Американский ученый Джеральд Махони, один из главных разработчиков модели ранней помощи, основанной на отзывчивом взаимодействии, анализирует 40-летний опыт использования этой модели в одной из глав коллективной монографии «Взаимодействие», изданной американской национальной неправительственной организацией Council for Exceptional Children[1].
Начало деятельности группы Махони положила серия научных работ, направленных на выявление того, как стиль взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с синдромом Дауна и другими нарушениями может быть связан с динамикой их развития. Хотя это были описательные исследования и они не были спланированы так, чтобы выявить влияние конкретных элементов взаимодействия, их результаты дали основание полагать, что есть некий механизм влияния родителей, который не согласуется с подходами и рекомендациями, используемыми в то время многими специалистами в области ранней помощи. Специалисты прямо побуждали родителей обучать детей умениям и навыкам, соответствующим их возрасту. Однако исследования взаимодействия родитель — ребенок обнаружили в некотором смысле неожиданные вещи. Это касается детей раннего возраста, имеющих высокие показатели развития интеллекта и навыков коммуникации. Их родители, оказывается, часто предпочитали во взаимодействии предоставлять ребенку возможность самостоятельно сказать или сделать что-то, чего он еще не умел или делал редко. Родителями в этих случаях демонстрировались, в частности, такие качества взаимодействия:
- сопряженность[2],
- взаимная согласованность,
- яркая эмоциональная реакция,
- адекватность,
- разделяемый контроль над происходящим.
Тогда Махони и его коллеги разработали программу исследований, которые должны были определить, может ли быть эффективным вмешательство, основанное на взаимоотношениях как средстве воздействия на развитие ребенка. Вмешательство предполагало, что в результате определенного обучения родители усвоят в высшей степени отзывчивый и эмоциональный стиль взаимодействия с детьми. Результаты оказались обнадеживающими. Во-первых, обучение помогло родителям изменить манеру общения с детьми. Во-вторых, в ответ на все пять вышеперечисленных качеств поведения родителей показатели развития детей существенно улучшились, причем то, насколько они улучшились, прямо зависело от степени модификации родителями стиля общения с ребенком.
В процессе развития, внедрения и оценки предложенной модели Махони и его коллеги отмечали моменты, которые, по их мнению, имеют практическое значение для организации эффективной работы. Именно они представлены в обсуждаемой нами работе.
Обучение стратегиям отзывчивого взаимодействия является наилучшим средством помощи родителям в изменении стиля их общения с ребенком.
Вначале, до того как элементы нового подхода были четко определены, педагоги, работая с родителями, делали две вещи. Во-первых, они обсуждали с ними явные преимущества этого подхода. Во-вторых, во время занятий с детьми они моделировали отзывчивый стиль. Однако, исследуя эффективность такой работы, авторы не нашли свидетельств того, что беседы с родителями об отзывчивом взаимодействии и моделирование такого стиля на занятиях оказывает скольконибудь значительное влияние на показатели развития детей. Необходимо было конкретизировать стратегии и разработать простые инструкции для использующих их взрослых.
Так как цель вмешательства — побудить родителей общаться с детьми в более отзывчивой манере, критически важно обучить их стратегиям, которые способствуют выработке каждого из пяти вышеперечисленных качеств отзывчивого взаимодействия, а также недирективному стилю общения.
Ученые систематизировали свои рекомендации, в результате чего получился список из 66 стратегий. Стратегии дополняют друг друга. Махони подчеркивает, что ни одна из них не является более эффективной, чем остальные. Исследования показали также, что эффективность вмешательства снижается, если один или более элемент отзывчивого поведения у родителей отсутствует.
Оказание помощи родителям в их стремлении изменить стиль взаимодействия с детьми — это в высшей степени чувствительный процесс, который часто занимает много времени.
Если в начале реализации программы стиль поведения с детьми у родителей существенно отличался от отзывчивого взаимодействия, то часто им бывает трудно освоить новые стратегии, отказавшись от привычного, удобного и ценимого ими способа общения с детьми. И прежде чем они захотят изменить его, их необходимо убедить, что стратегии отзывчивого взаимодействия реально помогут их детям, а это часто требует времени и неоднократного возвращения к объяснению этих стратегий.
По окончании каждого занятия специалистам необходимо давать родителям конкретные инструкции относительно того, как применять стратегии отзывчивого взаимодействия в повседневной жизни в промежутках между сессиями.
Авторы предлагают рекомендовать родителям не менее одного-двух раз в день играть с детьми по 5–10 минут, намеренно сосредотачиваясь на использовании стратегий, которые они осваивали в течение последнего занятия, а также обсуждать с ними, как эти стратегии можно включить в повседневные дела. Запомнить полученную во время обучающей сессии информацию очень помогают письменные конспекты занятий.
Хотя стратегии отзывчивого взаимодействия не дают эффекта при обучении новым умениям более высокого уровня, они весьма эффективны в плане повышения вовлеченности детей в занятия социального и не социального характера.
Результаты многих исследований Дж. Махони и его коллег говорят о том, что корреляция степени улучшения отзывчивости родителей и повышения уровня социальной вовлеченности детей очень высока. Об этом свидетельствуют оценки ключевых поведенческих компетенций ребенка, в первую очередь внимания, настойчивости, интереса, проявления инициативы, сотрудничества, эмоциональной вовлеченности. Отзывчивость не представляется качеством, прямо влияющим на развитие ребенка. Ее влияние проявляется опосредованно, через вовлеченность ребенка во взаимодействие. Иными словами, родители создают условия, при которых ребенок получает возможность стать более активным участником социальных и не социальных видов деятельности. Эти качества, очевидно, играют ключевую роль в овладении новыми навыками, так как они повышают эффективность усвоения этих навыков в процессе повседневных дел и занятий. В результате авторы в своей программе обучения определяют цели вмешательства как 16 ключевых поведенческих компетенций детей. Успехи детей в проявлении и использовании ключевых поведенческих компетенций приводят к усвоению ими большего числа навыков.
В заключение Махони на основании результатов трех недавних исследований добавляет, что помимо указанных выше достоинств модели отзывчивого взаимодействия она может также играть важную роль в снижении уровня стресса и депрессии, которые переживают многие родители маленьких детей с особенностями развития.
Обучение, основанное на отзывчивом взаимодействии
[1] Раннему вмешательству, основанному на отзывчивом взаимодействии, не раз посвящались материалы журнала
«Синдром Дауна. XXI век» (2009. № 2. С. 57–58; 2013. № 1 (10). С. 54–61; 2015. № 1 (14). С. 54–60). Поскольку эта модель ранней помощи вызывает интерес отечественных ученых и практиков, представляется целесообразным довести до них актуальные соображения ее авторов. В этом обзоре мы напомним предысторию создания обсуждаемой модели и то, что Дж. Махони назвал уроками, приведшими к доработке программы «Отзывчивое обучение» (Responsive Teaching), изданной в 2007 году.
[2] Взаимодействие, имеющее немедленное и непосредственное отношение к предшествующему действию ребенка.