
Марина Маштакова
Марина Маштакова: Здравствуйте, Анна Юрьевна! Я беру у вас интервью в первый раз и хочу задать вам вопрос: как вы занимаетесь благотворительностью, что делаете?
Анна Португалова: Я руковожу благотворительным фондом «Даунсайд Ап»: занимаюсь финансовым управлением, бюджетированием, контролем, планированием, чтобы смотреть в будущее и понимать, как фонд должен развиваться и что надо сделать, чтобы на это развитие хватило ресурсов.
Марина Маштакова: А почему вы все это делаете?
Анна Португалова: Я очень хорошо понимаю, зачем фонд работает, и мне хочется помочь всем людям с синдромом Дауна, их близким и родственникам. Вообще, мне хочется, чтобы жизнь в нашей стране становилась лучше и добрее.
Марина Маштакова: Вам трудно заниматься своей работой?
Анна Португалова: Конечно, бывает трудно. Но меня многие вещи вдохновляют. Например, это интервью меня очень вдохновляет.
Марина Маштакова: Анна Юрьевна, вы устаете на работе?
Анна Португалова: Да, устаю!
Марина Маштакова: Вы, наверное, уже давно работаете в фонде?
Анна Португалова: Да, 18 лет.
Римма Исмаилова
Римма Исмаилова: А как давно вы наблюдаете за детьми с синдромом Дауна?
Анна Португалова: Так получилось, что раньше, до того как пришла работать в Даунсайд Ап, я таких детей даже не встречала. Так что познакомилась с ними и с их семьями только здесь.
Григорий Данишевский: Анна Юрьевна, ради чего вы здесь работаете – ради заработной платы или ради общения со взрослыми и детьми?
Анна Португалова: Люди, которые работают в сфере благотворительности, конечно, получают заработную плату, чтобы жить. Но, мне кажется, практически никто из них не работает только ради денег. Очень важно – заниматься полезным делом, видеть результат. Я получаю удовольствие от работы, когда мы делаем что-то новое, когда видим успехи детей и когда слышим отзывы от родителей, что действительно помогли им.
Григорий Данишевский: Как вы находите подход к детям, которые вообще не могут говорить, и как вы пытаетесь их чему-то научить, чтобы они тоже могли общаться?
Анна Португалова: Сама я не занимаюсь педагогической деятельностью, но знаю, что установить контакт с такими детьми бывает сложно. Впрочем, я уверена, что если очень хотеть, то все получится. У нас в фонде есть разные методики, которые помогают детям научиться говорить. Кроме того, мы знаем, что не всегда для общения нужны слова. Важно понимать друг друга и на другом уровне, использовать для этого различные средства, и наши педагоги помогают родителям эти средства освоить.
Римма Исмаилова: Какой опыт есть у педагогов, которые работают в Даунсайд Ап?
Анна Португалова: Мы очень тщательно занимаемся подбором педагогов для работы в Даунсайд Ап. У нас есть очень опытные педагоги, и они учат молодых специалистов, которые перенимают у них мастерство.
Григорий Данишевский
Григорий Данишевский: А кто вы по образованию?
Анна Португалова: По первому образованию я инженер-математик, а еще у меня есть бизнес-образование, то есть я училась управлять деятельностью организаций. Кроме этого, я получила образование в сфере финансов. Это помогает мне правильно простроить управление фондом.
Марина Маштакова: А как работают с финансами, зачем это нужно?
Анна Португалова: Сначала надо запланировать. Например, сейчас мы думаем про следующий учебный год. Чтобы в сентябре снова начались занятия в медиалаборатории, в театральной мастерской, в других группах, а также проводились индивидуальные консультации и другие важные дела, мы должны будем заплатить зарплату педагогам и другим сотрудникам, оплатить налоги, потратить деньги на содержание этого здания и еще на многое-многое другое. В результате мы выясняем, какие средства нам будут необходимы. Делаем большие электронные таблицы, все туда записываем, подсчитываем общие суммы. А потом думаем, как эти средства собрать: обращаемся в фонд «Синдром любви» и вместе решаем, что какие-то расходы сможем покрыть благодаря грантам, какие-то деньги нам дадут частные лица, какие-то – компании. Всё это сводится, получается бюджет. А дальше мы каждый месяц следим: сколько денег привлекли, сколько потратили – по плану или нет? И так – в течение всего года.
Марина Маштакова: Анна Юрьевна, вам трудно следить за тем, правильно ли ваши сотрудники помогают детям с синдромом Дауна?
Анна Португалова: В чем-то это бывает трудно, потому что ты не всегда уверен в том, что и ты как должен делать. Но в последнее время мы стали очень часто спрашивать у родителей их мнение, и это нам помогает понять, в правильном ли направлении мы двигаемся.
Марина Маштакова: Анна Юрьевна, спасибо вам большое за интервью, было очень интересно!
Григорий Данишевский: Да, Анна Юрьевна, спасибо! Это большой опыт для нас для всех – побеседовать с человеком, который руководит деятельностью фонда и помогает людям. Это очень важно и хорошо – помогать детям, у которых есть проблемы.