Электронная библиотека / Разговор «об этом»
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1055

Разговор «об этом»

Описание:

В статье говорится об итальянском опыте и методиках организации занятий по половому воспитанию подростков и молодых взрослых с интеллектуальными особенностями. Об этом шла речь на вебинаре «Любовь, дружба, секс: давайте о них поговорим», который осенью 2021 года организовала международная организация EDSA. Вебинар провела Анна Котарди – международный эксперт, автор пособий для специалистов, книг для людей с синдромом Дауна, руководитель итальянской организации, поддерживающей людей с синдромом Дауна.

В учебном помещении – несколько юношей и девушек с синдромом Дауна. У каждого в руках по две таблички с символами: одна – с сердечком, обозначающим любовь, другая – со смайликом, обозначающим дружбу. Перед собравшимися – два постера, на которых тоже написаны слова «любовь» и «дружба». Педагог показывает молодым людям видео и фотографии, иллюстрирующие ситуации с разными типами отношений. Все обсуждают увиденное и голосуют своими табличками. А потом педагог спрашивает участников, почему они проголосовали за любовь или за дружбу. Некоторые ответы помещаются на постеры, чтобы молодые люди могли лучше понять, что значит любить, а что – быть друзьями. Так проходит одно из занятий по половому воспитанию для подопечных Итальянской ассоциации по синдрому Дауна.

Об опыте и методиках организации таких занятий шла речь на вебинаре «Любовь, дружба, секс: давайте о них поговорим», который осенью 2021 года организовала международная организация EDSA. Во время вебинара Анна Котарди – международный эксперт, автор пособий для специалистов, книг для людей с синдромом Дауна, руководитель итальянской организации, поддерживающей людей с синдромом Дауна, – сказала:

– На протяжении последних двух лет мы работали над очень крупным проектом с привлечением 180 человек из 18 городов. Мы проводили тренинги для педагогов, включенных в проект, разрабатывали и тестировали образовательные программы для разных групп участников, работали с родителями, формировали территориальные сети для помогающих специалистов, а также организовали занятия для пар, позволяющие им понять, что значит быть вместе. Провели недельные каникулы в кемпинге, где поселили каждую пару в отдельном домике с необходимыми в хозяйстве вещами, позволив им обустроить жилье, организовали для них несколько дискуссий с другими парами. И они смогли лучше осознать, что значит быть парой, а также спроецировать это на будущее. А еще мы сняли документальный фильм и подготовили печатное руководство.

1 (3).JPG

По мнению А. Котарди, для людей с синдромом Дауна важно обеспечить пространство, в котором они смогут говорить, будут услышаны и где они получат информацию, представленную в простой и доступной форме. «Важно помочь людям понять, что говорить на тему сексуальности можно, – подчеркивает Анна. – Долгое время они так не думали. Я хочу дать девочкам и мальчикам право вместе обсудить эти вопросы. Тем, кто готов учиться, я предлагаю разного рода занятия. Есть занятия индивидуальные, есть групповые – отдельно для девочек и мальчиков или в смешанных группах. Информация зависит от темы. Мы всегда начинаем с того, что им любопытно. В начале каждой встречи я спрашиваю их, что они хотят обсудить. Но организуя занятие, я всегда помню необходимость получить ответы на три вопроса: «Что?», «Как?» и «Какой в этом смысл?».

Работа по половому воспитанию, о которой рассказала А. Котарди, строится на нескольких базовых принципах. Во-первых, каждый человек имеет право на проявление своей сексуальности, включая людей с особенностями развития. В сексуальной сфере эти люди имеют такие же потребности и желания, как и все остальные. «Сексуальность – это не проблема, а факт нашей жизни, – говорит Анна. – И в работе с особыми людьми, для того чтобы они вошли в образовательный процесс, важно найти правильные подходы».

Второе, на чем строится эта работа, – принцип максимальной самостоятельности, которая обеспечивается нужными знаниями и компетенциями. «Здесь я хочу подчеркнуть: на первом месте – овладение новыми компетенциями, и только потом – уменьшение проявлений нежелательного поведения», – говорит А. Котарди. Практически это означает, что, начиная общаться с подростками или молодыми взрослыми, итальянские педагоги первым делом касаются того, что им необходимо знать и уметь, вступая в мир взрослых взаимоотношений, как правильно мужчине и женщине обрести близость, и лишь после этого объясняют, каких проявлений в такой близости надо избегать. 

А. Котарди подчеркивает: «Здесь есть еще один важный аспект нашей просветительской работы: секс – это биологическое явление. Поэтому нужно объяснить, как устроено наше тело. Нужно, чтобы каждый осознал, что происходит с его телом и телом другого человека. Важно говорить об истории знакомства с другим и возможности вступить с ним в близкие отношения. Таким образом, в процессе полового воспитания мы не даем урок биологии, а обсуждаем все важные вопросы сексуальных отношений».

В России к теме полового воспитания детей, подростков и молодых взрослых с интеллектуальными особенностями пока подходят с большой осторожностью. И всё же как среди педагогов, так и среди родителей появляется всё больше тех, кто понимает, насколько это важно и нужно.  И поскольку именно родители больше всего заинтересованы в появлении новых позитивных изменений в сфере образования особых детей, хотелось бы дать им на вооружение еще несколько идей на основе итальянского опыта.

Интересно, что итальянские специалисты сочли возможным взять за основу обычную программу по половому воспитанию, такую же, как и для нормотипичных людей. «Это не специальная программа, – говорит А. Котарди. – Ее содержание такое же, как и у программ для других людей, хотя мы несколько адаптируем стиль подачи. Это знакомая лексика и понятные примеры-истории, чтобы люди с особыми потребностями понимали, что мы делаем».

Также авторы программы учли, что молодые люди с синдромом Дауна начинают знакомиться с темами взаимоотношений между мужчиной и женщиной не с чистого листа, а уже имея те или иные представления об этом. Так что на многих занятиях педагоги первым делом спрашивают: «Что вы об этом знаете, или думаете, что знаете?».  Они стремятся услышать и распознать прямые и непрямые сигналы, которые подает молодой человек, выбрать цели, учесть возраст участников занятий, рассказать о своих целях семье, подобрать оптимальный подход: решить, будут ли это группы представителей одного пола или смешанные. В итоге программа получается структурированной, но в то же время не жесткой. Ее отличают:

  • гибкость подходов;
  • простой язык;
  • использование историй, герои которых как люди с особенностями развития, так и люди без таковых;
  • картинки или видео, адаптированные с учетом разного возраста;
  • реалистичные текстовые и иллюстративные материалы возрастающей трудности, помогающие научиться выбирать, выражать свои желания и чувства, связанные с дискомфортом.

При проведении занятий педагоги придерживаются определенного списка тем:  как устроен организм мужчины и женщины, кто такие гинеколог и андролог, что такое  любовь и дружба, ухаживание, отношения между мальчиками и девочками, приятные ощущения, когда ты прикасаешься и к тебе прикасаются, как заниматься любовью, как могут родиться дети и как этого избежать, образование пары, брак, совместная жизнь, беременность и что значит быть родителями, харассмент, личное пространство и поведение в обществе. Каждое занятие очень конкретное и носит интерактивный характер.

В этом проекте, как и в повседневной жизни, бывает и непредвиденное. Участники высказывают суждения, задают вопросы, а педагоги беседуют с ними о различных типах поведения, помогают им адаптировать свое поведение к контексту, к отношениям.

Авторы программы подчеркивают: в половом воспитании у каждого есть своя роль. Важнейшая – у семьи, так как первые шаги в образовательном процессе делает именно она.

С самого начала проекта, о котором идет речь, к нему были привлечены родители участников. Они даже были включены в процесс принятия решения о содержании программы. Для молодых людей и их родителей организаторы провели собрание, на котором объяснили, каковы цели проекта, какие занятия будут проводиться. И в процессе реализации программы они два-три раза встречались с родителями в группе и иногда — индивидуально, если был запрос.

2 (4).JPG

«Мы приходим к соглашению с семьей в отношении обсуждаемой темы и целей, которые хотим достичь, – подчеркивает А. Корарди. – Мы, разумеется, работаем с самими родителями.  Обсуждаем с ними тему реального признания ими взрослости». Здесь самая большая проблема в том, что, если родители всегда смотрят на своего повзрослевшего ребенка как на ребенка, о сексуальности говорить невозможно. Но если они начнут принимать мысль о том, что их дети уже подростки и взрослые, всё изменится. Тогда родители обязательно зададутся вопросом, что они могут сделать, чтобы помочь молодым людям.

  • Одна из наиболее важных задач – дать правильную информацию. Объяснить в как можно более простой форме вещи, касающиеся тела и того, как мы им пользуемся. «Подростки со временем становятся старше. Это проявляется и в жестах, и в словах, и в контактах в том мире, где мы живем вместе. Если мы не учитываем этого и относимся к ним, как к детям, мы передаем им неверные послания», – подчеркивает А. Котарди.
  • Другой аспект, в котором могут помочь родители, – это аргументировать свою позицию о допустимом и недопустимом поведении. Например, когда вы говорите своему сыну, что нельзя целовать каждого встречного на улице, тут же нужно постараться объяснить, что поцелуй – это определенный тип отношений, это то, что допустимо с кем-то из друзей, с девушкой или юношей, но недопустимо с незнакомыми людьми.
  • Еще один аспект – предоставлять своему ребенку возможность встречаться с его сверстниками. Потому что, если человек с синдромом Дауна не общается с людьми своего возраста и видит их только на реабилитационных занятиях, то построить отношения невозможно. Важно ходить с друзьями посмотреть кино или поесть пиццу. Ведь тогда можно увидеть других людей и понять, кто и что тебе нравится и не нравится.
  • Важно также делиться с молодежью своим опытом, рассказывать, как родители встретились, что им нравилось делать вместе.
  • Можно вместе с сыном или дочкой смотреть фильмы и комментировать происходящее в них. Важно комментировать романтические истории, просить высказывать свое мнение. Это еще один способ просвещать взрослеющих детей в вопросах секса.
  • Также следует иметь в виду, что недопустимо неразборчивое поведение между сиблингами или между детьми и родителями. Например, неправильно, если мама считает нормой целовать своего сына-подростка в губы, вместе с ним пользоваться ванной и т. д.
  • Правильно будет разговаривать на сложные темы однозначно и актуально, например, о возможности вступить в брак. Некоторые родители отмахиваются от этого вопроса, уверяя молодого человека, что он еще слишком молод для брака. Однако вопрос не в возрасте, а в том, что нам нужно, чтобы вступить в брак с другим человеком: нужно уметь что-то делать по дому, иметь жилье, работу, деньги и тому подобное. У особых ребят бывает много фантазий, связанных с браком. Когда их спрашивают, что нужно, чтобы вступить в брак, они говорят: церковь, ресторан, свадебный наряд и тому подобное. Родителям необходимо помочь им правильно понять всё, честно объяснив.
  • И последнее – поддержка пары. Молодым людям, конечно, необходима помощь. Но важно помнить о соблюдении баланса: старайтесь не переусердствовать, не быть заменой сыну или дочке в хозяйстве.

В заключение хочется еще раз процитировать Анну Котарди: «Все люди с интеллектуальными нарушениями нуждаются в понимании того, как именно пользоваться своим телом и оставаться в контакте с другим человеком. Становясь взрослым, развиваясь, очень важно знать, кто ты – мужчина или женщина, – и мы должны давать этому пространство. А это значит и давать пространство для возможных отношений, и приветствовать стремление узнать, как выражать свои чувства и желания, и действовать всегда в атмосфере реальности». 

Похожие материалы