В 2015 приглашение на специальный музыкальный фестиваль в Южную Корею могло стать новой страницей в истории маленького московского оркестра «Солнечные нотки». Хотя надо, наверное, написать – в истории единственного в России инструментального оркестра, где играют дети с синдромом Дауна. Но было лето. Каникулы. И дети, они ведь – дети. На лето все разъехались. Времени на подготовку не хватало. Пришлось отказаться. Поначалу расстроились, но вскоре уже занимались в привычном режиме. К новогодним праздникам сделали себе и родным подарок – сняли первый клип. Потом ещё один. И тут повторное приглашение на тот самый фестиваль. Условия жёсткие: оркестр должен играть классику и поехать в Пхёнчхан могли только двое – педагог и ученик. С первым проблем не было. Но как отправить в чужую страну своего маленького «солнечного» ребёнка?
- Даже родителям ехать было нельзя. Поэтому ученик должен быть достаточно взрослым. Мы решили, что поедем я и Семен Шадрин, - рассказывает художественный руководитель оркестра «Солнечные нотки» Татьяна Орехова. - Началась интенсивная подготовка. Сначала с Сёмой занимался наш дирижер Михаил Белоусов - выпускник Гнесинского училища. А потом подключилась и я. Отдельно нужно отметить Сёмину маму Ирину Фёдоровну. Она сразу поняла важность происходящего. Занятия продолжались не только с педагогом, но и дома.
Фото: Фонд «Солнечные нотки»
Семён Шадрин и Татьяна Орехова были первыми и единственными представителями России на музыкальном фестивале в Южной Корее. Организатором данного мероприятия выступили правительство страны, парламент и специальный Олимпийский комитет. В августе в Пхёнчхане конкурсанты из 24 стран мира уже получали бейджики участников и готовились представить свои таланты публике.
- Поездка в Корею меня поразила. Дело совсем не в экзотической пище или Тихом океане. Поразило отношение первых лиц страны к людям с ментальными нарушениями, уровень организации фестиваля. …Нужно сказать, что если у нас принято разделять людей с ментальными нарушениями по диагнозам (синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость), то корейцы наоборот стараются их объединять. В результате значимость проблемы увеличивается, и правительство принимает адекватные меры. Корейцы решили, что самым важным фактором в социализации таких людей является музыка. По всей стране созданы специальные музыкальные школы, где детей учат играть на самых разных инструментах. Когда дети подрастают, они поступают в университет. В ведущих университетах страны созданы музыкальные факультеты, где учатся в большом количестве ребята с ментальными нарушениями. Их готовят к профессии музыканта.
Фото: Фонд «Солнечные нотки»
«Поделиться музыкой» – одна из главных целей «особого» музыкального фестиваля. Стартовав в 2013 году в рамках Специальных Всемирных зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане, совместные выступления музыкантов с ограниченными возможностями и лучших корейских исполнителей переросли в международный фестиваль, где организаторы помогают участникам обрести уверенность в собственных силах и проводят мастер-классы под эгидой «Мы можем играть! Мы можем творить искусство!».
- Во время фестиваля мы несколько раз репетировали и выступали с симфоническим оркестром музыкального факультета Сеульского университета искусств, а на заключительном концерте играли с ним музыку Вангелиса, - рассказывает Татьяна Орехова. - Оркестр почти полностью состоит из людей с ментальными нарушениями. Репетировали и играли мы на маримбе. Это такой огромный ксилофон с трубами как у органа. На инструменте одновременно может играть несколько человек. Педагогом по маримбе у нас была профессор Токийского университета, хотя она тоже кореянка. В результате на концерте мы играли вчетвером: я с Сёмой, а представительница Польши с профессором.
Участники фестиваля демонстрировали отличный уровень музыкальной подготовки, причём многие играют не на одном, а на нескольких инструментах (для музыкальных школ в Южной Корее – это общепринятая практика).
- Поразили всех барабанщики из Индонезии. У участников группы синдром Дауна и по жизни они выглядят несколько неуклюже. Но когда они поднялись на сцену и наполнили зал звуками своих барабанов, восторгу зрителей не было границ. Это настоящее искусство, видно с какой душой и самоотдачей играют участники шоу, – не перестает восхищаться Татьяна Орехова. - …А пианистка из Германии Ангелика не только отлично играет на фортепиано, но и сочиняет музыку. И это люди с ментальными проблемами!
атьяна увлеченно рассказывает о выступлении японца Такеши, который аккомпанировал кинофильму Чарли Чаплина и настолько увлекся игрой, что даже отказался уходить со сцены, когда погас экран. Однако ценнее всего было отношение к участникам, как обыкновенных зрителей, так и на официальном правительственном уровне.
- Главное отличие в социализации людей с ментальными нарушениями у нас и за рубежом состоит в том, что у нас их всё время пытаются лечить, пытаются сделать их похожими на обычных людей, а там их просто обучают обыденным вещам и стараются сделать счастливыми. У нас этим занимаются дефектологи и логопеды, а у них музыканты и художники. И жизнь показывает, что игре на музыкальном инструменте лучше научит музыкант, чем дефектолог. А если человек научится играть, тем более в составе оркестра, то у него образуется особый ход жизни. Репетиции, концерты, встречи с разными людьми, общение. А все это, собственно говоря, и есть социализация, к которой все стремятся. Музыка приносит много радости, поэтому познав первые успехи, люди хотят заниматься ей и дальше.
Фото: specialmusicfestival.com
По данным Американского Национального общества Даун синдром (NDSS), опубликованным в журнале «Синдром Дауна. XXI век», только 10% взрослых с нарушениями в когнитивной сфере работают. Из них в конкурентном секторе занято менее 25%*.
- Когда заходит речь о трудоустройстве таких людей, сразу всплывают различные виды физического труда с минимальной творческой составляющей. Клеить коробки, подметать в парикмахерской, собирать помидоры в теплице и т.д. Считается, что ни на что большее люди с синдромом Дауна не годятся. Использовать их творческие возможности никто даже не пытается. Я думаю, что это большая ошибка. Высокий уровень интеллекта и способность к творчеству - это две совершенно разные грани личности, - убеждена художественный руководитель оркестра «Солнечные нотки» Татьяна Орехова. - Сколько мы видели скучных, неинтересных произведений, после которых авторы долго объясняют всю глубину замысла и сложность композиции. И наоборот всю основу современной музыки: джаз, рок-н-ролл, рэп, - придумали совсем не профессора консерватории. Музыка является такой сферой, где более высокий интеллект совсем не является гарантией больших музыкальных способностей. На концерты Jostiband покупают билеты тысячи людей. В той же Голландии вряд ли найдется много более популярных коллективов. Корейцы поставили на поток выпуск профессиональных музыкантов с ментальными нарушениями. Неужели профессия музыканта менее интересна, чем труд чернорабочего. Почему же у нас таким людям отказывают в использовании их творческих возможностей, почему в них не верят? Почему за рубежом люди с ментальными нарушениями находят свое место в жизни, а у нас после смерти родителей направляются в дома для инвалидов. Неужели нашему государству выгоднее содержать дома для инвалидов, а не вкладывать средства в социализацию таких людей? К сожалению, у нас считается, что их потребности ограничиваются памперсами и поездками на море, по крайней мере, социальная политика в отношении людей с ментальными нарушениями в целом такова. Во время фестиваля в Корее меня поразила атмосфера мероприятия, настрой его участников. Все очень позитивно и дружелюбно. Никакого уныния, отчаянья. Чувствуется, что на этих людях нет клейма «умственно отсталый». Это просто счастливые, занятые делом люди. Очень хочется, чтобы и в нашей стране было также.
Музыка стирает клеймо «умственно отсталый»
В сентябре начался четвертый сезон в жизни оркестра «Солнечные нотки». Дети занимаются музыкой в московском ДК «Гайдаровец», а художественное творчество изучают в колледже легкой промышленности №5. В команде педагогов член союза художников России, дизайнер и выпускник Гнесинки – одним словом, профессионалы. После участия в специальном музыкальном фестивале у детей и преподавателей «Солнечных ноток» новая амбициозная цель – стать профессиональными музыкантами.
- Конечно, это случится не завтра, но мы будем стараться. Опыт участия в международном фестивале в Южной Корее показывает, что это вполне возможно, - пишут на страничке оркестра в соцсетях его создатели Валерий и Татьяна Ореховы. - Мы планируем привлекать к нашим выступлениям самых разных ребят. Опыт корейцев показывает, что деление детей с синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью и иными проблемами весьма искусственно. Разделенные на группы люди имеют меньший общественный вес, меньший потенциал в отстаивании собственных интересов. В мире принято не разделяться и дробиться на малые группы, а объединяться и отстаивать свои права. Для искусства это тоже очень важно. Значительно расширяются творческие возможности. Мы планируем создание собственного шоу с привлечением наших новых друзей из самых разных стран мира, с которыми мы познакомились в Корее. …Нашей целью является социализация наших детей, а не удовлетворение собственного эго. Мы хотим создать продукт международного уровня, чтобы наши дети не ютились по домам, а были востребованы как артисты. Если вы разделяете наши цели - приходите, будем двигаться вместе.
*Журнал «Синдром Дауна. XXI век» 1-2008. Статья Н.С. Грозной «От школы к взрослой жизни. Обзор зарубежных подходов»