Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
    19601

    Логоритмика как средство социализации и развития речи для детей с синдромом Дауна раннего и младшего дошкольного возраста

    Описание:

    Логоритмика как средство социализации и развития речи детей с синдромом Дауна раннего и младшего дошкольного возраста.Автор делится собственным опытом проведения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста. Наряду с теоретическими выкладками в статье описываются практические методики, упражнения и направления работы, которые могут быть полезны педагогам-практикам.

    Логопедическая ритмика — форма терапии, основанная на комплексном использовании слова, музыки и движения. Это одна из эффективных реабилитационных методик.

    Логоритмика включает пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

    Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (Г. Р. Шашкиной, М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, О. А. Новиковской и др.).

    Анализ существующих на сегодняшний день методик свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в работе с нашим контингентом детей разработан недостаточно. Необходимо дальнейшее изучение и развитие данного направления, так как логоритмика является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер.

    На протяжении двух лет мы апробировали свою систему занятий. Она показала хорошие результаты. У детей отмечается значительная положительная динамика, и мы готовы поделиться накопленным опытом.

    Речевое развитие детей с синдромом Дауна

    Э. Жак-Далькроз, Н. Г. Александрова и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых нарушений.

    Всё окружающее нас живет по законам ритма — смена времен года, чередование дня и ночи, работа нашего сердца и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме ритмических упражнений и игр.

    Используя разнообразный материал на занятиях по логоритмике, мы постепенно отбирали то, что давало наиболее ощутимые результаты. На основе этого практического материала мы построили свою систему занятий с детьми раннего возраста. Многие игры, песни, речевой материал — это авторские наработки.

    Целью логопедической ритмики является развитие речи у детей с синдромом Дауна и другими особенностями развития и их социальная адаптация.

    В нашей работе мы ставили перед собой следующие задачи:

    — создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;

    — проведение активной работы по организации детского коллектива;

    — осуществление коррекционной работы:

    • формирование у детей умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
    • обучение их правильному выполнению оздоровительных упражнений, самомассажа;
    • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
    • постановка правильного дыхания;
    • развитие общей и мелкой моторики;
    • развитие зрительного, слухового и двигательного внимания, памяти.

    Основные направления нашей работы — оздоровительное, образовательное и воспитательное.

    Оздоровительное направление позволяет укрепить костно-мышечный аппарат детей с синдромом Дауна, развить дыхание, моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, правильную осанку, походку, грацию движений и в общем способствует речевому развитию детей с синдромом Дауна.

    Образовательное направление способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, чувствительности, координации движений.

    Воспитательное направление помогает развитию чувства ритма, взаимодействия в коллективе, обучению правилам в различных видах деятельности.

    С коррекционной направленностью логоритмических занятий связана поэтапность логопедической работы по стимуляции и развитию речи. Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов и т. п. развиваются познавательные способности детей.

    Особенности развития речи у ребенка с синдромом Дауна

    Логоритмические занятия посещают дети с задержкой речевого развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и др. У них отмечаются нарушения в следующих видах деятельности: ориентации в пространстве (ходьба, преодоление препятствий и т. д.), речи (эхолалии, понимание обращенной речи снижено, не могут изменять голос по высоте и силе, фонационное дыхание не развито). Дети плохо концентрируют внимание, быстро утомляются и теряют интерес к заданию, многие не могут взаимодействовать в группе.

    По окончании сессии у многих детей наблюдается положительная динамика. Они могут преодолевать препятствия и двигаться в разных направлениях, обогащается их пассивный словарь, дети четко выполняют инструкции. У многих появляются слова или звукокомплексы, различение понятий «громко» и «тихо», способность изменять голос по высоте, направленный речевой выдох. Дети удерживают внимание на протяжении всего занятия, хорошо взаимодействуют в группе, помогают друг другу. Могут различать неречевые звуки. Несмотря на имеющиеся особенности развития речи у детей с синдромом Дауна, в общем наблюдается положительная динамика.

    Из-за сложных нарушений у детей мы формируем небольшие группы — по 5—6 человек. Занятия проводятся 1—2 раза в неделю сессиями до шести месяцев, продолжительность каждого – 35 минут;

    Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются логопедом и музыкальным руководителем.

    Составляются занятия с опорой на лексические темы (например, « Прогулка по осеннему лесу», «В гостях у сказки»).

    На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.

    Все задания даются с опорой на картинный материал или игрушки, обязательно жестовое подкрепление.

    Структура занятия

    1. Музыкально-ритмическиедвижения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения.
    2. Игры на развитие фонематического слуха, артикуляции, мелкой моторики, мимики.
    3. Оркестр, пение, игры, танец.
    4. Слушание-релаксация. 

    Музыкально-ритмические движения — одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Они развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память.

    Пример: чередование ходьбы и бега.

    Ритмическая разминка

    Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение выполнять движения по подражанию. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания настроя на определенный вид деятельности.

    Упражнения для развития чувства темпа и ритма

    Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание звуков, слогов и слов на заданные темы (прохлопать свое имя, прохлопать ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога).

    Пример: песня «Гуси»:

    Гу-си, гу-си, га-га-га!

    Есть хо-ти-те? — Да-да-да.

    Хле-ба с мас-лом? — Нет-нет-нет.

    А че-го вам? — Нам кон-фет!

    Дыхательные упражнения помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

    Пример: «Ветерок» (тема «Прогулка по осеннему лесу»): вдох через нос, выдох через рот (дифференциация носового и ротового дыхания). Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха,существует довольно много.

    Артикуляционная гимнастика способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает навыки удерживать и переключать артикуляционные позы.

    Примеры: «Домашние животные».

    «Конь по полю мчит» (цоканье языком — положение губ меняется, то в улыбке, то трубочкой).

    «Рыжий котик» (чистит зубки язычком).

    «Пес Бобик» (лакает суп из миски).

    «Хрюшка Луша объелась» (надувает щеки).

    Упражнения для развития мелкой моторики

    Ученые установили прямую зависимость между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

    Пример: «Ежик» (игра с маленьким мячиком с шипами).

    Игры на развитие фонематического слуха

    Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

    Пример: «Голоса животных».

    Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

    Примеры (тема «Семья»):

    «Папа сердится», «Веселая мама», «Удивленный дедушка», «Грустная бабушка».

    Оркестр шумовых инструментов включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

    Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений мы используем разнообразные оркестры детских инструментов:

    • Оркестр «Лягушка» (металлофоны).
    • «Едем на лошадке» (деревянные ложки).
    • «Ножками затопали» (барабаны, бубны).

    Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательный, артикуляционный, голосообразовательный. Как правило, песню сопровождают движения с различными предметами (флажками, веточками, мячиками, платочками, листочками и т. д.)

    Пример: песня-танец «Осенние листочки» (тема «Прогулка по осеннему лесу»).

    Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

    Пример: танец «По лесочку мы гуляли» (тема «Весна»); танец «Листики» (тема «Прогулка по осеннему лесу»).

    Игры развивают память, внимание, плавность и координацию движений, ориентировку в пространстве.

    Подвижные игры

    Игра «Птички» (тема «Перелетные птицы»).

    Ведущий:

    Птицы так всегда летают (дети машут руками, как будто летают).

    Так все птицы отдыхают (дети приседают, закрывают глаза).

    Так все птицы корм клюют (руки в форме клювиков стучат по полу).

    Так все птицы воду пьют.

    Под музыку дети произвольно двигаются, изображая птичек, а когда музыка прекращается – останавливаются.

    В ролевой игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка и логопеда, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для общения ребенка в повседневной жизни.

    Игра «Зайцы и лиса».

    Логопед: «Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно...» и т. д. Соответственно тексту и инструкциям логопеда дети выполняют движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно.

    При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например «Дедка и репка», «Курочка ряба», «Теремок» и т. п.

    Переход к творческой игре создает условия для развития фантазии, творческой активности, организационных способностей ребенка. Творческая игра в большей мере, чем другие игры, способствует развитию общения, осознаванию своей роли в коллективе сверстников, т. е. развитию адекватного социального поведения.

    «Куколка» : играет задорная музыка, дети стоят в кругу и хлопают ребенку, танцующему в центре круга в образе куклы.

    «Мячик»: дети сидят в кругу и под музыку перекатывают мяч соседу, при этом нужно посмотреть ему в глаза и улыбнуться.

    Слушание – релаксация активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

    Таким образом, логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, способствуют стимуляции и развитию всех функций речи у детей с синдромом Дауна, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, развивают общую и мелкую моторику, четкость и координацию движений.

    Опыт показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность усвоения материала. Ощущение радости, полученной ребенком на занятии, усиливает успешность развития речи и обеспечивает социализацию каждого ребенка.

    Методический комплекс по работе с детьми раннего и младшего возраста с синдромом Дауна разработан нами с учетом основных принципов и методов логопедической ритмики, однако он не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на детей данной категории.

     

    Примерный план-конспект занятия

    Тема: «Зима. Новый год!»

    Неречевые задачи:

    • развитие координации движений, ориентации в пространстве;
    • развитие слухового внимания, памяти;
    • формирование умения работать в коллективе;
    • развитие чувства ритма;
    • нормализация мышечного тонуса.

    Речевые задачи:

    • развитие речевого дыхания;
    • формирование мелкой и артикуляционной моторики;
    • .развитие координации речи и движения;
    • активизация словаря по темам « Зима», « Дикие животные».

    Оборудование:

    • картина « Дети встречают Новый год»;
    • игрушки: зайчик, лиса, медведь, ежик;
    • маракасы,
    • снежинки.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    1. Движение по кругу под марш (дети настраиваются на занятие).
    2. Приветствие (дети встают в круг и протягивают сначала правую ручку, затем левую): «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку подставляй».
    3. Представление себя: «Хлопни и назови свое имя».
    4. «Ножками затопали» (движения вперед, назад, в разных направлениях).

    Показ детям картинки «Дети встречают Новый год» Активизация словаря. Упражнение на развитие координации движений, ориентации в пространстве.

    1. «Елочка». Упражнение на развитие координации речи с движением (сначала проговариваем, затем пропеваем).

    А у нашей елки (поглаживаем свою правую руку)

    Зеленые иголки (поглаживаем левую руку),

    Пушистые ветки (разводим руки в стороны),

    Радуются детки (хлопаем в ладоши).

    Будем елку наряжать (руки на поясе, топаем правой ногой),

    Будем Новый год встречать (руки на поясе, топаем левой ногой),

    Кружиться и танцевать (кружимся)

    И друг друга поздравлять (хлопаем в ладоши).

    (слова и музыка Ю. Г. Дюкаревой)

    1. Самомассаж. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса лица, развитие мимической моторики, чувства ритма и координации речи с движением:

    Ой, мороз, мороз, мороз,

    Щиплет уши, щиплет нос,

    Щиплет щеки, щиплет губы,

    Пар пошел даже от шубы,

    Чтобы их нам согреть,

    Нужно срочно потереть:

    Уши, щеки, губы носик,

    И наш пухленький животик.

    1. Дыхательная гимнастика:

    «Погреем ручки» (ребенок дышит на свои руки).

    «Подуем на снежинку» (снежинка лежит на ладошке, ребенок сдувает ее резким выдохом).

    1. «Звуки леса». Игра на развитие фонематического слуха.
    2. «Поссорились-помирились». Упражнение на развитие слухового внимания, координации речи и движения, ритма.

    Оборудование: маракасы. 

    1. Танец-песня «Зимняя пляска». Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.
    2. Хоровод. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики, координации движений, ориентации в пространстве.

    Скоро, скоро Новый год!

    Вокруг елки мы пойдем,

    Ее справа обойдем.

    А потом опять пойдем,

    Елку слева обойдем,

    Близко к елке подойдем,

    Далеко мы отойдем,

    Громко, громко скажем мы:

    « Елочка, гори!»

    (Слова и музыка Ю. Г. Дюкаревой)

    1. «Лошадка» (с ложками). Упражнение на развитие чувства ритма.
    2. «Здравствуйте, ручки!». Игра на развитие координации речи и движения, соматопространственной ориентации, подвижности органов артикуляции (движения в соответствии с текстом):

    Здравствуйте, ручки: хлоп-хлоп-хлоп!

    Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!

    Здравствуйте, щечки: плюх-плюх-плюх!

    Пухленькие щечки: плюх-плюх-плюх!

    Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!

    Здравствуйте, зубки: щелк-щелк-щелк!

    Здравствуй, мой носик: бип-бип-бип!

    Здравствуй, животик: бах-бах-бах!

    1. «Конь по полю мчит». Упражнение на развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики, чувства ритма и координации речи с движением.
    2. Сюжетно-ролевая игра «Зайка и лиса».
    3. Слушание-релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом, возвращает детей в спокойное состояние («Снежинки»).
    4. Заключение (дети встают в хоровод и берутся за руки, остальные движения в соответствии с текстом):

    Мы плясали ловко. Да, да, да!

    Песни пели звонко. Да, да, да!

    Ручками похлопаем. Да, да, да!

    Ножками потопаем. Да, да, да!

    Ручками помашем,

    До свидания скажем.

    Пока!

     

    Литература

    1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
    2. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М. : Учпедгиз, 1958.
    3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. : Детство-пресс, 2001.
    4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей. СПб. : КАРО, 2005.

    Похожие материалы