гимнастикой и ОФП для детей разных возрастов, с различным уровнем физического и когнитивного развития. Рассматриваются подходы к работе и конкретные блоки упражнений, которые позволяют повысить включенность и уровень подготовки каждого ребенка в условиях группы, вне зависимости от его исходных данных. 

Опыт организации и проведения занятий по гимнастике и ОФП для детей с интеллектуальными особенностями 

Школа инклюзивного творчества «Танцующий дом» существует с 2005 года. Для воспитанников разных возрастов здесь работают группы развития, в которых дети получают базовую хореографическую подготовку, а также объединения, которые мы называем «ансамбли». Артисты ансамблей занимаются два-три раза в неделю, они интенсивно готовятся к выступлениям, репетируют, гастролируют. Все эти ребята имеют некоторый опыт физических занятий, проходят отбор внутри коллектива и готовы к довольно сложным задачам. 

Основным направлением работы в «Танцующем доме» изначально были танцевально-двигательные занятия. Однако в какой-то момент нам стало понятно, что для выступающих артистов необходима дополнительная общая и специальная физическая подготовка. Ведь даже профессиональные танцоры, артисты балета и спортсмены, не только учат новые программы и отрабатывают старые, но и обязательно посещают базовые репетиции/тренировки, чтобы поддерживать тонус тела и оставаться в форме. Для наших особенных артистов также важно постоянно повышать уровень владения своим телом, обучаться новым двигательным навыкам, закреплять и совершенствовать уже освоенные, развивать гибкость и улучшать равновесие, сохраняя и развивая мобильность суставов и всего тела.

В 2019 году для решения этих задач в «Танцующем доме» было открыто направление «Гимнастика и общая физическая подготовка (ОФП)». Однако сегодня, когда направление существует уже четыре года, мы видим, что группы по гимнастике и ОФП более чем на 40 % состоят из ребят, которые не являются выступающими артистами, а посещают только группы развития. Оказалось, что гимнастика нужна всем!

 В данной статье мы поделимся опытом, как организовать занятия гимнастикой и ОФП для детей разных возрастов, с различным уровнем физического развития и когнитивных возможностей. Рассмотрим подходы к работе и конкретные блоки упражнений, которые позволяют повысить уровень подготовки каждого ребенка в условиях группы, вне зависимости от его исходных данных.

1.jpg

Структура занятий

Одна из особенностей проведения занятий в группах, когда дети имеют различные физические возможности, – это необходимость «здесь и сейчас» адаптировать любое упражнение и способ организации занятия, вплоть до полного перекраивания его конспекта. Несмотря на то, что педагог вдумчиво и прицельно готовится ко всем занятиям, элемент импровизации на них всегда присутствует. Например, педагог решил отработать с воспитанниками приседания. Если тот или иной ребенок пришел на занятие в прекрасной форме и готов активно работать, его можно попросить не просто приседать, а делать это на балансире или с закрытыми глазами. Если же, наоборот, у ребенка не очень хорошее самочувствие, он устал или просто не в духе, можно вообще отменить приседания и делать что-то другое. Это касается и каждого конкретного воспитанника, и группы в целом. Хочется еще раз подчеркнуть, что основной принцип нашей работы – это следование структуре занятий и ее гибкое наполнение.

Общая структура занятий по гимнастике и ОФП в «Танцующем доме» включает в себя следующие содержательные блоки: гимнастические упражнения, работа с предметами, эстафеты и игры, а также обучение основам акробатики тех ребят, которые готовы к этому. Каждый блок делится на части. Гимнастические упражнения включают в себя работу с собственным телом и могут быть направлены на освоение нового навыка или на подготовку тела к основной работе (суставная разминка, силовые и подводящие упражнения, упражнения на равновесие, упражнения для развития гибкости). Отдельные упражнения могут объединяться в связки. Работа с предметами различается по типу используемых предметов (обручи, мячи, палочки и др.), а также может выступать, в зависимости от задач урока, в качестве разминки, игры, отдыха или обучения отдельным навыкам. Эстафеты и игры направлены на формирование пространственной ориентировки, на обучение работе в команде, на освоение новых двигательных навыков и дают возможность организовать детей на занятии. Основы акробатики задействованы только в основной части занятия.

Здесь стоит заметить, что акробатические элементы, даже базовые (прыжки, повороты), требуют от воспитанников достаточной организованности и дисциплины, а также определенной координационной подготовки; применение их на начальном этапе при работе с особенными ребятами нецелесообразно и травмоопасно. На занятиях мы полностью исключаем такие упражнения, как стойка на лопатках и на голове, стойка на руках и некоторые другие элементы из спортивной гимнастики и акробатики, в том числе начального уровня подготовки. Как правило, риск травм и осложнений при выполнении этих упражнений выше, чем необходимость их освоить. Гимнастика и ОФП в «Танцующем доме» не преследуют цели достижения спортивных результатов.

Структура отдельного занятия не отличается от классической структуры урока и включает в себя подготовительную, основную и заключительную части. Длительность занятия без учета входа в зал составляет 45–50 минут. В подготовительной части проводится разминка, которая подготавливает тело к предстоящей работе. В разминку могут включаться упражнения из нейрогимнастики, суставная разминка и престретчинг, дыхательная гимнастика и любая более интенсивная работа для подготовки сердечно-сосудистой системы. Разминка может включать в себя работу не только с телом, но и с предметами: мячом, обручем, балансирами. Однако эти предметы и упражнения с ними должны быть для ребят знакомыми, так как разминка не предполагает обучения новым навыкам. Этим мы занимаемся только в основной части занятия.

2.jpg

Содержательное наполнение занятий

Большинство детей с синдромом Дауна имеют задержку психоречевого развития и интеллектуальные особенности. Существует мнение, что их обучение должно основываться на овладении небольшим количеством конкретных навыков, причем путем многократного повторения. Мы считаем такой подход не совсем верным. Точнее, он оправдан только в исключительных случаях, когда у ребенка присутствуют тяжелые множественные нарушения или глубокое нарушение интеллекта. Конечно, каждый отдельный навык мы прорабатываем многократным повторением, однако если говорить не про отдельные двигательные навыки, а в целом про сенсорное и моторное развитие, то важно разнообразие применяемых средств. Ведь застревая в привычках, мы действуем бездумно и автоматически. Между тем нервной системе человека, которая пластична и, подобно мышце, функционирует по принципу «используй или потеряешь», необходимо испытывать некоторое воздействие неопределенности. Она нуждается в случайных, непривычных ощущениях и движениях для того, чтобы более качественно упорядочивать всю информацию и выстраивать «карты» из различных областей нашего тела, движений и ощущений. Это происходит, когда человек имеет опыт новых для него событий и движений. 

Рассмотрим примерную схему на 4–5 занятий гимнастикой и ОФП.

 1. Разминка – работа с телом (нейрогимнастика, суставная разминка, престретчинг).

2. Эстафеты с обручами.

3. Новый материал – учимся крутить обруч на руке. В конце блока можно сделать несколько простых движений с обручами (покрутить обруч как руль, раскручивать обруч на полу, запрыгивать в обруч и т. д.). Их цель – помочь детям переключить внимание с трудного и часто утомительного обучения, чтобы закончить цикл на позитивном ощущении: «У меня всё получается!»

4. Блок ОФП. Для ребят 5–10 лет это полоса препятствий, для детей постарше – упражнения на координацию движений и развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость). 

5. Заминка. Может быть в виде малоподвижной игры или упражнений на растяжку, без больших амплитуд. Для детей с синдромом Дауна крайне важно соблюдать физиологические амплитуды в движениях суставов. В противном случае ухудшается их мышечно-суставная чувствительность, возможны травмы связок, риски вывихов и подвывихов. Шпагаты, поза бабочки или лотоса, в которые ребенок садится автоматически, не контролируя свои движения, как правило, увеличивают у детей с синдромом Дауна риск травмы, ухудшают проприоцептивную чувствительность. Научить ребенка чувствовать границы натяжения помогают силовые и изолирующие упражнения, динамическая растяжка.

На следующие 4–5 занятий блоки меняются:

1. Работа с обручами в разминке.

2. Блок ОФП. 

3. Обучение новому гимнастическому упражнению.

4. Эстафеты (при этом обязательно заменить их содержание относительно предыдущего блока). 

5. Заминка.

Блок, который в первых 4–5 занятиях был новым материалом (работа с обручем), затем переходит в часть разминки, так как для ребят это уже освоенный материал, который просто нужно периодически отрабатывать. А в основной блок мы добавляем новые для ребенка упражнения. Это привносит в занятие элемент неожиданности и новизны, а также концентрирует внимание ребенка, заставляя решать непривычные задачи. 

Возможно ли предлагать занятия с таким содержательным наполнением детям со сложными нарушениями и с низким уровнем внимания? Да, возможно. Если соблюдать некоторые принципы

  • в группе должен быть тьютор (по возможности не один). В идеале тьютор должен понимать границы возможностей каждого ребенка, знать технику выполнения конкретных упражнений и общую технику безопасности на занятии, а также мотивировать детей заниматься. При необходимости тьютором может быть и родитель, но на наших занятиях это отдельный человек, волонтер. Для него не обязательна специальная подготовка, главное, чтобы тьютор был готов выполнять то, что говорит тренер, и имел общий положительный настрой на занятие, позитивное отношение к ребенку;
  • количество детей ограничено и зависит от уровня готовности каждого ребенка в группе. В среднем в таких непростых группах у нас бывает до пяти человек. В группах, где ребята постарше и более организованные, может быть и до 10 человек;
  • продолжительность фронтальной работы зависит от готовности группы. Лучше пусть это будет одна минута качественной работы, чем пять минут, когда приходится постоянно удерживать внимание детей или физически их поддерживать;
  • активная включенность чередуется с коротким отдыхом, когда можно поиграть с ребенком, обняться, позволить кому-то пробежаться по залу и т. д. Несмотря на интенсивность гимнастического занятия, нужно помнить, что дети не роботы и не солдаты. С каждым ребенком необходимо поддерживать контакт и сотрудничество. Возможно использование наглядного расписания и другой визуальной поддержки, особенно если ребенок не говорит, но знаком с такой системой;
  • в группе, где много детей с низким уровнем внимания и самоконтроля, процент работы в потоке (полосы препятствий и эстафеты) должен быть несколько выше, чем в других группах. Для этих ребят лучше, чтобы было как можно меньше объяснений и больше конкретных задач с демонстрацией и физической подсказкой;
  • помоги ребенку сделать самому. Это принцип Монтессори, которого и мы стараемся придерживаться на занятиях: не работать с ребенком рука в руке, насколько это возможно, а подсказать, дать визуальный и тактильный ориентир, используя образы и мотивационные стимулы; показывать упражнение с такой скоростью и столько раз, сколько это необходимо для конкретного ребенка, а после физической подсказки дать ему возможность снова попробовать, но уже самому.

3.jpg

Правильная мотивация – основа успеха

Что делать, если в одной группе оказались дети с большой разницей в физическом и интеллектуальном развитии? На самом деле это не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Структура занятия в любом случае должна сохраняться – изменяется только подход к самим упражнениям. Любое упражнение можно разделить на части, и, пока мы с одним ребенком будем делать подводящие и облегченные варианты, другие дети будут выполнять основное упражнение или его усложненный вариант. Количество повторений каждого упражнения также индивидуально.

В групповой работе, то есть в играх и эстафетах, инклюзивный состав участников тоже не является препятствием. Скорее наоборот, это один из лучших вариантов для социализации и обучения детей. Ребята смотрят друг на друга, помогают, учатся брать на себя роль ведущих, капитанов команды. Это прекрасная мотивация для работы. На занятиях в группах ребят младшего школьного возраста мы сделали интересное наблюдение: когда ребенку предоставляется роль ведущего, он копирует и воспроизводит действия и слова тренера. Это особый момент в личностном развитии ребенка. Он говорит о том, что в этой роли ребенок охотнее включается в работу, больше замечает то, что происходит вокруг, и может это воспроизвести. Говорят, что дети – зеркала родителей. А на занятии они становятся зеркалами педагогов и быстро перенимают у своих наставников отношение к тренировкам и к другим детям, а также манеру вести занятие. У ребят постарше такое поведение наблюдается реже. Благодаря большему опыту занятий с разными педагогами и тренерами и взаимодействию с бо́льшим количеством людей, у них уже сформированы собственные представления о том, какими должны быть занятия и сам тренер. Этот момент накладывает на тренера особую ответственность, побуждает постоянно быть примером для воспитанников.

Все воспитанники школы инклюзивного творчества «Танцующий дом» занимаются танцами, поэтому для них дополнительная мотивация – это объединение отдельных упражнений в связки и исполнение их под музыку. Конечно, это не гимнастический танец, на занятиях у нас нет цели поставить номер, однако ребятам нравится, что они могут «станцевать» привычные движения, в том числе используя гимнастические предметы: мячи, обручи, хореографические палочки. Как правило, таким «танцем» мы завершаем тот или иной цикл занятий, ведь это прекрасная возможность продемонстрировать наши достижения и самим себе, и родителям. 

Отдельному ребенку могут не нравиться какие-то занятия и упражнения. Ребенок с особенностями развития, в том числе с синдромом Дауна, имеет свою сферу интересов, как и любой человек. Кому-то по душе работать с предметом, но совершенно не нравится выполнять задания в полосах препятствий, где нужно соблюдать порядок и действовать по очереди. Кто-то только и ждет, чтобы скорее закончить фронтальную работу и полазить по матам. Мнение о том, что все дети любят движение, тоже ошибочно: есть дети, которым никакая физическая активность не интересна. Как же мотивировать их на работу? 

Основное правило в работе с мотивацией – учет индивидуальности воспитанника. Поиск универсальных решений приведет в тупик. Мотивация – это то, что побуждает к действию; она может быть краткосрочной (сделать упражнение – получить поощрение / достигнуть результата) или долгосрочной (когда ребенку нравится сам процесс тренировки). Мы стремимся к тому, чтобы мотивация становилась устойчивой. В большинстве случаев для этого достаточно общей благоприятной психологической обстановки на занятии, адекватной нагрузки, хорошо структурированного, понятного и доступного материала. В остальных случаях мы работаем с краткосрочной мотивацией в течение всего занятия. Для ее поддержания можно смело прибегать к помощи родителей: как правило, они знают, что может зажечь огонек интереса в ребенке. Например, это может быть беседа, сравнение с любимым персонажем из мультфильма, любимая песенка, возможность перечислить все станции метро по пути домой, сыграть роль героя компьютерной игры, объятия (иногда это работает лучше всего) и многое другое.

Родители могут помочь педагогу в начале работы или в кризисные моменты, однако важно, чтобы они сами были заинтересованы в занятиях. Повышение значимости занятий в глазах родителей происходит через информирование: мы объясняем им, что, как и зачем делаем; даем общую характеристику занятия и частную – для конкретного ребенка. Индивидуальная, живая обратная связь происходит «по требованию» непосредственно после занятия.

Основные результаты работы одного дня / недели / месяца / тематического цикла занятий мы представляем на информационных ресурсах. Мы ведем телеграм-канал направления «Гимнастика и ОФП» в «Танцующем доме», где размещаем видео- и фотоматериалы. Аудитории канала – а это и родители воспитанников, и профильные специалисты – интересны различные форматы подачи материала. Мы демонстрируем рабочие моменты без монтажа и обработки; создаем небольшие ролики по той или иной теме как итог цикла занятий; пишем тексты методического характера с акцентом на практику, где описываем цели, задачи, процесс и результат занятий. Когда родители понимают, что делает ребенок, и видят плоды его труда, то они становятся верными помощниками в укреплении мотивации ребенка. Эта заинтересованная позиция родителей помогает и тренеру – для него важно понимать, что успехи воспитанника замечает не только он и что его работа признается и ценится.

5.jpg

В качестве заключения

Наш опыт показывает, что разный возраст, уровень физического развития и подготовки, а также различные когнитивные возможности не являются препятствием для занятия гимнастикой и ОФП для детей с особенностями развития. Конечно, не всё получается легко! Бывает, не сразу удается безошибочно подобрать упражнение, игру, эстафету так, чтобы они были доступны, понятны и интересны всем ребятам в группе. Но для нас, тренеров и педагогов, главный вывод и самой практической работы, и ее теоретического осмысления таков: всё получится, если сделать процесс тренировок динамичным, изменяемым при соблюдении общих правил и границ. Мы можем при необходимости корректировать содержание занятия в зависимости от реакции ребенка и группы в целом, при этом соблюдая основную структуру и принципы учебного процесса.

Повышение уровня подготовки каждого ребенка в условиях группы зависит от качества адаптивного материала и структуры программы всего направления «Гимнастика и ОФП», от соблюдения правил организации и индивидуально-группового подхода, от создания и сохранения мотивации, от работы с родителями. Но в любом случае на вершине всей пирамиды подготовки к занятию остается ребенок. Если мы ставим вершину, а пирамида теряет баланс и рушится, значит, некоторые кирпичики внизу нужно подправить или поменять. Но лучше быть готовым к тому, что сегодня эта основа поможет сохранить равновесие, а в следующий раз нет. Тогда нам понадобится весь запас опыта и креативности, чтобы работать дальше! Но как показывает опыт, если педагоги и тренеры верят в возможности своих воспитанников, повышают профессионализм и работают как единая команда, с любыми трудностями удается справиться.


Литература


    1. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М. : Спорт, 2016. 616 с.

    1. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учебное пособие. М. : Спорт, 2020. 168 с.

    1. Лях В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников. М. : Спорт, 2016. 160 с.

    1. Лебедихина Т. М. Гимнастика: теория и методика преподавания: учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. 112 с.

    1. Соколова И. А., Извеков Е. Л. Развитие физических способностей у обучающихся с нарушениями интеллекта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. № 4. С. 32–39.



Примеры упражнений и информацию о работе направления «Гимнастика и ОФП» школы инклюзивного творчества «Танцующий дом» вы можете найти в нашем телеграм-канале:

https://t.me/TDgimnastika  



Похожие материалы