Главная / Электронная библиотека / Путь к сердцу подростка
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1012

Путь к сердцу подростка

Описание:

Руководитель Театральной мастерской Даунсайд Ап Николай Ильницкий рассказывает о том, как общие занятия на досуге, совместное творчество особых детей и их родителей могут не только доставлять радость, но и объединять всех членов семьи, укреплять доверие между ними. Работа мастерской в пандемию, помимо мощных проектов, стала историей про то, как родители и подростки нашли деятельность, благодаря которой состоялось интересное, приятное и качественное общение. В совместном творчестве родители и ребята нашли контакт, который строится на взаимном интересе, общем деле.  

Подростковый возраст сложен и для ребят, и для родителей: они заново учатся ладить друг с другом, и проблема отцов и детей обостряется. У «детей» уже не работает безусловная привязанность, благодаря которой они готовы были следовать за близким взрослым хоть на край света. У «отцов» свои трудности. Вместо милого ребенка в их доме появляется молодой угловатый незнакомец, которому заботливый родитель со своей опекой и правилами не очень-то и нужен, а нужно посидеть в интернете, побыть одному.

Общение этих людей должно перестроиться, они должны узнать друг друга по-новому: в чем-то довериться, в чем-то уступить, найти компромиссы и свое место в этих изменившихся отношениях. Это острый и драматичный процесс – под стать драматичности самого подросткового возраста.  

В такое непростое время любой взаимный интерес, общие занятия, совместные дела, доставляющие радость всем членам семьи – на вес золота. Источником таких объединяющих и укрепляющих доверие моментов может стать совместное творчество. Так и получилось у ребят из Театральной мастерской Даунсайд Ап и их родителей. Работа мастерской в пандемию, помимо мощных проектов, стала историей про то, как родители и подростки нашли деятельность, благодаря которой состоялось интересное, приятное и качественное общение. В совместном творчестве родители и ребята нашли контакт, который строится на взаимном интересе, общем деле.  

Этот процесс наблюдал режиссер мастерской Николай Ильницкий. Он поделился своими наблюдениями и рассказал, как творчество помогает семьям сблизиться, улучшить контакт между родителями и подростками и даже – уменьшить стресс в пандемию. Вот что рассказывает Николай:

– В начале самоизоляции было очень тревожно, как мастерская будет работать в дистанционном формате: некоторые тренинги для актеров легко адаптировать для онлайна, но многое в работе над постановками невозможно без живого участия. Мы с педагогами стали думать: какой материал можно сделать в таких условиях? Что может стать результатом работы артистов? Ведь в театре очень важен результат. Нашим ребятам, особенно младшим, просто необходимо увидеть конечный результат своих стараний. С младшей группой режиссер мастерской Сергей Гюльазизов решил поставить «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Художник Александра Клюшникова делала костюмы, собирала и передавала родителям реквизит для артистов. Некоторые родители сами очень творчески подошли к этому процессу — придумывали декорации, антураж, костюмы, помогали снимать.

IMG-20200527-WA0000.jpg

На тексте А. С. Пушкина (который, кстати сказать, ребята выбрали сами) раскрылись многие наши артисты. Даже те, кто до этого был лишь наблюдателем, заговорили, показали свою актерскую работу с жестами, эмоциями, словом. Для некоторых ребят это был прорыв.

Старшей группе Театральной мастерской (для участников от 14 лет и старше), которая много занималась театром теней (спектакли «Сон Алисы», «Маленький принц» и др.), мы хотели показать, что даже в домашних условиях можно создать свою сказку в этом жанре. На занятиях мы рассказывали ребятам, как можно продумать сюжет, персонажей, сделать фигуры, выставить свет, сделать озвучку и наложить музыку, где-то даже самим смонтировать – и рассказать зрителю историю. В том, что в итоге получилось (а получились прекрасные сказки, которые вы можете посмотреть на нашем сайте), большую роль сыграли родители, ведь именно им предстояло помочь ребятам воплотить сюжеты, которые они выберут для домашней постановки. 

Поначалу мамы и папы насторожились, восприняли это предложение как дополнительную нагрузку для себя (дело происходило весной 2020-го): «Я всё буду это делать? Какая же тогда ценность участия ребенка? Вырезать фигуры для театра теней – явно не для него». 

Мы много обсуждали с родителями сложность идеи, степень участия артиста. Нашей целью было, чтобы артисты сами двигали творческий процесс, а родители с помощью педагогов мастерской находили пути реализации творческой задумки ребят. Для одних участников мы с коллегами изготовили персонажей теневого театра по тем историям, которые они выбрали, другие занимались этим вместе с родителями. На занятиях мы обсуждали, как выставлять свет, как снимать, и ребята сами создавали сказку, кто-то подбирал музыку, озвучивал, некоторые даже пробовали монтировать. 

IMG-20200525-WA0014.jpg 

Были семьи, где родители включались в процесс создания сказки и подходили к нему очень творчески. Варя Верхова и ее мама построили для «Щелкунчика» целую домашнюю машинерию (театральный механизм, обеспечивающий смену декораций, движение фигур на сцене). В их сказке можно увидеть много разных спецэффектов. Например, мы видим, как Щелкунчик, погрызенный в бою мышами, у нас на глазах превращается в прекрасного принца. 

Мама Вари так рассказывала о своей увлеченности проектом дочки: «Я иду за продуктами в магазин, вижу какую-то лампу. Начинаю представлять, как осветила бы сцену в театре теней, покупаю эту лампу, бегу домой проверить в действии… Забыв о продуктах!» 

Семья Мити Ивлева придумала, как дома натянуть экран, чтобы снимать артистов в полный рост. Они адаптировали историю про Муми-тролля. На эту идею отозвался взрослый брат Мити, который вместе со всеми сидел на весенней самоизоляции дома. Он помогал снимать и монтировать, играл в постановке — в проекте воплотились трогательные отношения братьев.

Были и такие ребята, которым никто не помогал вырезать фигуры для театра теней, например, Люба Шалонская. Конечно, у них трафареты получились угловатыми, неидеальными. Зато видно, как их авторов увлекла идея театра теней, как важно для них было самим взяться за такую непростую задачу, требующую хорошей мелкой моторики. Люба Шалонская очень ответственно подошла и к созданию трафаретов, и к озвучке своей сказки, много раз перезаписывала реплики, обсуждала варианты в переписке с режиссером и старалась добиться максимальной выразительности.

Нас порадовало, что близкие артистов с энтузиазмом подошли к созданию сказок. Было заметно, что им понравилась возможность разнообразить свои будни творчеством. К примеру, Леше Семенову сначала помогала мама, потом подключился папа, а дальше подтянулись старшие братья и сестры. Каждый понял, что может быть полезным, это не сложно и даже интересно.  

При этом родителям удалось сохранить творческую активность артистов, не подавляя ее. Монтируя отснятый ребятами материал, мы слышали на заднем плане комментарии, которые демонстрировали их вовлеченность и отношение к работе: «Хорошо ли видно? Хорошо ли слышно? Давай тут добавим блесток…» То есть, хотя родители внесли большой вклад в создание сказок, ребята творили сами. Нам даже есть чему поучиться у наших артистов в области креатива.

IMG-20200526-WA0006.jpg

Аналоговый досуг

Вовлечение родителей в общий с детьми творческий процесс очень важен, потому что он обучает молодежь «аналоговым» способам проведения досуга, дает альтернативу гаджетам и компьютеру – считает Николай Ильницкий. Конечно, в потоке цейтнотов, в повседневной рутине родителям трудно найти возможность позаботиться еще и о домашнем досуге детей – сил хватает только, чтобы включить телевизор, дать планшет. Мы и сами привыкли в свободное время «натянуть YouTube на голову». Поэтому часто и не рассматриваем идею семейного сотворчества. А стоило бы – и вот почему. 

Совместное творчество помогает родителям получить новый опыт в отношениях, выйдя за рамки ролей «родитель – ребенок», найти точки соприкосновения, когда они на равных, когда коммуникацией движет совместный интерес и творческий азарт. 

Родители участников Театральной мастерской рассказывали, что семья объединилась вокруг творческой задачи, это было вдохновляющее времяпрепровождение.  Взрослым было радостно и удивительно открывать своих детей с новой стороны, видеть их активными и самостоятельными в творческом процессе – настоящими артистами. Для ребят было полезно побыть в ведущей роли в семейном кругу, когда артист – главная фигура в общем процессе, вокруг которой объединяются не просто братья, сестры и родители, а уже единомышленники.

«Для семей это была душеспасительная деятельность в изоляции, когда ты сидишь в закрытом пространстве с одними и теми же людьми. И, главное, после этого периода останутся приятные воспоминания», – рассказывает Николай. 

Screenshot 2021-03-30 at 17.40.03 copy.png

Семейные артефакты 

Совместное творчество – возможность создать действительно интересные семейные традиции. Они нужны всем детям, особенно – находящимся на пороге подросткового возраста или уже вступившим в него. Совместно придуманные традиции дают взрослеющим ребятам опору и помогают почувствовать тепло семейных отношений, поддержку близких. В сложные времена перемен, неопределенности и тревог такая опора необходима и взрослым. 

А еще, кроме воспоминаний, на долгие годы останутся семейные сокровища – фото и видео. Сейчас есть технические возможности, чтобы создавать мультики, небольшие фильмы, озвучивать и редактировать видео прямо в телефоне или планшете. Можно придумать и снять спектакль теневого театра, например, сделать stop-motion-мультфильм (то есть, в технике кукольной анимации). Эти артефакты семейного творчества будут с каждым годом всё ценнее: дети взрослеют, у них появляются свои дела, круг общения, но приятные воспоминания будут возвращать их в детство.

IMG-20200531-WA0000.jpg

Рецепт творчества 

Мы попросили Николая рассказать, что делать родителям, которым отозвалась идея домашнего сотворчества и которые хотели бы воплотить ее в своей семье. Вот несколько его советов:

Как придумать идею?

Вспомните свое детство, обратитесь к своему «внутреннему ребенку», это очень важно. Мы ведь все что-то в детстве придумывали, занимали себя и друзей без гаджетов. Нужно подумать: что я умею, чем могу поделиться со своими детьми?

В современном мире с его бешеными темпами это действительно может быть сложно. Можно понять родителей: они приходят с работы уставшие, взять и вдруг придумать что-то креативное в таких условиях трудно. Но если задать себе вопросы о том, что вам самим было бы интересно в детстве, что стало бы вашей отдушиной сейчас, чем бы вы занимались часами напролет, забыв о времени, идеи постепенно станут появляться. 

Если родитель не умеет рисовать, не занимается творчеством – это не значит, что нельзя придумать какую-то интересную семейную традицию, которая наполнит досуг семьи чем-то особенным, немножко волшебным.  

Как заинтересовать детей? 

Если интересно родителю, то будет интересно и ребенку. Для детей лучший пример – мама и папа. Если взрослые с удовольствием берутся за создание совместного продукта – пусть это будет постройка крепости из пластилина и игра в осаду этой крепости, или создание домашнего театра теней – ребенка это обязательно увлечет.

Как поддержать активность самого ребенка?

Иногда излишняя включенность взрослых в процесс может подавлять инициативу детей. Наблюдайте за ребенком, старайтесь поймать момент, когда лучше не мешать его активности, сделать шаг назад и оставить пространство для самостоятельной деятельности. 

Предлагайте ребенку подумать об увлекательных идеях и о подходящих лично ему способах их воплощения в жизнь. Спросите, что он сам может сделать для этого, какие из его навыков могут быть использованы, как тут помогут его любимые хобби (например, как можно использовать увлечение ребенка танцами в постановке театра теней).

Некоторым детям бывает трудно сделать первые шаги, после которых у них появляется настоящая увлеченность творческой задачей. Им требуется помощь, чтобы отказаться от привычного «лайтового» времяпрепровождения и взяться за дело. И тогда бывает нужно слегка подтолкнуть их инициативу, а потом обязательно отметить: «Ты вот не мог собраться, а теперь посмотри, как здорово у тебя получилось!» 

Регулируйте сложность

Еще активность ребенка зависит от уровня сложности задачи. Взвесьте его возможности. Если ребенку трудно, он будет терять интерес и вести себя пассивнее. В итоге получится, что родители делают всё сами, а он остается созерцателем. Например, для театра теней нужно вырезать детальные фигуры персонажей, а ребенку это трудно, поэтому за дело берется родитель. Тут можно продумать, какую важную, но посильную задачу дать ребенку, где он будет успешен и незаменим: выставлять свет, двигать фигуры на сцене, или он лучше родителей разбирается в приложении для монтажа видео на телефоне. 

Делайте неидеально

Семейное творчество – это ради удовольствия и общей радости. Перфекционизм тут точно не помощник. Почему бы не быть каким-то шероховатостям? В творческом процессе важно остановить внутреннего критика, который часто ворчит нам в ухо, мол, или отлично, или никак.

Не бойтесь, что у вас или у ребенка получится результат на любительском уровне. Зато сколько приятных воспоминаний останется от процесса!

Доводите дело до конца 

Главное – не бросайте задумку на полпути. Важно, чтобы был конечный результат, даже если он неидеальный. Нашим ребятам важна завершенность, важно увидеть продукт, ради которого были все усилия. Уметь доводить до точки проекты и начинания – очень важный навык. Можно записать результат на видео, сделать фото. 

Как давать ребенку обратную связь?

Детям очень важно иметь «благодарных зрителей», которые смогут оценить их усилия. Это огромная движущая сила. В Театральной мастерской есть те, кто всегда готов посмотреть, даже полюбоваться, а главное — похвалить.

Творчество, инициативу, особенно у детей и подростков, нужно только поощрять. Критика тут совершенно не нужна. Можно аккуратно предлагать помощь: «Тут у тебя классно получилось. А вот тут давай вместе сделаем, согласен?»

Возможно, кому-то из взрослых перечисленные выше советы покажутся слишком хлопотными, а задача найти точки соприкосновения с подростком в совместном творчестве – мало выполнимой. Сделать это действительно бывает трудно, однако усилия определенно стоят того: именно такие моменты укрепляют и согревают отношения родителей и вырастающих детей, а спустя годы становятся лучшими воспоминан

Похожие материалы