Электронная библиотека / Очень романтичная натура
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
2708

Очень романтичная натура

Описание:

Мама художницы с синдромом Дауна Ксении Зуевой рассказывает о том, как ее дочь училась рисовать, взрослела, преодолевала свои проблемы, приобретала новые интересы и привычки. 


На обложке 45-го номера нашего вестника «Сделай шаг» – портрет девушки на фоне яркой картины. Тогда, 7 лет назад, мы опубликовали в журнале стихотворения и художественные работы Ксении Зуевой из Томска, и вот недавно, к всеобщей радости, получили весточку от нее. Ксения продолжает заниматься творчеством: пишет картины, рассказы, увлекается историей искусств. Мы решили, что такая неординарная личность заслуживает большого внимания, и расспросили ее маму, как ей удалось вырастить Ксюшу такой увлеченной и талантливой. Дальше – рассказ Татьяны Ивановны Зуевой.

Я старалась никогда не выделять Ксеню как особенную: не прятала ее от людей, а если мы куда-то ездили, то всегда брали дочь с собой. Новые впечатления, общение с людьми расширяет ее кругозор, помогает лучше развиваться.

Педагогов по живописи тоже не искали специально. Когда Ксюше было 20 лет, я привела ее в обычную детскую художественную школу. Ксеня, которая выглядела тогда на 12–13 лет, занималась вместе с детьми-подростками. Они относились к ней с иронией, но не обижали. А когда она стала блистать на уроках истории искусства, даже зауважали. На занятия Ксюша ходила сама, благо школа недалеко от дома. Рисовать она училась в школе, т. к. до этого рисовала только березы, грибы и абстрактные картинки. Можно сказать, что ей «поставили руку» в школе. Конечно, не всё получалось сразу, были проблемы с рисунком (штриховкой простыми карандашами), но композиция и декоративно-прикладное искусство ей удавались на отлично. Я радовалась, что Ксеня может расписывать доски, ложки, тарелки. Думала, что художником ей не стать, но хотя бы станет ремесленником, в крайнем случае сможет как-то зарабатывать на жизнь.

После четырех лет обучения Ксеня с успехом сдала экзамены. Она защищала курсовую на тему «Троицы» Андрея Рублева. Признаюсь, что помогала ей написать, но она смогла всё выучить и даже правильно отвечала на вопросы. Я наблюдала за ней с недоумением и восхищением: неужели это моя Ксения, всегда зажатая, стесняющаяся?! Школа помогла ей раскрепоститься. Возможно, потому что особенного подхода к Ксении не было: учителя давали задания, она их выполняла, иногда по-своему, но получалось оригинально, не как у всех, – а это ценится у художников. Педагоги ее любили, но не выделяли среди остальных, хотя от своих одноклассников она отличалась исполнительностью и трудолюбием: Ксюша всё делает медленно, но старательно.

Сейчас, с высоты своего и Ксениного возраста (ей исполняется 40 лет), могу сказать, что дочь живет в своем ритме, т. е. проходит те же стадии развития интеллекта и навыков, что и здоровый человек, но только с другой скоростью, словно с опозданием. Например, в 8 лет она была как шестилетка, в 20 – как подросток. А сейчас, в 40, она наконец стала взрослой. Сама Ксюша говорит про себя: «У меня мозг раскрылся». И правда, сейчас она много читает, сама занимается по учебникам биологии, анатомии, истории, географии. Ей очень нравится медицина. Ксюша любит разгадывать кроссворды, знает много понятий, которых даже я не знаю. Если раньше у нее были проблемы с мелкой моторикой, то сейчас она рисует, вяжет крючком, спицами, лепит мелкие поделки из пластика и пластилина.

Любовь к чтению у нее проявилась с детства: мы, родители, сами любим читать и начали читать малышке книжки с картинками, когда ей не было года. Она любила книжки-раскладушки, а любимые сказки заставляла читать по нескольку раз в день. Буквы она выучила в 7 лет, но читать я не смогла ее научить, как ни пыталась. Поэтому в 8 лет мы отдали ее в коррекционную школу. И даже в эту школу нас не хотели принимать: «Такие дети необучаемы». Но мы смогли добиться, чтобы Ксеню взяли. В школе у Ксюши было много проблем, она не могла красиво писать, рисовать, математика вообще ей не давалась. Но все-таки учителя научили ее читать и писать. С ней занимались логопеды, психологи.

У Ксении есть любимые авторы: Юрий Коваль, Дмитрий Емец, Антон Иванов и Анна Устинова, Кир Булычев, Кэролайн Кин, Франклин Диксон, Альфред Хичкок – «Детские детективы». Любимая книга – «Мифы Древней Греции» Куна. Читает она много, из книг и фильмов черпает сюжеты для картин. Ксюша умеет пользоваться компьютером, Интернетом. Любит смотреть комедии, бразильские сериалы. Ее любимые сериалы – «Доктор Кто» и «Шерлок Холмс». Любимое занятие – рисовать и печатать на пишущей машинке «романы» в стиле фэнтези. В местной библиотеке ее называют очень романтичной личностью.

Мы любим путешествовать и всегда возим с собой фотоаппарат, делаем фото красивых мест, животных, людей. А зимой по этим фотографиям пишем картины. Пишу во множественном числе, т. к. я тоже стала рисовать, благодаря Ксене. Когда дочь закончила детскую художественную школу, мы вместе пошли в вечернюю художественную школу для взрослых. Наш учитель, заслуженный художник России Людмила Алексеевна Казачек, относилась к Ксюше как ко всем учащимся. И кстати, Ксения это очень ценила, она не любит, когда с ней ведут себя как с маленькой, заискивают, сюсюкают. У Ксени появились друзья-одногруппники, с которыми мы дружим уже 14 лет. Вместе отмечаем дни рождения, праздники, ходим в мастерскую.

Благодаря занятиям живописью я стала ближе к Ксюше, ведь я теперь не просто мама, а единомышленник. Вместе мы обсуждаем замысел очередной картины. Я стараюсь приучить Ксеню к самостоятельности. К сожалению, я очень долго ее опекала, а вот теперь учу готовить, наводить порядок в доме. В планах и дальше приучать ее к самостоятельности, продолжать заниматься творчеством. Ведь ее работы действительно достойны. Особенность ее живописи – в яркой, радостной гамме. Как говорит Людмила Казачек, «что бы Ксения ни рисовала, у нее всё получается радостно и солнечно».


Похожие материалы