Главная / Электронная библиотека / «Инклюзин»: люди с синдромом Дауна о себе и мире вокруг 
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
274

«Инклюзин»: люди с синдромом Дауна о себе и мире вокруг 

Описание:

Об уникальном издании «Инклюзин», в работе над которым принимают участие молодые люди с синдромом Дауна, участники Медиалаборатории Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», рассказали его создатели О. Н. Данилюк и Д. П. Крылова. 

«Инклюзин» – это уникальный журнал-зин, который создают участники Медиалаборатории Благотворительного фонда «Даунсайд Ап». На страницах журнала молодые люди с синдромом Дауна делятся мыслями, переживаниями и историями из своей жизни. Подробнее о возникновении проекта, его развитии и работе над очередным номером рассказали создатели «Инклюзина» – педагоги Медиалаборатории Даунсайд Ап Оксана Николаевна Данилюк и Дарья Петровна Крылова.

10_02.jpg

Как создается журнал? Как проходит его подготовка?

Оксана: Мы существуем в формате лаборатории. «Инклюзин» возник как отдельная идея и отдельные занятия, которые строятся в виде экспериментов, в виде практических занятий с текстами и арт-материалами. Какие-то из них проходят в кабинетах за столами, а какие-то – в «дикой природе», когда мы устраиваем фотоэкспедиции. Из всех работ, которые накапливаются за год, а также из домашних заданий ребят собирается ежегодный выпуск журнала.  

Дарья: Журнал «Инклюзин» – это итоговый продукт работы лаборатории. Каким он получится, мы сами узнаём только в конце, в его создании всегда присутствует импровизация, поскольку мы отталкиваемся от мыслей и идей ребят, группируя их готовые тексты по темам. И в этом, пожалуй, состоит определенная магия нашего журнала: он всегда необычный и разный, потому что все участники проекта – очень разные.

10_03.jpg

На какую аудиторию рассчитан журнал? Для кого он?

Дарья: Мне бы, наверное, хотелось, чтобы «Инклюзин» был интересен любому человеку. Когда занимаюсь версткой журнала и читаю все тексты, я понимаю, насколько мысли участников наших занятий перекликаются с моими. Я, может быть, никогда бы так не сформулировала, а они часто делают это очень точно и созвучно моим переживаниям. И это лишний раз подтверждает, что у всех людей есть много общих тем, размышлений и чувств, понятных другим.

Как возникла идея создания такого журнала?

Оксана: Это моя любимая история. Какое-то время назад я работала в очень хорошей компании с замечательным коллективом. Но в какой-то момент осознала, что мне не хватает «сверхсмысла». Я поняла, что хочу работать в инклюзивной сфере, а еще обнаружила, что всю жизнь мечтала издавать журнал. Значит, всё просто: нужен инклюзивный журнал-зин! Мы встретились с Дашей, с которой раньше работали вместе в театре, и я предложила ей принять участие в такой затее. Она охотно согласилась, и мы стали думать, какими могут быть такого рода занятия, в какой форме их поводить. Тот год был ограничительным из-за пандемии коронавируса, поэтому первые занятия с ребятами проходили в онлайн-формате. Мы занимались основами фотографии, филологическими играми, написанием текстов. Когда появился первый выпуск журнала, на его презентацию вместе с другими гостями пришла Анастасия Калеушева, которая на тот момент проводила занятия в Медиалаборатории Даунсайд Ап. Она познакомилась с нами и нашим журналом, ей понравилась и сама идея, и журнал, и через некоторое время нас с Дарьей пригласили продолжить нашу работу в фонде. Вот так из моей мечты получился большой проект, в рамках которого сейчас мы готовим уже четвертый выпуск «Инклюзина».

4.jpg

Как разрабатывается номер? В каких процессах задействованы сами ребята, а что берут на себя сотрудники Даунсайд Ап

Оксана: Все тексты пишут сами ребята, кроме тех, которые объясняют смысл и миссию проекта. Это видно сразу, стоит только познакомиться с работами. Для нас принципиально, чтобы то, что создано участниками проекта, не подвергалось редакторской правке в классическом понимании этого процесса. Да, мы, конечно, исправляем допущенные орфографические ошибки и пунктуацию там, где это необходимо, но сами формулировки, построение предложений не изменяем. Всё, что внутри, – это работа ребят.

Picture.png

В чем бывают затруднения? Как вы с ними справляетесь? 

Оксана: В конце первого года, когда мы говорили с педагогами и психологами, я услышала, что для людей с синдромом Дауна метафорическое и образное мышление является просто высочайшим, сложнейшим уровнем освоения и понимания языка. Но в то же время я вижу, что в нашем журнале точно присутствует и образное мышление, и размышления на философские темы. Часто бывает, что в процессе создания текстов участникам наших занятий бывает сложно подобрать нужные слова. Но одной из основных задач для нас как раз является задача научить ребят делиться мыслями, задавать вопросы, развернуто отвечать на них. И если два года назад было видно, что кто-то из ребят, пытаясь сформулировать высказывания, чувствовал неуверенность и тревожность, то сейчас они используют средства языка заметно ярче, свободнее и смелее.

10_01.jpg

Были ли для вас какие-то открытия и неожиданные проявления ребят в процессе работы? Какие? 

Дарья: Сейчас для меня самым удивительным является то, как ребята, которые с нами достаточно давно, помогают нам, например, понимать кого-то другого, «расшифровывать» какую-то мысль, какое-то высказывание. Недавно произошла такая ситуация: к нам на занятия пришла новая девочка, и, чтобы познакомиться, мы предложили остальным участникам задать ей вопросы. А еще у нас есть мальчик Саша, который очень восприимчив, но сам никогда не поднимет руку и не скажет то, что хотел бы сказать. И вот в какой-то момент, когда все остальные расспрашивают новую девочку, к Саше разворачивается Марина и предлагает ему помощь. Он задает свой вопрос, а Марина как бы переводит его вслух остальным участникам. Это просто здорово!

5.jpg

Что планируется для развития журнала? 

Оксана: Ну... Издаваться на языках мира. Я действительно думаю, что это возможно. У нас почти нет сведений о том, существуют ли подобные проекты, хотя было бы здорово узнать, что они где-то есть. Еще было бы интересно поучаствовать в различных фестивалях и конкурсах, и тут у нас всё впереди.

Летом этого года в Сергиевом Посаде проходил фестиваль самиздата «Корзина. Книги не из магазина», и туда можно было подать заявку на участие, но тираж очередного номера «Инклюзина» не успел выйти из печати к этому сроку. Я была на фестивале в качестве гостя, подошла к организатору и рассказала, что приехала из фонда «Даунсайд Ап». И вдруг этот человек неожиданно для меня говорит: «О, “Инклюзин”!» К тому моменту мы, конечно, уже публиковали в социальных сетях информацию о журнале, отдельные работы ребят, посты о каких-то моментах наших занятий, но было удивительно, что человек нашел эту информацию, изучил и обрадовался нашей идее и ее воплощению. Хочется отметить, что для нас было очень ценно, что организаторы фестиваля разрешили оставить номер «Инклюзина» на столе с другими экспериментальными журналами, чтобы люди смогли узнать о нашем во всех смыслах особенном проекте.

Все выпуски журнала «Инклюзин» доступны в электронном виде на сайте Даунсайд Ап по ссылке: https://downsideup.org/zhurnal-inklyuzin/

Похожие материалы