Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»
Самая яркая премьера весны
17 августа 2016
Самая яркая премьера весны
Минувший учебный год был наполнен важными событиями, которые коснулись разных сторон деятельности Благотворительного фонда «Даунсайд Ап». Одно из них – начало работы собственной театральной мастерской. Директор фонда Анна Португалова прокомментировала это так: «В 2015/16 учебном году Даунсайд Ап решился приступить к программам поддержки выпускников. Мы очень рады, что дети, которые в свое время прошли наши программы ранней помощи, снова занимаются в Даунсайд Ап. Надеюсь, что это начало большого пути, проходя который ребята вырастут в профессиональном, личном, творческом плане».
Всего за три месяца театральная мастерская подготовила спектакль «Лукоморье», премьера которого состоялась 21 марта в Москве, в Центральном доме актера, в рамках празднования Всемирного дня человека с синдромом Дауна. Эта постановка стала первым в России спектаклем театра теней, сыгранным особенными подростками. Юные актеры учились, репетировали и выступали под руководством профессионального театрального режиссера Николая Ильницкого. В создании «Лукоморья» ему помогали Сергей Фурсов и Георгий Авшаров – также профессиональные театральные деятели, а текст специально для спектакля начитал Народный артист России Сергей Юрский.
«Мы поставили себе великие цели: без скидки на синдром Дауна вызвать в сердцах зрителей отнюдь не сострадание, а чувство прекрасного воодушевления!» — написал накануне премьеры в своем Фейсбуке1 Николай Ильницкий. Именно так и получилось: смотреть спектакль было не просто интересно, а еще и по-особому радостно, вдохновляюще – как всегда бывает радостно наблюдать за творческим раскрепощением души, которому способствует настоящее искусство. Становясь свидетелем подобных чудесных перевоплощений, еще раз убеждаешься в том, что возможность проявить себя в творчестве для любого человека не менее важна, чем потребность в хлебе насущном.
Спектакль в очередной раз показал, какой творческий потенциал скрыт в людях с лишней хромосомой, как необычен и богат их внутренний мир. Хотелось бы напомнить: слово «Лукоморье», с детства знакомое нам по пушкинской поэме, в фольклоре восточных славян означало заповедное место на краю Вселенной, где стоит вселенское древо, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. Если взглянуть на театральную постановку в этом контексте, невозможно не заметить ее глубокого символизма: как в древнем предании по вселенскому древу, объединяющему все сферы мироздания, спускались и поднимались боги, так и особые дети, окрыленные полетом своей фантазии и вдохновения, по ходу спектакля поднимаются к высотам творчества. Ведь оно тоже в каком-то смысле ось мироздания, и уж точно – мощное объединяющее начало, позволяющее приблизиться и слиться воедино совершенно разным мирам, к которым порой принадлежат люди, даже если они живут в двух шагах друг от друга.
Одна из таких точек слияния наметилась прямо во время премьеры «Лукоморья» в Доме актера. Пятилетний мальчик Ваня, случайно оказавшийся в зрительном зале и не имеющий никакого отношения ни к Даунсайд Ап, ни к его воспитанникам, не отрываясь, смотрел на сцену, а по возращении домой попросил маму обязательно помочь ему принять участие в этом спектакле. «Я написала режиссеру и получила ответ, что проект инклюзивный, в нем участвуют не только дети с синдромом Дауна, но и обычные ребята и, значит, мы тоже можем посещать занятия, — рассказывает мама Вани. — Так мы и попали в театральную мастерскую при фонде “Даунсайд Ап”. На первой репетиции я предложила Ване уйти пораньше. В ответ услышала: “Как можно уйти! Ведь мы разбираем ошибки, там все очень важное! Мы остаемся”».
По словам мамы, Ваня не задает ей вопросов про детей с синдромом Дауна, но замечает, что все относятся к нему очень по-доброму, хотя намного старше него, и ему кажется, что в мастерской он может со всеми подружиться. Мальчик и дома постоянно репетировал свою роль в спектакле, учил текст и даже спорил со своим логопедом о «настоящих стихах», советуя ей читать Пушкина. «Поражаюсь, как театральная мастерская повлияла на моего сына. Даже на ритмику Ваня теперь стал ходить в форме, сказав педагогу: “Это настраивает меня на работу”».
Старания Вани были вознаграждены: ему представилась возможность выйти на сцену перед зрителями. Это случилось в тот момент, когда после успеха премьеры в Доме актера спектакль принял участие в III Открытом фестивале детских и молодежных театральных студий «Точка, точка, запятая». И хотя театральная мастерская фонда «Даунсайд Ап» оказалась единственным коллективом, в котором были дети с особенностями развития, она стала дипломантом фестиваля. Причем, как потом выяснилось, до самого конца спектакля, пока не открылся занавес, члены жюри даже не догадывались, что в постановке заняты особые актеры.
И все же главный успех театральной мастерской – не аплодисменты зрителей и не дипломы фестивалей, а те положительные перемены, которые происходят с девчонками и мальчишками благодаря занятиям в мастерской. Недаром их педагоги говорят, что в процессе работы над спектаклем дети очень изменились, стали сами фантазировать, входить в образ, лучше концентрировать внимание. На занятиях они учатся думать и принимать решения, общаться между собой и делиться со зрителями своими творческими находками. А значит, выходят на новый уровень своего развития. Как отмечает Николай Ильницкий, динамика творческого роста детей с синдромом Дауна оказалась даже более впечатляющей, чем при работе с их обычными сверстниками. «За время работы над спектаклем у нас сложился мирок, в котором все как у обычных артистов», — рассказывает Николай.
Перед самым окончанием учебного года, когда воспитанникам театральной мастерской уже предстояло расстаться на время каникул, мы поговорили с Николаем Ильницким о «Лукоморье», о достижениях участвующих в постановке особых актеров и, как водится, о планах на будущее. Отвечая на вопрос о том, почему он решил работать над спектаклем именно в технике театра теней, Николай сказал:
— В этой технике я начал работать в 2013 году, еще учась в институте, а затем использовал ее в своем дипломном спектакле. Потом я год проработал в театре, а после преподавал в другой детской театральной студии, где мы тоже осваивали теневую практику. Можно сказать, что подготовка плацдарма для постановки спектакля в театральной мастерской Даунсайд Ап началась года за три до премьеры «Лукоморья». Свою роль в выборе жанра сыграло и то, что по первому образованию я графический дизайнер и постоянно набивал руку в рисовании на двухмерном пространстве. А так как театр теней дает возможность почти так же – силуэтами, тенями – рисовать живые картинки, то моя фантазия начала развиваться именно в этом направлении. К тому же, наблюдая за детьми с синдромом Дауна, я понял, что их пластика богаче декораций, главное – дать им возможность проявить себя, почувствовать своих персонажей. Иэто меня окончательно убедило в том, что нужно ставить пластический спектакль. Тем более что театр теней позволяет всем участникам, несмотря на наличие или отсутствие у них особенностей развития, быть равными и оставаться при этом разными.
– Приходилось ли вам ограничивать свою фантазию из-за необходимости подстраиваться под возможности детей?
— Нет, не приходилось. Наоборот, благодаря ребятам в постановке появлялись неожиданные нюансы. Например, Глеб, который сыграл Кащея, уникален графикой своего тела. В его движениях присутствует такая неповторимая экспрессивность, угловатость, что это придает определенную характерность образу его персонажа. Такими же уникальными стали в нашем спектакле образы Царевны, которая в темнице тужит, и Волка, который ей верно служит. Это произошло благодаря Марине и Феде, которые сыграли роли этих персонажей. Дело в том, что в процессе занятий в театральной мастерской эти двое подростков стали проявлять друг к другу особое внимание. Ощущалось, что между ними существует нечто вроде романтических отношений, и это нашло свое отражение в их игре на сцене. На репетициях я постоянно предлагаю тем, кто хочет попробовать что-то новое, примерить на себя разные роли, под музыку пройти по сцене в костюме того или иного персонажа. Так что сцену с Волком я смотрел в разных исполнениях, и у ребят получались абсолютно непохожие истории. Подлинные отношения Марины и Феди оказались очень важны. Они придавали импульс, порождающий определенные жесты, пластику, движения в рамках этой истории. За счет этого меняется трактовка всей сцены.
— По отзывам других взрослых, которые наблюдали за ребятами, занимающимися в театральной мастерской, все они довольно сильно изменились. А вы что об этом скажете?
— Не могу сказать, что все сразу стали послушными и идеальными. Но они действительно меняются. Каждый сделал свои шаги. Кто-то показал колоссальный прогресс, кто-то не так заметно, но тоже преуспел. В итоге все продвинулись вперед. Например, есть у нас мальчик Дима, который раньше только сидел и наблюдал за тем, что делают другие, ни в чем не участвовал. И вот работа над спектаклем помогла ему преодолеть какие-то свои страхи, переступить черту между зрительным залом и сценой, выйти и попробовать сделать что-то в коллективе. А другой наш мальчишка – Степа – вдохновился так, что выучил партии всех ролей, освоил простейшие рисунки всех мизансцен, а ведь ему всего девять лет! Причем до этого он только и делал, что баловался, не принимал никаких правил, действовал по собственному произволу…
— В 2016/17 учебном году деятельность мастерской продолжится?В следующем сезоне можно ждать нового спектакля?
— Да, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы продолжить занятия. Хотим разделить ребят на две группы, старшую и младшую. Новички будут осваивать «Лукоморье» и заниматься тренингами, а более опытным участникам мастерской, помимо тренингов, предстоит работа над новым спектаклем.
Мы желаем режиссеру и его воспитанникам вдохновляющего, творческого нового сезона, а всех читателей, которые не видели постановку «Лукоморье», приглашаем посмотреть ее в записи на видохостинге You Tube по ссылке
1 Деятельность компании Meta, Facebook и Instagram запрещена на территории Российской Федерации.
Автор: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» / Иванова Нина Юрьевна
Возраст до: 18
Источник: Журнал "Синдром Дауна. XXI век" № 1(16)
Категория: О синдроме Дауна
Правообладатель: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»
Тип материала: Статьи
Теги материала: творчество / театр / искусство
Количество показов: 4225