Главная / Электронная библиотека / Комплексная поддержка приемных родителей: Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
2737

Комплексная поддержка приемных родителей: Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Описание:

Руководитель проекта «Близкие люди» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Алена Синкевич рассказывает о той работе по поддержке приемных родителей в лечении и реабилитации детей с особенностями развития и сложными заболеваниями, которая проводится специалистами фонда.

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» поддерживает уже состоявшиеся приемные семьи и тех, кто еще только готовится стать принимающими родителями. Любые вопросы, касающиеся семейного устройства, можно задать консультантам горячей линии фонда, сотрудникам информационного центра «Дети в семье». Помимо этого, есть возможность получить очные консультации психологов, юристов, дефектологов и логопедов в офисе фонда по предварительной записи.

В «Школе приемных родителей», которая работает при фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам», проводится обучение потенциальных приемных родителей, готовых стать временной поддержкой для ребенка и его семьи для того, чтобы дети не попадали в сиротские учреждения.

Фонд также поддерживает приемных родителей в лечении и реабилитации детей с особенностями развития и сложными заболеваниями в рамках проекта «Близкие люди». Подробнее о нем мы попросили рассказать руководителя этого проекта Алену Синкевич:

 - Проект «Близкие люди» помогает семьям, принявшим на воспитание детей с особенностями развития, со сложными или редкими заболеваниями, в решении многочисленных вопросов, связанных с их лечением и реабилитацией. Таким детям близкие люди необходимы не только для того, чтобы жить, но и для того, чтобы выжить. А программы поддержки приемных родителей –  это важный аргумент в пользу того, чтобы выбирать ребенка не по медицинским показателям, а  руководствуясь в первую очередь голосом сердца.

Средства, полученные от благотворителей, направляются исключительно на медицинское лечение, коррекционное развитие и реабилитацию ребенка. На них приобретаются лекарственные препараты, медицинские расходные материалы, медицинское оборудование, ортопедическая обувь; оплачиваются медицинские процедуры и обследования, консультации врачей, занятия с дефектологами, логопедами и другие развивающие и коррекционные занятия, а также привлечение нянь на период госпитализации приемного ребенка. Например, если к нам обращаются семьи, взявшие под опеку или усыновившие ребенка с синдромом Дауна, то тут мы, как правило, помогаем в оплате логопедических занятий. Кроме того, это может быть адресная помощь в приобретении ортопедической обуви, лечении сложных сопутствующих заболеваний.

В проекте «Близкие люди» также есть специалисты, которые работают с проблемами, не связанными с соматическим здоровьем: семейный психолог, детский психолог, дефектолог.

В основном наши психологи занимаются эмоциональными проблемами людей, принявших в семью детей с ОВЗ. Например, иногда бывает, что человек осознанно идет на то, чтобы взять в семью ребенка с особенностями, но на деле оказывается, что психологически он не готов к этому, в глубине души надеясь, что, оказавшись в семье, ребенок быстро выправится и будет таким же, как все. В этом случае приемным родителям требуется помощь в принятии ребенка, в том, чтобы они увидели его реальные проблемы и поняли, что, занимаясь его воспитанием и развитием, надо продвигаться вперед в его темпе, который отличается от нашего. Именно на таком содружестве, на уважении к отличиям, получаются прекрасные жизнеспособные приемные семьи.

Хочу заметить: у всех людей разный культурный, образовательный уровень, жизненный опыт и опыт переживания травм. Соответственно, и помощь даже в схожих ситуациях им требуется разная. Поэтому, занимаясь поддержкой приемных родителей, мы всегда действуем по технологии «работа со случаем». Это значит, что для каждой семьи мы будем искать свои подходы. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, приведу такой пример. Однажды мне случилось одновременно работать с двумя семьями, которые подбирали приемного ребенка, оказавшись в очень схожих жизненных обстоятельствах. И у той и у другой семьи были кровные дети с синдромом Дауна. И у того и у другого ребенка диагностировали тяжелый порок сердца. И тот и другой ребенок умер. Обе семьи вроде бы получили одинаковую травму. Через какое-то время обе они решили, что будут воспитывать приемных детей. Но одна из них была настроена на то, чтобы взять ребенка с любыми особенностями, только не с синдромом Дауна, а другая пришла к решению взять только ребенка с синдромом Дауна. И тот и другой опыт объясним: у каждого свой путь, свои ресурсы и расчеты. А значит, и в вопросах поддержки таких семей подход должен быть строго индивидуальным, в зависимости от их потребностей.

Так же, индивидуально, работают с каждой семьей и наши юристы, и другие специалисты. Пожалуй, единственный универсальный аспект поддержки приемных семей – информационный. В рамках нашего проекта мы организуем семинар для волонтеров, но, на мой взгляд, его необходимо прослушать всем, кто еще только задумался о принятии в семью особого ребенка или столкнулся с трудностями, когда ребенок уже оказался в семье. Тема этого семинара – «Неизбежные последствия сиротства». Мы постарались собрать в программе этого семинара всю основную информацию по данной теме. У слушателей будет возможность по пунктам разобраться в тех вопросах, которые неизбежно возникнут, если ребенок хоть какое-то время прожил в детском доме. Их нельзя игнорировать, причем ни тяжелый соматический диагноз, ни генетическое заболевание не отменяют последствий сиротства. Все те последствия, которые появляются у детей без этих диагнозов после жизни в детском доме, все равно появляются и у особых детей. Приемные родители должны это понимать и по возможности отличать одно от другого, потому что, к примеру, если пытаться скорректировать проблемы приемного ребенка с синдромом Дауна так же, как проблемы ребенка, растущего в кровной семье, то из этого может ничего не получиться либо путь будет медленным и трудным. Методы коррекционной работы должны быть изменены с поправкой на то, что у ребенка есть еще и сиротские проблемы.

На мой взгляд, у детей с синдромом Дауна, которые оказываются в приемных семьях, основная проблема – это не их генетические особенности, а последствия, приобретенные ребенком за счет того, что очень важные для развития ранние годы он провел в закрытом учреждении, в условиях отсутствия близкого взрослого, без обучения и социализации. Последствия жизни в детском доме могут быть так сильны, что поначалу, не справившись с ними, невозможно даже приблизиться к решению проблем, связанных непосредственно с синдромом Дауна. Очень важный и показательный опыт в этом отношении мы получили несколько лет назад, когда, работая над семейным устройством детей с синдромом Дауна, приводили двоих таких ребятишек из ДДИ на занятия в Даунсайд Ап. Помню, как одна из них, девочка Аня, впервые вошла в комнату, где ее ждали педагоги. Первым делом она расшвыряла мебель и игрушки, попыталась подраться со мной. Я была поражена реакцией педагогов, которые не стали говорить обычные в такой ситуации слова о том, что ребенок агрессивен, неконтактен и необучаем. Специалисты смогли сделать правильный вывод: у девочки такой дефицит сенсорных ощущений, что, пока он не будет восполнен, говорить о дальнейших занятиях невозможно. Через месяц повышенных сенсорных нагрузок, рекомендованных педагогами, Аня начала вступать в нормальный контакт, стала заниматься и многому научилась. Если бы это преображение могли наблюдать люди, решившиеся стать приемными родителями, то, возможно, гораздо меньше детей с синдромом Дауна оставались бы на попечении государства. Недаром их чаще всего принимают те семьи, которые имели опыт взаимодействия с такими детьми и взрослыми.

Похожие материалы