Главная / Электронная библиотека / Без страха и домыслов
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1025

Без страха и домыслов

Описание:

Рассказ о том, как маме мальчика с синдромом Дауна удалось избежать конфликта в детском саду, где не все родители принимали ее ребенка. Она поняла, что в этой ситуации нужно не бороться, а проявить чуткость ко всем родителям и рассказать им то, чего они, возможно, просто не знают. В результате стало понятно, что иногда простая человеческая история меняет мир к лучшему быстрее, чем борьба и распоряжения «сверху».

Иногда простая человеческая история меняет мир к лучшему быстрее, чем борьба и распоряжения «сверху». Прочитайте историю Ирины, мамы 7-летнего Паши с синдромом Дауна, чтобы в этом убедиться. Ирина избежала конфликта в детском саду, где не все родители принимали ее ребенка. Она поняла, что в этой ситуации нужно не бороться, а проявить чуткость ко всем родителям и рассказать им то, чего они, возможно, просто не знают.

Тема особенных детей вдруг «всплыла»

Моему сыну Паше семь. Он четвертый ребенок в семье. Трое старших – погодки. А Паша по-настоящему младший, и старшие считают его лучшим малышом в мире.

Паша ходил в очень хороший садик. Педагоги и большинство родителей поддерживали инклюзию. Но однажды группа родителей выразила обеспокоенность наличием детей с особенностями. Таких дошколят было трое, Паша – единственный с синдромом Дауна.

Тема особенных детей вдруг «всплыла». Начались разговоры про какие-то отдельные занятия, отдельного педагога и прочее. Администрация стояла на своем – инклюзии. Конфликт тлел. Открытого столкновения не было, но оно назревало. Я восприняла это как демарш против особенных детей.

Знаете, у меня обостренное чувство справедливости. Вначале я хотела всех клеймить, рассказывать про права моего ребенка. Сложнее всего было не дать обиде на людей управлять своими действиями. Понимаете, мне очень нравился наш садик, и Паше тоже. Постоянно оставаться в конфронтации с родителями мне показалось неконструктивным, да и дискомфортным в эмоциональном плане.

А потом я подумала: может, возмущение родителей – от отсутствия информации? Может, они просто боятся? И они совсем не знают моего сына! Я ведь тоже ничего не знала про синдром Дауна до рождения Паши.

Так мы со старшей дочерью Соней решили рассказать на родительском собрании о детях и взрослых с синдромом Дауна. Соня очень любит Пашу, помогает ему всегда (впрочем, как и остальные мои дети), поэтому захотела присоединиться. Мы решили показать, что бояться совершенно нечего. И Паша просто ребенок. И для нас он любимый.

Я посоветовалась с педагогами, они поддержали идею. Администрация и воспитатели уже были вовлечены в этот спор. В их интересах было решить сложности мирным путем и сохранить инклюзию. Организовали собрание.

Хочется, чтобы на них смотрели нашими глазами

Поначалу мне было трудно отделаться от чувства, что я оправдываюсь за своего ребенка. Но я понимала, что будет правильно рассказать родителям о синдроме. Мы с Соней сделали презентацию с фактами, фотографиями и видео. Рассказали, что такое синдром Дауна. Что это может произойти в любой семье, и нет ничьей вины. Какие у наших детей могут возникнуть трудности и чего они могут добиться. Использовали примеры реальных людей. Показали ролик «Дорогая будущая мама», мне кажется, он показывает настоящие чувства.

Моя дочь – красивая и умная девочка. То, как она говорила о брате – с любовью и нежностью, – произвело впечатление. Мы много говорили про Пашу. Показывали его фотографии, самые обычные: в семье, на море, с нашей собакой. Мне кажется, в этот момент они просто увидели в нем ребенка. Такого же, как и их дети. Я видела эти эмоции и поняла: мы всё правильно сделали.

Получилось, что они немного посмотрели на него нашими глазами. Убедились, что у нас хорошая семья и мы заботимся друг о друге. Им просто уже трудно было сохранять негатив!

Отклик был огромный: интерес, удивление, вопросы и – поддержка. Спрашивали, где мы занимаемся помимо садика, к какому логопеду ходим, какие планы насчет школы.

Родители начали перечислять, что говорят про Пашу их дети. Что он добрый, например, как он любит помогать маленьким (у нас разновозрастная группа). Один папа сказал, что Паша – единственный ребенок, который здоровается, когда он приходит за своим. Это было забавно. Паша и правда очень вежливый. Было очень приятно. Это выглядело так, словно они раньше своих детей особенно не слушали. А теперь у них открылись глаза: Паша ведь очень хороший.

Выступление ощутимо сняло напряжение, если честно. После него уже никто не настаивал, что Паше и другим детям с особенностями нужен какой-то отдельный педагог и прочее.

13_Паша и Соня 2.jpeg

Что было дальше

В этом учебном году Паша пошел в первый класс по адаптивной программе. В плане социализации у него просто прекрасные результаты, как мне кажется. Он стал более самостоятельным, ребята его принимают, у него есть друзья, и вообще, он очень любит школу.

Большинство детей из класса ходили с Пашей в садик. Ему комфортно в этом коллективе. И родители, конечно, давно в курсе всего. Мы с ними стали больше общаться, у нас много внеурочных мероприятий для детей и родителей, и я довольно много рассказываю о Паше. Им очень интересно, многие вещи их удивляют в хорошем смысле. Думаю, так сложилось во многом благодаря тому разговору с родителями.

Мои дети чувствуют особенную ценность в том, что рядом такой особенный человек

Большую поддержку в истории с садом я получила от своей дочери Сони. У нас в семье принято ценить индивидуальность каждого. Может быть, поэтому старшие дети восприняли Пашу совершенно естественно. Я, конечно, много им рассказывала про синдром Дауна, но они его как-то сразу полюбили. Помню, как мы вместе радовались, когда он наконец пополз. Старшие дети его учили как могли!

Я думаю, что в семье хорошо работает личный пример. Если делиться чувствами с детьми, они будут делиться ими с вами. И с другими людьми тоже. Они будут понимать, что это нормально – быть разными. И, конечно, не стоит уничижительно отзываться о других людях, их внешности, национальности, каких-то особенностях. Если дети не видят этого дома, они тоже не станут так делать. Если не стесняться своего ребенка и радоваться ему, то его братья и сестры будут так же к нему относиться.

Вообще, современные подростки прекрасны. Я не понимаю, когда про них говорят всякое. Они такие свободные и очень толерантные к тем, кто отличается чем угодно. Моя дочь Саша учится в Британской школе дизайна. Однажды она получила задание: нарисовать стикеры для «Телеграма» на одну из предложенных тем. Она выбрала тему «мутации». Это своеобразный юмор, конечно, но Паша ей сразу пришел в голову. Она с большой любовью рисовала стикеры с Пашиными эмоциями. В Британке всем очень понравилась ее работа. Однокурсники страшно завидовали: она смогла рисовать на такую личную тему.

Мне кажется, мои дети чувствуют особенную ценность в том, что рядом такой особенный человек. Они совершенно его не стесняются. Знакомят с друзьями, все его очень любят. Всегда найдут хоть минутку с ним поболтать.

А Пашу просто невозможно не любить! Он такой приветливый, улыбчивый. Всегда чувствуется, как он искренне вам рад. И он очень бойкий. Всегда находит, что сказать, легко завязывает знакомства.

Они же и правда замечательные – наши дети. Хочется, чтобы на них смотрели нашими глазами, без страха и домыслов. И мы можем этому помочь, рассказывая, распространяя информацию, развенчивая опасения и предрассудки. Простая человеческая история тоже имеет силу.

 13_Паша со старшим братом Тимофеем.jpeg

 

*Публикация подготовлена с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов

Похожие материалы