Электронная библиотека / Сила добра и сила победы
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
4593

Сила добра и сила победы

Описание:

Очень, трогательную и очень важную фотосессию провели  в Чебоксарах. В ней приняли участие ветераны Великой Отечественной Войны, участники боевых действий и Дети с синдромом Дауна.   

“Героизм. Патриотизм. Победа”  - это совместный проект Чувашской Республиканской общественной организации помощи детям-инвалидам с синдромом Дауна "СИЛА ДОБРА" и ЧРООООО "Российский Союз ветеранов".

“Наши дети  и наши ветераны очень душевно провели  время вместе и в результате получились такие фотографии. Мы бы хотели, чтобы о наших земляках-фронтовиках и участниках боевых действий узнало как можно больше людей” поэтому  делимся с вами фото и небольшими рассказами о фронтовиках - героях этой фотосессии , написала Наталья Надеждина, учредитель  организации “Сила Добра” 

Агриппина Алексеевна Янович

Помните, герой кинофильма «В бой идут одни «старики», «Ромео», как называли его товарищи, с горечью в голосе сказал о лётчице Маше: «Я не понимаю, зачем эта девочка на войне?». Да, мы можем задавать себе этот риторический вопрос: зачем? Боль в сердце, и нет ответа. А эти юные, нежные, созданные для любви и счастья девочки, наравне с мужчинами пошли на фронт. Вот и Агриппину после окончания Русско-Сорминской средней школы поздней осенью 1942 года умчал на фронт воинский эшелон. Она успела лишь взять узелок с личными вещами и скудный запас еды.

Рядом рвались бомбы, свистели пули, проносились осколки смертоносных снарядов. На её глазах погибали товарищи-бойцы. Едва оправившись от испуга, юная санитарка вновь спешила помогать раненым бойцам – перевязывала их, выносила в безопасное место, подальше от поля боя, отправляла в медсанбат, в тыл. Сестричка, как любовно называли её бойцы, находила ещё силы и для шутки, чтобы подбодрить своих товарищей-бойцов полка. Так в трудные моменты выручал присущий Агриппине оптимизм. Впоследствии Агриппина Алексеевна говорила, что страха на войне не испытывала, но вернее сказать, просто не было времени думать о себе, предаваться эмоциям в эти невыносимо тяжёлые фронтовые будни. Ожесточённая битва со смертью, схватка за жизнь каждого человека. Бесконечные ночи и дни ожидания окончания войны. Не стерлись из памяти картины страшных боев. И вот долгожданный День Победы. В черёмуховый победный май санинструктору Агриппине  исполнилось двадцать лет. Началась мирная жизнь. Каждую весну Агриппина Алексеевна ощущает прилив душевных сил. Жизнь продолжается! 

Петр Николаевич Теплов 

Каждый год день 21 июня Петр Николаевич Теплов переживает заново. Именно в этот день в 1941 году в Яльчикской средней школе сдали последний экзамен. Петр подошел к другу и объявил: «Еду с тобой поступать в летное училище». Но мечте не суждено было сбыться, и выпускной вечер пришлось отложить… на 30 лет - 22 июня грянула война...

Издавна на Руси на службу в армию провожали до околицы всем селом, тем более на фронт. На проводы призывника Петра Теплова собрались друзья, родственники, односельчане. Очень горевала мама.. Петр Николаевич вспоминает, что ему было ее и жалко, и стыдно перед односельчанами, и он пытался ее успокоить: «Не плачь, мама, не горюй, вот кончится война, и я вернусь». 

Так для него началась полная смертельной опасности жизнь связиста. Ежечасно, ежеминутно под шквальным огнем противника воин-связист, в каких бы родах войск он ни воевал, обеспечивал бесперебойную связь между подразделениями, корпусами, дивизиями, полками. От этого зависел успех любой военной операции: «Кроме обычного снаряжения – вещмешка, противогаза, саперной лопатки и карабина, нам, связистам, приходилось брать с собой телефонную катушку с кабелем и телефонный аппарат. Все это «тянуло» килограммов на десять, а то и более. А дорога для прокладки линии связи – не ровная шоссейная, а сложная по рельефу местность - бездорожье, болота, леса и овраги. Но связь есть связь, нужно тянуть провод и исправлять линию при любых самых сложных обстоятельствах». 

Петр сдержал данное матери обещание – спустя долгие шесть лет вернулся домой. Десятки раз в окопах он мечтал об этом. И вот в марте 1947 года его мечта осуществилась. От Кушки через Сызрань он добрался до Буинска, а оттуда прошел пешком до родного села Байдеряково Яльчикского района, а это более 30 километров в весеннее бездорожье, по глубокому талому рыхлому снегу! Перед взором фронтовика показались посаженные им задолго до войны березки и тополь,  старенький отчий дом, покосившийся забор. Взбежав по ступенькам крыльца, он подхватил постаревшую за годы разлуки, маму): «Вот я и вернулся, мама». Бравый 24-летний старший сержант в орденах и медалях, полный надежд и замыслов. Фронтовик построил дом, обзавелся семьей, с супругой Лидией Михайловной в любви и согласии прожил долгую счастливую жизнь. Вырастили четырех дочерей. У них 6 внуков, 11 правнуков.  

Юрий Дмитриевич Петров

«Война застала нашу семью в Чите, к тому времени я окончил девятый класс. Мы тогда уже были патриотами «до мозга костей» и пели: «Если завтра война…» Не я один, многие написали заявление о приёме в военное училище. А возраст ещё не призывной. В военкомате советовали ждать своей очереди и готовиться в кружках. И мы старались получить значок ГТО, «Ворошиловский стрелок», ПВХО («Готов к противовоздушной и противохимической обороне»). Нас, выпускников средней школы, мобилизовали на трудовой фронт – в животноводческий совхоз на границу с Монголией, где мы работали от зари до зари, и не жаловались. Девиз «Всё – для фронта, всё - для победы!» Трудились, пока не получили повестки из военкомата».- пишет Юрий Дмитриевич Петров. 

В сентябре 1942 года Юрия Петрова от военкомата направили в военное училище - Забайкальское пулемётно-миномётное училище. В феврале 1943-го курсанты училищ Забайкальского фронта были направлены на пополнение войск, потерпевших поражение под Сталинградом. Так для красноармейца Петрова началась война. «В составе артиллерийских войск до августа 1943 года, - рассказывает Юрий Дмитриевич, - участвовал в боевых действиях рядовым разведчиком. Сначала в дивизионной артиллерии .Потом в артиллерии большой мощности. Освобождал Белоруссию, Литву. Бил фашистов в Пруссии, участвовал в штурме Кёнигсберга. Дважды ранен. Награждён орденами: Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалью «За боевые заслуги».

Нил Гаврилович Морозов


Вчерашнему школьнику Нилу Морозову в ноябре 1942 года вручили повестку из военкомата. Вопреки ожиданиям призывника, поезд помчал его не на Запад, где велись ожесточенные бои с фашисткой Германией, а на Восток - на станцию Ак-Булак среди необъятных степей Оренбургского края - на 5-месячные курсы радиотелеграфистов, а летом 1943 года продолжил осваивать профессию в Московской школе старших радиоспециалистов. Позднее воевал в 1001 самоходно-артиллерийском полку 1 гвардейского Донского корпуса на Белорусском фронте, участвовал в белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» при освобождении городов: Бобруйск, Осиповичи, Барановичи, Слоним, Брест. Минск. Разведчик-наблюдатель взвода управления, связной батареи Нил Морозов обеспечивал связь командира батареи с наблюдательным пунктом. Потом были бои в Польше, Германии (штурм Кёнигсберга). 

День Победы 9 Мая 1945 года Нил Гаврилович встретил в Екатеринбурге. Краснознаменную 5 армию, в полном составе и боевом снаряжении, направили на 1 Дальневосточный фронт, в Маньчжурию, на войну с японской Квантунской армией. Среди сопок и бурных рек вместе с другими фронтовиками радиотелеграфист-разведчик из Чувашии занимался усиленной боевой подготовкой, а 9 августа 1945 года – в наступательной операции, обеспечивал бесперебойную связь командира полка с командиром дивизии. Грудь Нила Морозова, когда он вернулся на родину в 1947 году, украшали боевые награды: ордена «Красной Звезды», «Отечественной войны 1 степени», медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга”.

Текст создан на основе заметок из будущей книги Людмилой Кутьиной “Верны Отечеству”

Показать:
  • 1
  • 2

Похожие материалы